БАМ и моя мама. Из старых рассказов

Этот рассказ , мне особенно дорог , не потому что он какой-то весь из себя особенный, а потому что издан он давным-давно , - 1977 году! – в сборнике «СИБИРЬ БЫЛИННАЯ» , где напечатаны , как стихи Кондратия Рылеева …

Помните ?

Ревела буря , дождь шумел,
Во мраке молнии блистали,
И беспрерывно гром гремел ,
И ветры в дебрях бушевали …

И стихи Дениса Давыдова:

Славное море – священный Байкал ,
Славный корабль – омулёвая бочка .
Эй , баргузин , пошевеливай вал , -
Молодцу плыть недалечко …

И наряду с этими «древними » и вечно молодыми поэтическими строками ,
стихи Александра Твардовского и Владимира Солоухина , Марка Лисянского и Риммы Казаковой , Роберта Рождественского и …

А рассказы ?

Сергея Антонова и Константина Седых и …среди этого великолепного сборника сибирского - богатырского и мой , вот этот рассказ «БАМ и моя мама » - очень даже советский рассказ … Но все мы , выходцы из развалившегося СССР …
А сборник этот напечатан в Москве - приятно вспомнить !

БАМ и моя мама

Прошел целый год, как уехал Колька (я говорю о своем старшем брате), а я запомнил этот день, как будто это было вчера. Пришел он в тот день с работы мазанный-перемазанный : угледробилку какую-то ремон¬тировал. Мама ему тогда еще сказала, что он специально мажется, чтоб ей было что стирать. Что, дескать, Колька боится, чтобы мама наша без работы не осталась в свободное от производства время.
Колька ей на это ничего не ответил, будто и не о нем речь, вскочил на табуретку и закричал во все горло:
- Еду, мать, на БАМ дорогу строить! Знаешь такую песенку:
Дорога же-лез-на-а-я-я... Ур-р-ра!
Но нашу маму на «ура» не возьмешь. Огрела она Кольку полотенцем и сказала:
- Я тебе задам такую дорогу... Два года в армии, а теперь еще БАМ ! А ну живо умываться и ужинать! Бамщик-тарарамщик нашелся!..
Колька мигом соскочил с табуретки, сел на нее, как па коня, и жалобно протянул:
- Верно, ма ... Вот комсомольская путевка ... Вот подъемные , - и он вытащил из кармана целую кучу денег.
Мама как увидела деньги, так глаза у нее сразу же покраснели. Что и говорить, хоть это и моя собственная мама, но женщина она слабая, чуть что - сразу в слезы.
- Ах ты, маму дразнить! - Я подобрался к Кольке сзади и нахлобучил ему пилотку на нос.- Будешь знать!
Колька повернулся ко мне, не иначе как дать тумака , это он может, но я вовремя спрятался.
Но Колька даже не подумал драться. Вытянул он свой нос из пилотки и бросил ее мне.
- На , на память , а я себе, брат, завтра шляпу куплю. Наши все себе шляпы купили. Коричневые.
Мама даже всхлипнула, когда услыхала про коричневую шляпу. А я подхватил Колькину пилотку, пока он не раздумал , и айда на улицу . Домой я вернулся поздно и думал , что меня мама за это накажет, но она на меня даже внимания не обратила. Сидели они с Колькой обнявшись, как маленькие, и Колька пальцем вытирал ей глаза.
- Я же не один еду, мы все пятеро: вместе демобилизовались, вместе и решили ехать. И не в тайге я буду жить, а в поселке Улькан... Сибирь, мамочка, совсем не та , что была, там такие электростанции понастроили - только держись! И вообще, если ты еще будешь плакать...
Колька .не договорил, а мама почему-то испугалась и торопливо сказала, что больше не будет , и пошла в ванную «кое-что простирнуть».
Но меня не проведешь, я знал, что мама пошла в ванную немножко поплакать, «чтоб дети не видели».

... Письма от Кольки приходят часто. И из его писем я узнал, что Улькан -место даже очень подходящее , что он сейчас не просто Колька Снегирев, а первопроходец , что первую улицу на Улькане они назвали Крымской и табличку с названием прибили на сосне...
- Что я говорила!— воскликнула мама, прочитав эти строки. - А он меня еще уверял, что будет жить в девятиэтажной башне!..
Колька писал, что Улькан почти такой же , как и Севастополь, и что они построили гостиницу и в этой гостинице так же трудно получить место , как и в севастопольской, что напротив гостиницы установили огромный камень, а на нем написано: «Здесь будет воздвигнут обелиск первопроходцам». И на том обелиске будет и его - Снегирева - фамилия ...
Кольке трудно приходится на стройке, но он не унывает. «Весь в меня», - говорила мама.
Ничего себе « в меня » ! Я еще ни разу не видел, чтобы Колька плакал, а мама ... Да что там говорить !..

...Телеграмму принесли ночью. Мама вся в лице изменилась, когда прочитала. Она помогла мне быстро одеться и повела к соседке , тёте Вере.
Тетя Вера выскочила сонная и долго не могла понять, что ей говорит мама, а когда поняла, начала всхлипывать. Но мама сказала, что плакать теперь не¬чего , слезами ему не поможешь - надо действовать …
Той же ночью она уехала , а я остался жить у тети Веры.

Через несколько дней тетя Вера показала мне газету. Газета была совсем новая , « ее только вчера в Москве пропечатали ». Я повертел ее в руках, посмотрел картин¬ки и отдал назад.
Тетя Вера сказала, что я глупый мальчишка: в газете про Кольку с мамой напечатано, а я не хочу прочесть.
Тогда я ей ответил , что нас в детском саду еще не учили целым словам, да еще таким длинным. Если бы было написано: «шар мал, мел бел», то я бы прочел, а так...
Тогда тетя Вера стала мне рассказывать «своими словами». Да так, что я вначале ничего не понял. Она сказала:
- Мама твоя приехала как раз вовремя, и Колька теперь , в полной безопасности ...
И еще рассказала тетя Вера , что в Великую Отечественную войну, на которой погиб наш дедушка , наша мама была связной в партизанском отряде и ее однаж¬ды схватили немцы. Маму пытали, но она все равно ничего не сказала. Тогда ее вместе с другими пленными бросили в сарай , а сарай подожгли. Почти все сгорели, а нашу маму, всю обожженную, спасли жители.
Об этом тетя Вера тоже прочитала в газете. И еще из се слов я узнал, что наша мама «удивительная жен¬щина, жить столько лет бок о бок и молчать»...
- А ваш Колька, - сказала тетя Вера, - весь уродился в маму.
И она не стала больше говорить «своими словами», а прямо вычитала из газеты:
- «... Ночью, когда жители небольшого сибирского поселка Улькан спали , над тайгой пронеслась , гроза ... Ослепительно яркая молния осветила темное небо и ударила своим острием в самое большое здание посел¬ка - гостиницу « Улькан ». Гостиница загорелась. 
Комсомолец Николай Снегирев увидел из своей палатки, как вспыхнул угол гостиницы. Медлить было нельзя. Он закричал ребятам: «Подъем!» — а сам бросился к гостинице...
Когда на помощь смельчаку подоспели товарищи, огонь уже был укрощен...»

Я так и знал, что наш Колька совершит что-нибудь героическое. Только, наверное, ему сейчас очень больно, потому что он сильно обгорел.

Тетя Вера заплакала, и строчки стали прыгать в глазах. Тогда она снова перешла на «свои слова». Но теперь мне сразу же все было понятно. И я даже сегодня помню, как она рассказывала:
«...Врачи сказали, что требуется немедленное вливание крови. Все Колькины друзья тотчас же отправились в больницу. Но врачи объяснили им, что требуется кровь от такого человека, который сам имел значительные ожоги. А из них никто и никогда не имел ожогов. Тогда они пошли к начальнику строительства - он в войну был танкистом. Когда начальник узнал , что нужна кровь от «горелого», то он страшно сконфузился и стал извиняться перед ребятами за то, что он тоже ни разу не горел, а только прострелен много раз .. . »

- Тут как раз и приехала ваша мама, и ее кровь оказалась самой подходящей ...

Из Улькана мама приехала через месяц. И мы сразу стали собираться в дальнюю дорогу.
Мама сказала, что это непорядок: там до сих пор нет порядочного женского парикмахера , и что там такой воздух , такой воздух , что она ни разу не чувствовала своего давления...
Тетя Вера сказала, что она давно знала, что у мамы сибирский характер и ее законное место там...

Сейчас мы живем в Улькане , в той самой гостинице , которую спасал Колька. Но начальник строительства сказал нашей маме, что она может считать , что ордер у нее в кармане …
Я теперь часто смотрю на нашу маму, потому что знаю: она - герой. Но как бы я ни присматривался , все равно ничего геройского найти не могу. Мама как мама.
Мне однажды прочитали в книжке про одного героя. Вот это был настоящий герой!

«...У него были глаза , словно отлитые из стали, а лицо , будто высеченное из гранита , излучало мужество...»

А мамино лицо никакого мужества не излучало.
А начальник БАМа сказал , что из всех женщин , которых он знает, наша мама самая мужественная и выдержанная женщина. И еще он сказал, что она - надежная.
Интересно, что бы он сказал , если б увидел, как наша мама плачет в ванной ?!

© Михаил Лезинский, 2008
Дата публикации: 2008-04-30 12:28:06

 © Copyright: Михаил Лезинский, 2010
Свидетельство о публикации №21002100782

+++                ++++                +++

Рецензия на «БАМ и моя мама. Из старых рассказов» (Михаил Лезинский)

Отличный рассказ, Михаил, сердечный и романтичный. И написан, мне думается, от души, с нежной любовью женщине -матери. Прекрасный женский образ получился, хоть выписан скупо, сдержанно, но с таким чувством!
Татьяна Алейникова   21.12.2010 13:21   •
+++
Так Вы еще дальше были в Сибири, чем я теперь нахожусь?
Как же там было холодно, вероятно, просто ужас.
Но воспоминания такие живые и интересны - и теплом от них веет.
Ваша Люба
Любовь Сушко   01.03.2010 16:08   
+++
Был я и на Колыме ,где и написал маленький роман о своём друге , родоначальнике юкагирской романистике Семёне Курилове под названием "ЗАКОН ТУНДРЫ ИЛИ ВЕЛИКИЙ ЮКАГИР" - есть здесь на Прозе . Вот где холода были . А служил я в Красной Армии тоже не в тёплых краях , в Молотовске , который сегодня назван Северодвинском и находится неподалеку от Архангельска .Мал-мал теплее было . Вот сейчас отогреваюсь перед личным концом света .
ЛЮБОВЬ - как много в этом звуке для сердца моего штопанного слилось ...
Михаил Лезинский   01.03.2010 16:23 


Рецензии