Мудрый Тис

                "Мудр только тот, кому давала уроки Природа"
                (Древнегреческий философ Пиндар)

В одном из стародавних королевств на придворцовой площади рос величественный старый Тис. Кто и зачем вырастил это ядовитое дерево вблизи людских жилищ никто не знал. Но вот что было удивительно: Тис уважали и почитали все жители страны, берегли его как реликвию, как святыню.
   
Рассказывают, что в былые времена часто приходили к нему девушки и просили:
- Дай мне своё семечко, могущественное дерево.
- Зачем тебе яд, неразумноё дитя? - спрашивал Тис.
   
И девушки рассказывали ему истории своей несчастной любви и умоляли дать семечко, чтобы отравить разлучницу.
Дерево отвечало:
- Яд я тебе не дам - задумала ты злое дело. Иди по жизни с добрыми помыслами, и судьба улыбнётся тебе.
   
Приходили к нему и молодые юноши, прося о том же. На это мудрый Тис говорил:
- Коварное дело замыслил ты. Какой из тебя будет после этого мужчина, воин? Иди и в честном поединке с соперником решай свои споры.
   
А однажды пришёл к нему королевич - будущий наследник престола - и властно сказал:
- Дай мне своё самое ядовитое семечко!
Тис насторожился и спросил:
- Зачем тебе, будущему правителю, яд?
- Мой отец - король - стар и немощен, он уже не может управлять страной, а мне трон не хочет передавать.
   
На это дерево грозно ответило:
- Не тебе решать такие дела. Если действительно хочешь быть полезным своему народу, помогай отцу править королевством и расскажи ему о своих подлых намерениях.
   
Задумался молодой королевич и, понурив голову, удалился в свои покои.
Долго не появлялся он на людях, размышляя над словами старого дерева, наконец явился к королю и, склонив голову, поведал ему о своих дурных замыслах. А потом предложил отцу свою помощь. Ничего не ответил король. Но через некоторое время призвал королевича к себе и передал ему королевскую власть.
   
Так и повелось в стране - к Тису приходили люди со своими думами, сомнениями, и для каждого находил он нужные слова. Как-то к нему подошёл маленький мальчик и спросил:
- Дедушка Тис - вы ядовитое растение. Какую вы пользу приносите? Почему вас так уважают и ценят?
 
Старый Тис ответил:
- Всех нас создала Природа, а она ничего зря не делает. У каждого - своя жизнь, от каждого - своя польза. Моими семенами кормятся птицы: ярко-красная мякоть моих шишкоягод неядовита. Зайцы и олени могут поедать хвою тиссов - им наш яд не опасен.
Я никому вреда не делаю, - продолжал говорить Тис, - И предостерегаю людей от соблазна сделать злое дело. Людей Природа наделила умом. Вот они и должны понять, как использовать этот щедрый дар.
   
Малыш задумался, а потом сказал:
- Я буду думать, прежде чем совершать поступки.
- Ну вот и молодец! - ответил старик.
   
А однажды к дереву подошёл чужестранец и сказал:
- Уважаемый Тис, я проделал долгий путь, чтобы найти вас. Рассказывают, что в вашей стране процветает справедливость и добропорядочность, и в этом - ваша заслуга. А в моей стране много зла и насилия. Дайте, пожалуйста, мне ваше семечко. Я хочу вырастить у нас такое же дерево.
 
- Благородное дело задумал ты, добрый человек! А знаешь ли ты, чтобы вырастить тисс потребуется ни одно поколение садовников.
- Есть у меня молодой помощник. Он ценит Природу, добр душой и предан мне. Ему я и передам своё дело, - ответил пришелец.
- Тогда в добрый час! - сказал Тис и, тряхнув своей самой красивой веткой с сочными плодами, бросил садовнику одну шишкоягоду.
Путник поклонился старому дереву, поблагодарил его и, не мешкая, отправился в свою страну.

               


Рецензии
Мудрая сказка. Заставляет задуматься.

Валерий Выборжанин   24.01.2024 22:00     Заявить о нарушении
Благодарю вас, Валерий, за прочтение этой сказки отзыв.
Удачи вам и вдохновения!
С теплом и миром,

Людмила Белан-Черногор   24.01.2024 22:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 37 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.