Закат

(из цикла "Дети Гипербореи" - истории о Белом море)
Однажды вечером решил прогуляться на Юшковку, полюбоваться закатом. Юшковка – это бухта на другом конце острова. Оттуда видно открытое Белое море и сам закат. Никаких поселений, лодок, скоплений людей там нет и можно сказать, находясь там, что ты наедине с природой. Дорога на Юшковку идет через лес и выходит на пологий песчаный берег, на котором зелено-бурой полосой тлеют водоросли, выброшенные приливом. Этот затхлый запах с привкусом йода у меня не вызывает отвращения и вот я, выйдя к воде, сворачиваю налево, чтобы залезть на скалу, откуда открывается великолепный вид. Вечером здесь почти всегда штиль, лишь редкие слабые накаты волн, эти последние воспоминания о дневном ветре, нарушают божественную тишину природы. Странная эта тишина… Это не тишина пустой комнаты, это не тишина ночного города, это не тишина в зале перед спектаклем, когда начинает гаснуть свет. Это тишина какого-то размеренного установившегося веками порядка, неподвластному людскому пониманию. Эта тишина сейчас поглощает все, а точнее все растворено в ней. Если внимательно прислушаться – недостатков в звуках нет. Я слышу шелест редких волн, вот где-то скрипнула ветка, что-то происходит в лесной стороне. А комары? Как я забыл про этих негодяев – ведь они жужжат вокруг меня, и я шлепками опять же нарушаю тишину. Нет. В том-то все и дело что не нарушаю, ни один из всех звуков не нарушает тишины, этой торжественной, хрустальной, мягкой, уютной тишины. Все в ней и я – тоже.
Я присел на свой камень – это самая высокая точка на скале. Вот и доска моя, на которой я всегда сижу, а вот и сосенка справа от меня. Эта сосенка очень старая. Несмотря на то, что она с меня ростом, она стара, как все эти огромные корабельные сосны в лесу. Просто скала со своей жалкой почвой не дает ей достаточно силы, чтобы вырасти больше. Да ей это и не нужно. Будь она чуть выше – ее сломило бы штормовым ветром. Вот так она и растет здесь на своем месте, не мешая никому. Так и все здесь - на своем месте, все как бы правильно подогнано, ничего ни откуда, ни на что не лезет, не наползает. Все живое и неживое присутствует здесь как бы спросив – можно я побуду здесь? Вот так и я пришел на свой камень как бы с разрешения, мол, можно посижу тут подумаю, на закат посмотрю? Ну что ж, посиди, отвечает тишина, нам не жалко.
И вот мы – персонажи этой картины – я с друзьями-комарами, сосна, другие растения, камни, птахи различные присутствуем на берегу и обращаем свои взоры туда в даль, в то место, где ярко-огненное небо сочетается с морем.
Солнце у горизонта расплавилось и расплывалось. Днем оно висело на небе ярким ослепительно-белым кружком на радость всему движущемуся и кишащему. Теперь оно само разогрелось, разомлело, отяжелело и расплывалось вдоль края моря, как будто хотело остынуть в нем. И словно как у лопнувшего желтка, части его размазали красно-оранжевыми полосами небо над горизонтом. Мимо пролетело две чайки с криками. Им как будто не до заката. Ну да, зачем им этот закат? У них одно на уме – сожрать какую-нибудь рыбешку, да уследить за своей кладкой. Если они будут думать о закате, рыбу съедят другие, место займут другие, кладку разорят, самку заберут. Вот и приходиться шевелиться с утра до утра. А если бы им предоставили все условия, и у них было бы свободное время, то стали бы они любоваться закатом? Может быть, и стали бы, но, скорее всего, они бы не остановились на достигнутом – ели бы неограниченно и плодились бы также. И это не потому что они такие глупые, а потому что такова природа – в них ничего более дурного не заложено. Мне вспомнилось, что я где-то читал про павианов в Африке, как они вечером садятся группой на возвышенности и смотрят на закат. Что это? Как это можно объяснить?... Я смотрел вдаль…
Какое же все-таки огромное пространство впереди. Вот если бы я был чайкой… - думал я. Я представил, как отрываюсь от этого камня и лечу прямо туда, куда заходит солнце. Я живо это представил, и мне стало жутко. Мне очень явно представилось напряжение всего моего тела. Сколько сил нужно для опускания крыльев, сколько вдохов, сердце вот-вот лопнет. Краем глаза я вижу свой торчащий клюв, опуская голову – выпуклую белую грудь с рыжим отсветом от заката. И прохлада, обволакивающая морская прохлада. Что мне лететь на этот закат, если он всегда отдаляется!? Да конечно он манит, он прекрасен, но он недосягаем! Вся трата сил бессмысленна и я, в конце концов, рухну вниз на съедение морским гадам. Нет, ребята, чайки умные. Если у тебя есть крылья – используй их по назначению – гоняйся за рыбешками и самками. Ну а если у тебя соблазн лететь куда-то туда – отрежь крылья, тогда, может, выживешь.
Так, наверное, всегда – тянет и манит недостигаемое, а то, что просто, понятно; то, что здесь и сейчас - бессмысленно и абсурдно.
«Сосна ты абсурдна?» - мысленно спросил я у дерева, повернув голову направо. Она стояла как в оцепенении, она застыла в этом великолепном свете. Особенно выразительна была ее ветка. Она тянулась корявой перекрученной лапой вниз к морю, как бы спрашивая что-то. Ее иголки в освещении заката выглядели рыжими. Как странно днем – зеленые, вечером рыжие. И вообще этот волшебный свет придавал какой-то налет далекой сладкой тоски, хотелось что-то вспомнить и еще раз пережить сполна. Это «что-то» очень важное, невозвратимое и невыразимое. Я думаю, каждый такое когда-нибудь испытывал, вот это «что-то». Но об этом чуть позже, я пока не хочу это отпускать не получив ответа от сосны. А она молчит. И действительно, что она мне ответит? «Да, я абсурдна!»? И что дальше? А то, что для меня это не очевидно, сейчас – совсем не очевидно. Я понимаю, что не верю и не хочу верить в это. Потому что то, что я вижу в тебе – это красота и гармония. Ну а это ни как не может быть абсурдным. Вот если на тебя повесить игрушку или прибить табличку к твоему стволу с какой-нибудь стрелкой или знаком М/Ж, или просто спилить – вот это уже будет отдавать абсурдом. Кто-нибудь скажет: «а существование само по себе этой сосны, и не только ее, но и этих чаек, этих камней, да и вообще заката и моря – разве это не бессмысленно, не абсурдно?». Существование? Но оно «само по себе» ведь здесь и сейчас, так? И оно «здесь и сейчас» таковым мне не кажется. Мне хорошо, и я хочу быть «здесь и сейчас». Потому что мне есть еще, о чем подумать… и мне хочется этого.
А что это? Это тот самый свет заката, разместившийся на всех, обращенных к нему частях этого мира, окружающего меня. Что же в нем такого прощального, вечного… с налетом сладкой тоски? День заканчивается, этот день умирает, свет заката удерживает каждый его миг, и все прощается с ним. Вечный вопрос перед смертью вытягивает из сердца это «что-то», что отбрасывает назад и собирает в единое все. Это «что-то» отодвигает на задний план то, чем сознание было забито несколько часов назад. Какая-то там наука… ихтиология… что приготовить на обед, когда носки постирать, когда на сетки сходить... Теперь все… это полная чепуха. Прощальный свет заката наполняет душу. Мои руки, как и кора сосны в рыжем отсвете стали какими-то древними. Мы, участники этой панорамы, мы все – все Единое. Я не лучше чайки или сосны, или этого вереска, или того камня. Не лучше и не хуже. Просто сейчас мы все на своих местах в объятьях тишины и рыжего отсвета древнего как мир заката. Если я сорву эту травинку или отломаю ветку сосны, я наврежу Единому, а значит и себе.
Мне представился этот волшебный прощальный отсвет на щеках всех людей живых и мертвых. На щеках и руках, в которых кипит и суетится жизнь. Меня учили ее видеть и познавать через микроскоп, но только сейчас я понял, что лишь приблизился к ее познанию. Но не через микроскоп, а через прощальный отсвет рыжего заката.
Я шлепнул последнего комара, отряхнул штанины и поплелся по камням вниз к дороге… 


Рецензии
Хорошо вышла природа - очень правдоподобно и состояние наступает такой задумчивости, созерцательности - будто сам там оказался. Буквально на днях читал такого советского писателя - Ю.Казакова - у него там про Белое море повести и рассказы. У тебя природа здОрово выходит - я так не могу писать, как не старался. Но почему ты на сюжет упор не делаешь? Думаю это дело немаловажное.
Из моих можешь на досуге прочесть "Победа"( это не про ВОВ), ну и "Синяя революция" неплохой рассказ - сюрреалистический.
С уважением, Эдуард Ф.

Эдуард Фетисов   17.10.2012 22:52     Заявить о нарушении
Спасибо, дружище! А что такое сюжет? Ежели я вижу или созерцаю что-либо - это ли не процесс? А не является ли процесс сюжетом (считаю шедевр Кафки "процесс" шедевром)? В нашем общем понимании сюжет - это начало, развитие, зрелость, кульминация, старение и смерть. Вот и все. В "закате" смерть - это уход от заката в пошлое бытование (ужин-сон-завтрак-стирание носков-сети-научная дурь-обед-мойка посуды-усталость-сон - и так далее, как колесо сансары, как день сурка - ни это ли смерть!???). Так вот закат - это вспышка истиного бытия - это то, что я не мог не написать. думаю, что прогулки по крыше - тоже такое. То что тянет НАС вырываться из этой однообразной круговерти. На фоне мощных ощущений, мыслей и чувств от сюжета остаются только рожки да ножки. Само переживание (тишина, сосна, чайки, солнце) - это и есть тот самый сюжет. И любой детектив меркнет перед этим впечатлением.
Почему, когда я наблюдаю все это великолепие, посылаю все остальное (сюжеты, науки, ***ни всякие, правила, истины пошлые и многое-многое еще) на Х..!!!???
Спасибо, за понимание!
ps
когда писал - вообще не старался ни разу. Я просто отрешился и начался поток. простой поток. Кстати - есть идея написать рассказ - "поток" - просто отобразить путь среднего налогоплательщика с постели на работу. Все что происходит у него внутри (это внутренняя параллель на тему "нассыщенная жизнь").

Павел Гурачов   18.10.2012 00:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.