Уничтожение военных 23-го февраля 1942-го года

       Добрая традиция мужского праздника не исчезла при распаде СССР  даже в тех республиках, где дату 23 февраля официально не отмечают уже много лет.
Перед этим днём лихорадочным огнём горят глаза, оживляя магазины и базары - женщины готовят сюрпризы и подарки: для любимых мужчин, для защитников отечества родных  и знакомых сослуживцев, чужих...
       Не исчезнет, должно быть, из истории и память о труднообъяснимом уничтожении военных 23-го февраля 1942-го года по приказу товарища Сталина, и никакая метла не сметёт "мусор" презрения человеческих жизней.

       * * *
 
       Празднование Дня Красной Армии уже в первую свою годовщину проводилось вместе  с Днём Красного подарка. Так получилось, что «приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами». Эта случайность признавалась в 1933 году на торжественном заседании, посвящённом пятнадцатилетию рождения Красной Армии.
       В конце 1917 года кайзеровские (австро-германские и турецкие) войска угрожали наступлением, и  Председатель правительства большевиков Владимир Ленин вынужден был  15 января 1918 года (28 по н. с.) подписать декрет «Об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА)», подготовленный его соратником Николаем Васильевичем Крыленко, назначенным 12 ноября 1917 года Верховным Главнокомандующим (Главковерхом). Спустя две недели, 29 января (11 февраля по н. с.), вышел ещё один директивный документ – «Об организации Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ).  День рождения Красной Армии отметили впервые 23 февраля 1919 года, объединив с празднованием Дня Красного подарка.

       Как-то накануне Дня Защитника Отечества шла телевизионная передача, посвящённая теме чествования, на которой ветераны рассказывали о воинском долге юношам и девушкам, а те вежливо, с отсутствующими лицами,  ждали, когда же закончится эта скучная канитель, а затем разошлись, так и не задав ни одного вопроса бывшим воинам.
       Бесполезно спрашивать современную молодёжь о событиях, связанных с появлением даты 23 февраля, чествующей воинов. Про еврейский Пурим, удивительным образом преследующий два традиционных советских праздника, ребята могут услышать с экрана телевизора, но, как правило, ничего не знают об истории  торжественной даты Дня защитника отечества. В школе этой теме внимания или не уделяют вовсе, или рассказывают вскользь о муках Рабоче-Крестьянской Красной Армии, но, если Вы спросите у ребят о зарождении фашизма, то можете услышать шокирующий ответ: всё известно, и это здорово, когда собираются вместе в «связку», чтобы захватить власть, используя насилие…
 
       То, что дата 23 февраля считалась Днём Рождения Красной Армии и с 1923 года по приказу Реввоенсовета Республики отмечалась ежегодно, а в 1946 году стала Днём Советской Армии и Военно-Морского Флота, не знают не только многие ученики, но и некоторые учителя. Почему-то забыта история советских традиций, хотя дата рождения Красной Армии была выбрана случайно: ни под Псковом, ни под  Нарвой не было побед в 1918 году, как утверждалось партийным руководством и лично товарищем Сталиным в приказе № 55 от 23 февраля 1942 года.  События, происходившие в действительности, связаны были и с защитой отечества, и с подарками защитникам. Из архивных документов известно, что в «… в ночь с 23 на 24 февраля тревожные гудки петроградских заводов призвали к оружию всех сознательных граждан, всех идейных борцов за Советскую республику, всех защитников завоеваний революции». 
       «Знаете ли вы, что история праздничной даты начиналась с подарков, и связана она не с 23 февраля 1918 года и не с Куликовской битвой 1380 года, как думают некоторые из вас, а с добровольных пожертвований в первую мировую войну?» – спросила я  у ребят на занятиях.
       Оказалось, что никто из присутствующих не слышал об акции «Красного подарка»  и её отношении ко Дню Защитника Отечества. Пришлось мне рассказать о страшном времени последнего года первой мировой войны, продолжавшейся больше четырёх лет и ставшей большим испытанием для народов обнищавшей России, изменив психологию общества.
 
       О том времени новый Главковерх, Николай Васильевич Крыленко, прозванный солдатами за невысокий рост «маленьким прапорщиком»,  написал позже в своей автобиографии: «…январь 1918 г. уходит на организационную работу по сохранению остатков прежней армии и попытки создания новой…
В конце первой четверти 1918 г. ввиду принципиальных разногласий по формированию Красной Армии перешёл в ведомство юстиции».

       В марте 1918 года на пост наркома по военным и морским делам был назначен Лев Троцкий, готовый пролить «…такие потоки крови, перед которыми содрогнутся и побледнеют все человеческие потери капиталистических войн».
       Ввиду нехватки средств на обмундирование новых воинских частей правительство обратилось к населению с просьбой подготовить в дар для фронта посылки. Сбор добровольных пожертвований проходил так успешно, что власти решили учредить особый революционный праздник – «День Красного подарка». Положение же на фронте стало катастрофическим уже 18 февраля: несколько австро-германских дивизий вместе со своими союзниками – турецкими войсками, нарушив акт перемирия от 15 декабря 1917 года, предприняли наступление в Прибалтике, Белоруссии, Украине и оккупировали спустя три дня Минск. Тогда же, 21 февраля 1918 года, в печати появилось воззвание «Социалистическое отечество в опасности», и уже 3 марта правительство Советской России вынуждено было в связи с быстрым продвижением кайзеровских войск заключить в Брест-Литовске (Бресте) невыгодный мирный договор, ратифицированный спустя двенадцать дней.

       * * *
 
       Перед годовщиной выхода декрета об организации РККА Председатель Высшей военной инспекции Николай Ильич Подвойский внёс в правительство в январе 1919 года предложение отпраздновать это событие, на что Президиум ВЦИК ответил отказом «… из-за… невозможности в столь короткий срок организовать празднование». Однако в Московском Совете рабочих и красноармейских депутатов всё же решили, несмотря на сложное военное положение, отметить «устройство Красной Армии» 17 февраля, совместив торжества с «Днём Красного подарка».
 
       В предпоследний день января того же года Центральный комитет по организации празднования годовщины Красной Армии и Дня Красного подарка объявил о переносе торжественных мероприятий на шесть дней (на воскресенье), опубликовав эту информацию в «Правде» и других газетах: «Устройство дня Красного подарка по всей России перенесено на 23 февраля. В этот день по городам и на фронте будет организовано празднование годовщины создания Красной Армии». Вот так символично вместе с благодарностью дарителям  и отмечался впервые праздник военных.
 
       В следующие два года, голодные и мятежные, «устройство РККА» пропустили, но чествование в 1923 году пятилетнего юбилея создания Красной Армии сделало 23 февраля всенародным праздником. День Красного подарка был вскоре забыт, но традиция одаривать всех мужчин, потенциальных воинов, сохранилась. Возможно, пройдут годы, и советские традиции забудутся, но наши дети должны знать правдивую, не фальсифицированную историю, и передать следующим поколениям.

       * * *

       Нельзя забывать и о том, что в День Красной Армии, уже после победы в битве под Москвой, товарищ Сталин преподнёс военным и их семьям страшный "подарок",  подписав кощунственный приказ, подготовленный 29 января 1942 года его главным опричником Берией, о расстреле большой группы выдающихся генералов, а также работников Наркоматов боеприпасов и авиационной промышленности: «Расстрелять всех поименованных в списке».

       23 февраля 1942 года в городе Саратове были расстреляны 46 человек, в том числе 17 генералов и 10 старших офицеров. Оказалось, что все эти герои, награждавшиеся совсем недавно самим товарищем Сталиным, недостойны были защищать свою родину даже в отрядах штрафников. Были среди них особо отличившиеся, такие выдающиеся защитники отечества, как награждённый пятью орденами генерал-лейтенант авиации,  командующий ВВС Дальневосточного фронта Гусев К. М., Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации, командующий ВВС Юго-западного фронта Птухин Е. С., генерал-майор, начальник  отдела автобронетанковых войск 18-й армии Южного фронта Гольцев Н. Д., генерал-лейтенант, начальник штаба Северо-Западного фронта  Клёнов П. С., генерал-лейтенант, командир 30-го СК Западного фронта Селиванов И. В., генерал-майор, заместитель командующего ВВС Западного фронта, лётчик-истребитель Таюрский А. И., генерал-майор авиации, помощник командующего ВВС Орловского ВО Шахт Э. Г., генерал-лейтенант авиации, помощник  командующего ВВС  Приволжского ВО Алексеев П. А., генерал-лейтенант, начальник управления военных сообщений РККА Трубецкой Н. И., генерал-майор, начальник штаба ВВС Киевского ОВО Ласкин Н. А., генерал-майор, начальник НИИ ВВС, лётчик-испытатель Филин А. И., комдив, нарком боеприпасов Сергеев И. П..

       Кощунственный поступок Сталина, отдавшего приказ расстрелять военных в их праздник в тяжелейшее для страны время, не могут до сих пор понять историки и исследователи, а прошло уже много лет после этих событий, ведь некоторые из генералов были арестованы ещё до начала войны и к поражениям первых дней не имели отношения. Однако у арестованных лётчиков было общее недавнее прошлое - они воевали в Испании, и, видимо, являлись нежелательными свидетелями. Убедить Сталина уничтожить героев мог в то время только его главный стратегический разведчик Лаврентий Берия, преследовавший, видимо, определённые цели. Генералы обвинялись в заговоре против  государства и все были безжалостно уничтожены в День Красной Армии, как вредители и предатели, а их жёны отправились отбывать тюремные и лагерные заключения.

       Вечная память тем, кто геройски воевал на чужой стороне, рвался в бой родину спасать, но им не дали, расстреляв для устрашения...


Рецензии