Правдивая история о Святополке. Эпизод 4. 1

Эпизод 4. Часть 1.

Разговор с отцом Гомодрилом

Лучше посвятить в детали одного из самых запутанных преданий старины мог только священник-раскольник, который радушно принял собеседника.

Л:-Борис и Глеб.  Их канонизация- результат политического компромисса? Так не было ведь напряженности, чтобы создавать таким актом канонизации подобие некого балласта-для системы сдержек и противовесов. 
О.Г.:--Ошибаетесь. Нужно было. Нужен был пример для подражания. Нужна была история, которая бы покорила весь тогдашний мир-перешла из уст в уста. Была засвидетельствована. Просто нужен был, как вам сказать, пример- практический пример применения веры- поступок настоящего христианина, если хотите. Долго можно объяснять теорию-но лучше практика- без слов-действие.
Л:-Я понял-  лучше показать народу, как act. Just do it!
-Притчи-это такие поучительные истории. Такая, доходчивая форма для усвоения этих знаний. Тоже эффективная, не спорю. Но для забитого и темного населения должна быть какая –то фабула с месседжем. С посылом,  типа «как надо». Популяризировать нужно было. Предотвращая  и спасая народонаселение- и особенно правящую элиту от грызни и резни. Кровной мести. Другого примера не было. Вот и летописец наполнил это добродетелями и проблемами нравственного выбора-с которым пришлось столкнуться героям. О том, как принимали смерть сами убивцы вряд ли расскажут, да и дела свои грязные приукрасят, будь здоров. Никто не расскажет, как было на самом деле. Никто не засвидетельствует. Да и свидетели долго не живут. Это факт.
Л:-Почему компромисс?
О.Г.:-- История только и учит тому, что никого ничему не учит. Примирение политических оппонентов постфактум. Вот были два брата – сыновья императора Септилия Севера,  враждовали между собой, боролись за наследство. Когда Каракалла убил брата Гету, чтобы загладить преступление, тотчас провозгласил убиенного божеством: «Пусть будет божественным, лишь бы не живым». Те, кто считает подлинным убийцей Ярослава Мудрого, по тому, как он поступил с канонизацией Бориса и Глеба по примеру Древнего Рима-имеют на то основания. Хорошая «схема». Впрочем, и это всего лишь версия, и подлежит проверке и доказыванию.
Л:-неужели они были непримиримыми политическими оппонентами?
О.Г.:-Глеб и Ярослав представляли православную формацию. Борис и Святополк- формацию языческой Руси. Поэтому результат стараний Ярослава в том, что в этом идеологическом противостоянии православный лагерь одержал уверенную победу и стал Великим Князем Киевским. Было противоборство между прохристианской и антихристианской партиями, эдакая религиозно-политическая борьба того времени.
Л:- В чем была необходимость создания культа- даже ведь не героизация, а канонизация. «Первые русские православные святые» -так почему  они почитаются под своими именами, данными при рождении –языческими, а не данными при крещении? Давали им при крещении имена Давид и  Роман -так ведь вернее их почитать?
О.Г.:-- Имена из языческих должны были стать христианскими и общеупотребимыми. А это стало возможным при канонизации. Знаете, они ведь сначала не просто заступниками земли русской были, а целителями, то есть не воители, не покровители православного воинства.
Л:-Целители?
-Просто мы сейчас о них не как о святых говорим, а как о реальных людях, из плоти и крови, как о земных людях-а не о приписываемых им чудесных свойствах.
Л:-Думайте о них как о живых. Как о нас с вами.
О.Г.:--Понятно, что речь идет о том, так скажем сопутствующем им свойстве-но представить, чтобы они были вместе с нами рядом- скажем, не просто православный святой, а просто даже не авторитетный человек с харизмой. Нет, не артист популярный. А скажем, человек-легенда. Такой выдающийся, действительно особый человек своего времени. Не просто интересный, а известный человек. Ну, если отбросить все остальное. Ну, он же такой же из плоти и крови.  И так же потеет, как и все. Испускает кишечные газы. Подвержен болезням. Перепадам настроения. Понятно, что его принимают все в любом виде, и ему всегда почет и уважение. Но он ведь тоже человек, и в чем -то есть его слабость и болевые точки, в чем -то есть привязанности и обыкновения, предрасположенность к чему- такое его неотъемлемое характерное, присущее только ему.
Л:- Я понял к чему вы клоните, вы считаете, что святость Бориса и Глеба будет довлеть надо мной в моем усердии попытаться разобраться в этой complicative situation. Но как соотнести наличие политической воли с фактическими обстоятельствами? Важно сохранять «статус кво»- вот, к примеру, семья убитого царя Николая Второго канонизирована. Они не могут быть похоронены именно в том зале Петропавловского собора, где все императоры из династии, но такое захоронение как православных святых допустимо-хоть он не правитель России, а просто полковник Российской армии.
О.Г.:-- по ним тоже ведь много споров. Дескать, они не страстотерпцы, смерть приняли не из-за гонений на святую православную веру, а в результате несанкционированного верховной властью в стране гомицида.
Л:-А про захоронение в Петропавловском соборе- выглядит как лазейка в «церковном праве».
О.Г.:--Вы говорите, как юрист. Мирскому суду противопоставляется Божий суд. Кого канонизировать и кому и где захоронения устраивать- на то церковная юрисдикция.


Рецензии