Последняя поездка Паноптикуса

  Паноптикус всегда собирался быстро. Его уже давно не вызывали к Главному. Наверное, месяцев шесть. "Что они там притихли?" - спрашивал он себя.

  Теперь же секретный агент Паноптикус был сосредоточен и внимателен. "Все!" - сказал он себе, оглядев комнату, - "пора". Сев на свой вертомобиль, он помчался вовсе не туда, куда, казалось бы должен, а совсем в другую сторону. Специалист по тайным операциям знал, что он никогда не войдет в офис Главного через парадный вход, как все простые смертные - он не может позволить себе засветиться.

  Вертомобиль приземлился в загородной роще. Поблизости работало небольшое кафе. Оно утопало в зелени акаций. Посетителей на открытой веранде было немного. Официант и еще кто-то, судя по облику - повар, видимо, от безделья, как могло показаться постороннему, стояли между столиками и смотрели на прибывшего. Один из двух клиентов, сидевший за столом тоже обернулся. Повар приветливо помахал рукой:
-- Идите. Никого нет.

  Паноптикус, взяв маленький чемоданчик, поднялся по ступенькам.
-- Все в порядке? -- спросил он, оглянувшись с вопросительным видом на посетителей.
-- Это свои. Кофе?
-- Благодарю. Совсем нет времени.
-- Идемте.
Они спустились в подвал через помещение кухни и оказались в просторном подземном гараже.
-- Вот сюда, -- показал ему повар на одну из машин. Оттуда вышел шофер и услужливо открыл дверцу. Паноптикус обернулся:
-- Прощайте... Это я на всякий случай. Работа у меня такая. Со мной все может быть. -- сказал он, садясь в машину и вскоре рванувший с места комфортабельный автомобиль уносил его вниз по туннелю в направлении главного офиса страны. Повар, поморщись на запах выхлопных газов, помахал рукой и включил вытяжную вентиляцию, стал подниматься по ступенькам наверх.

  -- Разрешите? -- вежливым голосом осведомился секретный агент Паноптикус, приоткрыв дверь в кабинет главы государства.
-- Входите.
Двое мужчин стояли, пожимая друг другу руки. Один - высокий ростом и дородный - это был главный в стране Поверландия человек. Его должность так и называлась - Главный. Другой - среднего роста, без лишнего жира на теле и с глазами, не выдававшим никаких эмоций.
-- Садитесь. Давно мы с вами не встречались. -- сказал Главный.
-- Я уже думал, забыли про меня.
-- Чем вы занимались все это время?
-- Работал по специальности.
-- По основной?
-- То есть, можно сказать, по побочной.
Оба засмеялись.
-- Преподавателем ВУЗа? -- снова спросил Главный.
-- Так точно.
-- У меня к вам деликатное поручение.
-- Я кажется всегда выполняю самые деликатные поручения.
-- Послушайте.., -- руководитель страны встал, откашлялся, зачем-то полез в карман, сел и снова молча посмотрел на агента. Смущение, всегда владеющего собой Главного, не скрылось от внимательных глаз Паноптикуса. Что-то важное или очень необычное дело!
-- Значит так, -- наконец овладев собой, произнес Главный, -- мы собираемся предпринять один важный и очень необычный шаг.
Паноптикус слушал внимательно.
-- Э-э.., понимаете ли, мы обязаны принять некоторые меры, - неожиданно, каким-то извиняющемся тоном проговорил Главный. Удивление Паноптикуса достигло невероятной степени. Что происходит? Опустив глаза, Главный сказал:
-- Нам нужно расчистить территорию вокруг страны... Для нашей безопасности. Мы... собираемся нанести ядерный удар по Миниландии. Понимаете?

  Паноптикус выдохнул. Напряжение спало. Теперь все ясно. Интересно, какое ему отводят роль?
-- Превентивный удар, -- продолжал Главный, -- ситуация в мире напряженная. Может вспыхнуть война между крупными государствами.
-- Вот как?
-- Миниландия ныне не является нашим союзником. Генштаби рассматривает в ней потенциальную для нас опасность.
-- Я?..
-- Вас мы зашлем туда. Так просто, для обзора. Можно было и без этого. Но лучше если наше "Всевидящее око" осмотрится и даст нам некоторые рекомендации.
-- Наводка по целям? А как же потом я?!
-- Нет, нет, не беспокойтесь. Все произойдет после того как вы вернетесь. Всего лишь некоторый осмотр местности. Дополнительная корректировка по времени и некоторым мелочам... И вообще ваши рекомендации - всё на ваше усмотрение.
-- Ясно. Но неужели такой удар необходим?.. Как-то неожиданно,..
-- Это решать не вам.
-- Да, конечно... Мне нужны число боезарядов и мощности. Или это тоже должен решать я?
-- Нет, конечно. У нас достаточно разведывательных данных от других агентов и со спутников. Нужную информацию вы получите от моего помощника. Ваше дело, как бы это сказать... последний обзор местности. Ещё мысленно извинитесь там за меня...
-- Извиниться?
-- Ну, понимаете, такое дело... Не могу же я сам поехать туда и сказать: "Простите... так получилось". Это сделаете вы за меня. Мысленно.
-- Я понял. Теперь все понял. Для очистки совести. Хотя...
-- Ну и что? Вы же слышали про президента Трумена, отдавшего приказ бомбардировать Хиросиму. В своих мемуарах он написал, что единственно о чем жалеет, так это о том, что не женился пораньше. Ха-ха, -- засмеялся Главный.
-- А облучение нашей территории?
-- Да конечно, в прилежащих к границе районах придется ввести некоторые меры. Возможно - эвакуация местного населения, какие-то ограничения, но это будет носить временный характер. Ведь пережили же японцы ядерное нападение, а когда-то жители Советского Союза Чернобыльскую аварию. Как-нибудь справимся.

  -- Я остановлюсь у знакомых. -- подумав, сказал Паноптикус.
-- У вас там есть друзья? -- насторожился Главный
-- Знакомый.
-- Вот как? Наши спецслужбы об этом знают?
-- Конечно, -- улыбнулся Паноптикус. -- Мы учились вместе, но правда, большими друзьями не были.
-- Хорошо, -- успокоился хозяин кабинета, -- идите. Остальные инструкции получите внизу. Отправитесь не позже завтрашнего дня.
-- Есть.

  Паноптикус после этого два с лишним часа проходил собеседование в особом отделе. Его расспрашивали про знакомых в Миниландии. Кто? Когда познакомились? При каких обстоятельствах? Когда виделись в последний раз? Ну и так далее. В последний раз они виделись в аэропорту. Это было через шесть лет после выпуска. Сокурсник Паноптикуса летел тогда транзитом через Поверландию. Они общались ровно двадцать минут. Паноптикус узнал, что тот работает в проектном институте. Женат. Сын и дочь. Взял у него адрес. Но с тех пор прошло много лет...

  В самолете он вспоминал студенческие годы. Думал ли тогда тот худощавый студент из Миниландии какой кошмар устроит Поверландия когда-нибудь для него и его страны? Как интересно я буду себя при этом чувствовать, зная, что эти люди погибнут через несколько дней? От волнения он откинул голову так резко, что сидящий с ним рядом пассажир удивленно посмотрел в его сторону. "Что делается?" - думал Паноптикус, - "Неужели нельзя по другому? Сила - какая это большая ответственность! Не всякому можно быть сильным!"

  Из своих щедрых командировочных он накупил подарков. Выбирая их, Паноптикус насмехался над собой - дарить людям то, что им уже никогда не понадобиться... Электробритва, шелковый галстук, две банки высокосортного кофе, мужские и женские наручные часы, две бутылки марочного вина и кое-что в качестве десерта... Роскошный выбор. "Аристократический набор" - похвалил самого себя Паноптикус, - "Для детей я что-нибудь выберу в аэропорту - в зоне беспошлинной торговли. На этом  можно будет и сэкономить. Они, должно быть, школьники - мальчику плеер или бинокль, девочке... там видно будет." Он собирался почти неделю прожить у знакомых, поэтому подарков было много. В общем - резонно.
 
  Под вечер он вышел из самолета, приземлившегося с опозданием всего на десять минут. Задержался на трапе и осмотрелся - через неделю дней всего этого вокруг не будет! Да, надо же!.. Адрес сокурсника он легко узнал из оставленной на столике газеты в зале ожидания. Он последовательно вычитал подчеркнутые буквы и цифры на первой странице - другие агенты постарались и установили для него нужный адрес. Пользуясь своим всегдашним методом устанавливать связь цифр с знаменательными годами или с возрастом, он быстро запомнил номер дома и квартиры. Дом 24 - в этом возрасте он закончил институт. Квартира номер 45 - в этом году была сброшена атомная бомба на Хиросиму. Улица. Название улицы пришлось несколько раз повторить про себя.

  Дверь открыл сам хозяин квартиры и вопросительно посмотрел на хорошо одетого господина средних лет.
-- Не узнаете? Мы вместе учились.
-- Кажется,.. Паноптикус? Неужели?
-- Да.
-- Вот не ожидал.
-- Можно?
-- Конечно, прошу.

  Паноптикус чувствовал себя уверенно, что обычно не было свойственно ему в подобной обстановке. Но то, что должно было произойти через 7-8 дней сметало все условности.
-- Как вы меня нашли?
-- Навел справки.
Подошла жена.
-- Познакомтесь, мы учились на одном курсе, -- представил Отец гостя.
-- Я вам не помешал? -- обратился Паноптикус к даме.
-- Нет, нет. -- заходите пожалуйста. -- кажется мой муж о вас рассказывал.
-- О нем и о других наших товарищах. -- сказал хозяин дома.
-- Как давно это было! -- воскликнул Паноптикус, входя в комнату и удивляясь своей развязности. Он, знал о том, о чем не знал никто в этой стране и даже остальные агенты Поверландии, которых видимо в течении двух-трех дней отсюда отзовут. Это делало его хозяином положения.
-- Ну, как у тебя дела? -- спросил он отца семейства, которого мы будем так и называть, усаживаясь на диван.
-- Как ты меня нашел? -- снова спросил Отец, тоже перейдя на "ты".
-- Тот адрес который был у тебя раньше, который ты дал мне в аэропорту? Помнишь?
-- Но я там давно не живу.
-- Я тебя там не нашел. -- соврал Паноптикус, -- Пришлось искать твой новый адрес. А когда ты поселился здесь?
-- Недавно, можно сказать. Всего два года. А откуда ты узнал мой новый адрес?
-- В электронном информационном центре. Ты разве не знаешь? Такие центры сейчас есть в каждом городе.
-- Ах да! Конечно.
-- Ну рассказывай, какие успехи?
-- Так, особо похвастаться нечем. Кандидат наук.
-- Да? Поздравляю. Там же в проектном?
-- Да. А ты?
-- Преподаю на кафедре. Доцент, -- сказал Паноптикус.
-- В нашем политехническом?
-- Нет. В инжинерно-строительном.
-- Отлично. А семья?
-- Я все ещё холостяк, -- засмеялся Панлптикус.
-- Неужели?
-- А мы вас женим, -- присоединилась к разговору Мать семейства.
-- Это то, что мне постоянно предлагают все знакомые. Вот и вы...
-- А что? -- воодушевилась жена хозяина дома.
-- А у меня двое детей: сын и дочь. -- вставил слово отец.
-- Я же помню. Ты рассказывал.
-- Тогда они были совсем малы.
-- Да, время летит. Сейчас им...
-- Мальчик закончил школу в этом году. Готовим документы в ВУЗ. А дочь на год младше.
-- Взрослые люди! А где они сейчас?
-- Мальчика нет дома, а дочь у себя, -- сказала Мать.
-- Позови её сюда. -- попросил отец. Дочка явилась и молчаливая встала перед гостем. Паноптикус галантно поздоровался:
-- Очень рад. Какая у тебя взрослая дочь! Хорошо учится, наверное?
-- Она собирается в следующим году поступать на филологический, -- ответила за неё Мать. -- Все время занимается. Старательная девочка! Не то что наш сын - оболтус. Не знаю как он сумеет сдать вступительные экзамены? Остается меньше месяца.
-- Филологический? Похвально.., -- Паноптикусу вдруг стало не по себе. Он представил себе обугленные остатки этой девочки, -- не могли ли вы принести мне воды?..
-- Сейчас. -- встревоженно сказала Мама.
-- Что? -- забеспокоился Отец, -- что с тобой? Болеешь?
-- Так. Сердце пошаливает иногда.
-- Ну, да? Лечишься?
-- Это неопасно - приступы учащенного сердцебиения. Пароксизмальная тахикардия. Слышал про такого зверя?
-- Ты взял с собой таблетки? Или принимаешь капли? Если нужно, я сбегаю в аптеку.
-- Есть там у меня что-то в сумке. Не нужно. И так пройдет.
Панптикус выпил воды и стал снова смотреть на дочку хозяев. "Боже мой! Поступает на филологический!"
-- Ну ты это дело так не оставляй. Что же это? Мы не так стары по-моему, а? -- похлопал Отец его по плечу.
-- Совсем не стары. Видишь? Меня прочат в женихи.
Оба засмеялись.

  Вечером он познакомился с сыном хозяев. У него защемило сердце: "Надо спасти хотя бы одного. Может я смогу уговорить родителей отпустить его со мной?"
-- Хотите, я повезу вашего сына с собой поступать в институт? Я создам ему все условия. -- спросил он.
Родители переглянулись.
-- Какой институт?
-- Например, экономический? Хотел бы он там учиться?
-- Это было бы здорово! -- оживился Отец, посмотрев на жену.

  Жена, кажется, не разделяла оптимизм мужа.
-- Как-то неожиданно. Мы не предполагали.
-- Ваш же муж учился у нас!
-- Да. это было другое время. Сейчас нужны средства...
-- Я все беру на себя, -- решительно заявил Паноптикус, -- я хорошо зарабатываю, а своих детей у меня нет.
-- Спасибо, -- растрогался Отец, -- но это так неожиданно! Да и не могу я злоупотребить твой добротой.
-- Ой, ну о чем ты? Ты меня сейчас рассердишь. Какие глупости! Соглашайся. Ну а ты, хотел бы поехать со мной? -- спросил Паноптикус, повернув лицо к юнцу. Тот согласно кивнул головой.
-- Вот видишь? -- воскликнул Паноптикус.
-- Иди готовиться, -- повелел сыну отец. Тот ретировался.

  Перед тем как сесть ужинать, Паноптикус выложил подарки. Увидев их, хозяин квартиры немного растерялся: "Чем мы так обязаны? Будет ли мне по сделать ответный шаг? Что все это значит?" Сонм мыслей проскакивал у него в мозгу.
-- Да, вот ещё, -- как бы между прочим проговорил гость, -- я хотел бы остановиться у вас. Мне страшно надоели гостиницы.
-- Да, конечно. -- с готовностью ответил Отец, а сам тут же подумал: "Контрабанда? Торговля наркотиками? Почему он избегает гостиниц? Не хочет регистрироваться? Но он же прилетел на самолете. Прошел таможню. Что же всё это значит? А впрочем, что это я?.."

  Гостю постелили на диване в гостиной. "Я их стесняю, но какое это теперь имеет значение? Бедные люди! И таких миллионы!" -- ужаснулся он. Утром они вместе с Отцом семейства вышли из дома. Перешучиваясь, разошлись в разные стороны - отец на работу, а Паноптикус по своим командировочным делам.
-- Ты знаешь как доехать? -- обернувшись, вдогонку спросил его сокурсник.
-- Я купил план города. -- помахал гость рукой.

  Паноптикус направился к президентскому дворцу. Внимательно осмотрел его с разных сторон. Потом направился к Главному штабу вооруженных сил Миниландии. Предварителный обзор схемы города он сделал ещё находясь в спец.отделе. И теперь имел об этом некоторое представление.

  Вечером было весело. Паноптикус захватил в магазине выпивку и кое-какое дополнительное угощение и теперь подвыпивший Отец семейства громко шумел:
-- Что? Старые друзья не могут выпить? Ты не права. Н-е-ет! -- говорил он, качая головой в ответ на совет жены пить поменьше.
-- Всё. Больше не будем, -- согласился гость, -- только когда будем отмечать мой отъезд.

  Прошло три дня. Паноптикус каждый день слонялся по городу. Изучал обстановку. Дома у него спрашивали с какой целью приехал, где бывает. Он так заврался, что вконец запутался сам. Научная командировка. Здесь ещё один преподаватель из его ВУЗа. Тот остановился в гостинице и они проводят свободное время вместе. А в каких учреждениях он бывает? Министерство образования, институт повышения квалификации. Согласно легенде он привез с собой папку с бумагами, в которых мудреным текстом было расписано разное и всё с печатями. В общем, в сокурснике и его жене он снова возбудил подозрения.

  Вечером третьего дня пребывания в гостях он поймал внимательно изучающий взгляд Матери. "Она мне не доверяет. Никуда мальчика они не отпустят. Ведь моя настойчивость была им не понятна." А еще через пол часа супруги, сидя перед ним, дружно заявили:
-- Знаете, мы решили, что лучше будет, если сын останется с нами. Он у нас единственный. Мы ведь по нему будем очень скучать.
-- Ну, что же. Как хотите,.. может так лучше... Я просто хотел... ну да, ладно, -- запинаясь произнес Паноптикус. "Вот так пожалей кого-нибудь! Знали бы они, что вскоре случиться!"

  Шел четвертый день, как он гостил у институтского товарища. Отца семейства долго не было в комнате - они с женой возились на кухне. Вдруг донесся недовольный голос хозяина дома. Вскоре он, с сердитым лицом появился в комнате:
-- Ох, эти женщины!
-- Что произошло? -- спросил гость.
-- Я же говорил! Нельзя стерилизовать помидоры дольше 15-и минут. Сколько можно говорить! Они разварятся и семена выплывут наружу...
-- Ах, вот оно что! Заготовки на зиму? Хорошо. Ну,.. а семена... Это - ничего. Это не важно. -- неожиданно проговорился Паноптикус и прикусил язык.
-- Как не важно?!
-- Да я так... Не все то важно, что иногда кажется...
Отец, некоторое время молча и не понимая смотрел на гостя, потом, ни слово ни говоря, удалился. "Черт побери. Что это я говорю?" -- подумал про себя Паноптикус.

  Укладываясь спать, он анализировал про себя: "Это был демарш - демарш против моего затянувшегося присутствия. Осознанный либо бессознательный выход накопившегося против меня раздражения. Он не стал бы так неуважительно при госте вести себя, громко упрекая жену в моем присутствии из-за каких-то помидоров. Обстановка изменилась особенно после того как они подозрительно отнеслись к моему предложению насчет их сына. Я слишком задержался. Мне дают знать, что пора и честь знать. Мое нахождение здесь становится для них неприятным. Даже дети стали смотреть по другому. А мои подарки?.." На следующий день он улетал и сообщил об этом утром. А пока отправился "закончить все дела".
 
  Паноптикус шел по набережной. Он увидел передвижной ларек со стойкой прохладительных напитков. За ней стояла юная девушка. "Как она через три дня будет выглядеть? О, какой ужас! Что же делать?" - застыл он, глядя на неё.
-- Как вас звать? -- подойдя к ларьку и внутренне содрогаясь, спросил он у молоденькой продавщицы. "Скоро её не будет в живых!"
-- А вам то что? -- огрызнулась девушка, привыкшая к приставаниям подвыпивших гуляк.
-- Да так,..

  Паноптикус решил отыграться за её неприветливый тон.
-- А что вы будете делать в понедельник вечером?
-- Идите, идите. Вы мне в отцы годитесь...
-- Хорошо.., -- примирительно сказал он, -- Я пошел!
Он посмотрел вокруг. Недалеко на скамейке сидела солидная, хорошо одетая пожилая женщина и смотрела на девочку лет 6-и, играющую со скалкой. " Наверное, внучка", -- подумал он, -- "А в понедельник они... Нет этого не может быть! Неужели это произойдет? Что же это такое?" Он вдруг почувствовал резкую слабость. Быстро подошел и сел на ту же скамейку. Женщина обернулась и настороженно посмотрела в его сторону. Ему стало не хватать воздуха. В глазах зарябило, а потом потемнело. Он прикрыл ладонью веки и оставался некоторое время в таком положении..
-- Вам плохо? Нужно вызвать врача? -- вдруг как-бы издалека послышалось. Это была соседка по скамейке.
-- Нет, нет, - поспешно ответил он. Повернувшись, он не сразу увидел её. Какие-то пятна проплывали перед глазами.
-- Внучка? -- кое-как спросил он, для чтобы, переменить тему.
-- Да.., -- растянуто и недоверчиво произнесла дама, -- а вам правда, лучше?
-- Да, да, уже прошло. У меня астма, знаете ли, бронхиальная... Не беспокойтесь. Пройдет. Я свой ингалятор дома забыл...
-- Ах вот оно что!
Он потихоньку успокоился. "Что-же я могу поделать?" -- решил он.
 
  На набережной у четвертого фонаря, если считать от фонтана стоял человек в фиолетовой тенниске. Он глядел в воду, держа под мышкой свернутую газету. Это был связник. Паноптикус издали его заметил. Совпадали все приметы. Он подошел и встал рядом:
-- Вид моря умиротворяет. -- озвучил позывной Паноптикус пароль.               
-- Море тянется до горизонта, вот в чем секрет - в его кажущейся бесконечности! -- прозвучал отзыв.
-- А бесконечность - это значит всё. А может ничего? -- по философски прибавил Паноптикус от себя, -- Как прибыли?
-- Нормально.
-- А я прощаюсь тут со всеми. Мысленно.
-- Живете у знакомых?
-- Да, все там же. Меня уже прогоняют, -- засмеялся он.
-- Я курирую наших агентов по всему миру. Можете называть меня просто "Куратор".
-- Очень хорошо, господин Куратор.
-- Там у нас многое слышат через ваш персональный коммуникатор. Есть такие технологии. Но, конечно не всё.
-- Я так и предполагал.
-- Какие будут ваши рекомендации?
-- Я предлагаю ударить в самую жару. Днем. В следующий понедельник в рабочее время. Это усилит эффект.
-- Да, в этом что-то есть. В самое пекло... -- поежился Куратор, -- почти 40 градусов тут температура воздуха, да ещё плюс... Здорово придумано!
-- Ещё обратите внимание на расположение дворца президента и главного штаба вооруженных сил. Между ними расстояние по прямой около семи-восьми километров. Первый сюрприз можно будет выложить между ними. Хватит на оба объекта.
-- Не зря вас сюда послали! Я буду ходатайствовать о вашем награждении.
-- Не надо,.. спасибо, господин Куратор. За эту работу мне не нужно никакой награды.

  Вечером отметить отъезд с выпивкой не удалось. Отец семейства сослался на недомогание. Быстро отужинали, посидели, глядя на часы. Потом все встали, чтобы гость мог приодеться и собрать вещи. Хозяин квартиры вошел обратно, когда уже одетый Паноптикус запирал чемодан.
-- Это варенье, домашнее - чем богаты. А этот сувенир будет напоминать тебе о нашем городе. А вот четки - хорошая работа. Если их перебирание - забава не для тебя, можешь повесить куда-нибудь - красиво смотрятся.
-- Ну что ты?! Это все совершенно лишне! Ты меня просто растрогал, правда... Какие красивые четки! Спасибо! Я всегда мечтал иметь такие...

  Паноптикус посмотрел на Отца семейства. Ситуация была невыносимой. "А что если сказать ему все? Пускай прячутся в метро. Но нет, никак нельзя! Что же это такое?!" Он сел на диван совершенно беспомощный.
-- Что с тобой? -- забеспокоился хозяин квартиры. -- Тебе плохо? Опять пошаливает сердце?
-- Сейчас пройдет...
-- Ты обязательно обратитесь по приезде к врачам. Обещай.
-- Да, конечно...

  Несмотря на возражения Отец семейства провожал его до самого аэропорта.
-- Приезжайте в этом году ко мне обязательно, всей семьей, -- прощаясь, говорил ему впустую Паноптикус. "Можно ли представить себе большего лицемерия! Господи!" -- ужаснулся он, -- "Что за миссию на меня возложили?!"
-- У жены отпуск зимой, -- ответил Отец, -- Надо будет согласовать. Ещё надо дождаться каникул. Неизвестно поступит ли в этом году сын? А то его в армию заберут. Мы сейчас на распутье. Не знаю, как получится. Следующим летом поступает дочь...
-- Прощай! -- сказал, уже не в силах сдерживаться Паноптикус.
-- Как? Прощай?
-- Это моя привычка... Я всегда прощаюсь - на всякий случай. Работа у меня такая - есть вторая профессию - это очень опасно. Как-нибудь я тебе о ней расскажу. Это не совсем обычно... Но я тут не виноват! Поверь! Ничего не могу поделать! Вот! Всё! Я пошел.., -- сказал он и не оборачиваясь назад зашагал на посадку.

  " О чем это он? Что всё это значит?" -- недоуменно взирал вслед удаляющейся фигуре Отец семейства. "Странный, загадочный человек. Как будто не тот самый Паноптикус! Что это был за визит?" Он вспомнил про электробритву, часы и кофе, которые подарил ему гость -- "Впрочем, человек культурный, внимательный и не скряга" -- подумал он и с озабоченным видом направился к выходу.

  Паноптикус по прибытии ночью на родину сразу отправился домой. А уже утром он сидел в спец.отделе и долго писал подробный отчет о проделанной работе. Потом его почему-то попросили перейти в другую комнату, где его встретил Психолог.
-- Как вы себя чувствуете? -- спросил тот у несколько удивленного Паноптикуса.
-- В общем-то неважно, -- раздраженно отвечал тот, -- у меня некоторая степень нервного истощения. А что?
-- Браво. Вы ставите себе верный диагноз. Это адекватное состояние.
-- А вы разве врач, чтобы говорить о диагнозе? По моему психолог - это не психиатр.
-- Ещё раз браво! Хорошо... Я понимаю - вы раздражены. Поговорим об этом поподробнее. Я посвящен в операцию. Как насчет моральной стороны дела? Вы... выполняли незавидное поручение, касающееся несколько.., как бы это сказать, вопроса.., не совсем... могущего показаться правильным, хотя этого и требует стратегия нашей национальной безопасности... Не раздирали ли вас противоречия?
-- Вы сами уже все сказали. Конечно, ужасно представить себя на месте этих  людей, но...
-- Что но?
-- Зачем нужен этот разговор? Я не нуждаюсь в психологической помощи.
-- Дело не в этом. Прошу вас, не расстраивайтесь. Я должен кое-что выяснить. Не могли бы вы подсказать, когда и во сколько это случится?
-- Я не уполномочен кому-либо сообщать секретную информацию.
-- Даже сидя в спец.отделе? -- улыбнулся Психолог.
-- Но вы не являетесь нашим сотрудником.
-- Уважаю, -- кивнул головой Психолог, -- все по уставу, но я вам скажу - время Х - примерно в час дня, завтра днем. Вы же сами посоветовали ударить в самую жару..
-- Да...
-- Осталось совсем немного времени. Что вы испытываете? Я спрашиваю ради дела.
-- Я не могу об этом говорить, просто не могу. И не хочу продолжать эту тему.
-- Хорошо. Я вам всё открою. Дело в том, что никакого удара не будет. Мы решили проверить на сколько хладнокровно воспримет общественность нашей страны в случае превентивного удара по соседним странам. Нужно было посвятить в это дело несколько сотрудников спецотдела и судить по их реакции. Для этого выбрали и вас, -- с беспечной улыбкой сообщил Психолог, -- расскажите мне, какие чувства вы испытали, что вас больше всего взволновало?
-- Что? -- глаза Паноптикуса чуть не вылезли из орбит, -- вы что - издеваетесь?
-- Вы не рады? Вы хотели бы чтобы это на самом деле произошло?
-- Нет, но.., -- Паноптикус почувствовал резкую слабость. Передохнув, он добавил:
-- Таким дураком я ещё не был!
-- Ну что же вы так?

  Паноптикуса передернуло. Он вдруг всхлипнул и закрыл лицо руками.
-- О, Господи! Меня испытали. Нет не вы. Это ерунда - ваше исследование. Меня испытали... Я симпатизировал семье, у которых жил. "Останься с ними", приказало мне сердце. "Раздели их участь". Там.., -- произнес Паноптикус с горечью, указывая пальцем на потолок, -- знали, что ядерного удара не будет. А я.., я уехал оттуда, спасая свою шкуру. На что она теперь годится? Я презираю себя... Если бы я там остался, сейчас я был бы жив и считал бы себя человеком по праву. А теперь я - так себе... пустышка.
-- Вы слишком строги к себе. Вы выполняли поручения Национального Центра безопасности...
-- Перестаньте! -- внезапно громко закричал Паноптикус.
Ему вдруг захотелось плюнуть на пол и выругаться, не выбирая слов. Вместо этого он сказал:
-- Передайте Главному, что я больше не хочу его видеть и прекращаю сотрудничество со спецотделом. Я должен срочно отправиться в Миниландию --, встал он с места.
-- Зачем?
-- Я должен кое-кого увидеть...

  Паноптикус решил покинуть помещение. Психолог загородил ему дорогу.
-- Вам нужно отдохнуть. Хотя бы дня три. Прийти в себя.
-- Отстаньте от меня! -- заорал Паноптикус из всей силы, оттолкнув Психолога. Лицо у того вытянулось, глаза округлились. Он бросился куда-то в сторону, открыл дверь. Оттуда выскочили охранники и стали выкручивать Папноптикусу руки. Он яростно защищался, ударив одного по лицу и крича что-то не совсем понятное. Его скрутили и поволокли в соседнюю комнату. Кто-то крикнул: "Быстрей!" Сделали укол. Подержав его ещё минуты две, охранники отпустили агента на пол. Он свалился как мешок.

  Психолог сидел уже в кабинете у Главного.
-- Какие ваши выводы? -- был задан ему вопрос.
-- Пока я не обобщил. Но, думаю общественность воспримет такое событие... я бы сказал - пассивно. Да, пассивно.
-- В каком смысле? Не будет протестов?
-- Вот именно.
-- Понятно. Как себя чувствует наш агент?
-- Пациент деморализован.
-- Бедный Паноптикус! Мы сделали из него подопытного кролика! Как вы думаете, население нашей страны поддержит такую акцию?
-- Какую? -- внимательно глядя на Главного, сказал Психолог.
-- Ту самую, -- не мигая смотрел на собеседника Главный, -- атомную бомбардировку соседней страны с превентивной целью.

  Психолог долго не отвечал.
-- Поддержит? Это не то слово? Поймет ли?
-- Поймет. Как это было в США, когда атаковали Хиросиму и Нагасаки? Там все прошло спокойно.
-- Тогда шла вторая мировая война.
-- А теперь может начаться третья. Со второй прошло девяносто семь лет.
-- Ну если начнется - ввяжемся в бой, как говорил Наполеон - а там видно будет.
-- А как вам кажется, возможен ли с этической точки зрения превентивный удар?
-- С этической?! Видите ли,.. я не хотел бы отвечать на такой вопрос...
-- Как?
-- Просто. Не хочу и все. Не хочу брать на себя ответственность. Ведь мой ответ может повлиять на ваше решение. Например, мое отрицательное мнение утвердит вас в решимости совершить намеченное. Я же психолог!
-- Смотрите-ка! Да, ну? Я отстраняю вас от занимаемой должности!
-- Пожалуйста,.. -- растеряно произнес сидящий перед главой государства.
-- Идите.
Психолог встал и как-то ссутулившись и ни слова не говоря, удалился.

  Главный нажал на кнопку. Вошел помощник.
-- Позовите ко мне секретаря Национального Центра безопасности.
Секретарь явился по вызову.
-- Вы как считаете - испытание наших людей состоялось? -- спросил его Главный.
-- Да. В общем. Никто не дрогнул.
-- Ага. Сколько людей было посвящено в будто намеченный нами удар атомной бомбой?
-- Пятеро. Кроме Вас, меня и Психолога. Ещё трое военнослужащих готовили будто пуск, плюс - секретный агент, засланный в Миниландию. Потом к нему выехал связник. Он тоже знал про дело.
-- Все они выполнили долг перед страной?
-- Долг? Я бы сказал, они выполнили приказ...
-- Так. Выполнили. Совершенно хладнокровно?
-- Нет, конечно, не совсем, но срыва "операции" не было.
-- Хорошо. Это уже хорошо. А как вы думаете, можно ли такое отношение перенести на всё наше общество и армию?
-- Это лучше знает главный Психолог.
-- Мы с ним рассорились, -- усмехнулся Главный.
-- Он то знал что всё это не по-настоящему. Остальные считали, что атомная бомбардировка произойдет на самом деле. Двое, узнав, что операция была не настоящей потеряли контроль над собой.
-- В том числе и Паноптикус?
-- Да. Он сильно расстроен. Считает такое недопустимым. Но он не проговорился. Взбунтовался здесь, когда узнал, что к чему.
-- Интересное дело! Значит если бы удар был в действительности, он в таком случае вел бы себя спокойно?
-- Трудно сказать. Но вел бы себя, думаю, по-другому.
-- Интересный феномен...
-- Он рвется обратно.
-- Его больше нельзя выпускать за границу. Надо принять меры. Он может испортить нам репутацию.
-- Кому нам? Правительству или стране в целом? Или лично вам?
-- Вы что? Совсем потеряли чувство меры? Как вы со мной разговариваете?
-- А что? После ваших планов я ещё и виноват в чем-то?
-- Каких планов? Это же была проверка! Значит вы меня за что-то осуждаете?
-- Осуждаю?! Разве это то слово, когда речь идет о таком страшном деянии?
-- Ну хорошо. Я вижу все против меня. Даже если всегда бесстрастный Панптикус проявил чувства...
-- Но это такое дело!.. Стены могут заплакать... Генштабисты вас надоумили?
Главный едва заметно утвердительно кивнул головой и спросил:
-- Вы - секретарь национальной безопасности. Не хотите ли со мной поговорить о душе?
-- Почему бы и нет?
-- Ах вот как? На сколько это будет правильно? Для вас и для меня. Я - глава государства и главнокомандующий войсками?
-- А вы считаете, что это не важно?
-- Важна стратегическая безопасность! Не забывайте, какую вы должность занимаете!
Секретарь устало махнул рукой:
-- Если что,.. вам решать, -- а потом решительно выговорил:
-- На то вы и Главный.
-- Ах вот так? Вся ответственность на мне?
-- А как же? Решение принимать вам.
Главный поднялся с места:
-- Поэтому я не имею права поддаваться чувствам!
Секретарь молчал.
-- Идите.

  Секретарь ушел. Главный подошел к окну. Он вдруг почувствовал себя совершенно одиноким и опустошенным. "Уехать что-ли за город к внукам? Черт с этими делами. Черт со всеми." Он быстро собрался и позвонил, чтобы подали машину. Ядерный чемоданчик как всегда ехал рядом с ним.


Рецензии