Армейский сенокос

Армейский сенокос
Вот так всегда, вдруг в самом конце повествования вспоминаешь, что может быть не самое главное, но очень примечательное и интересное забываешь! И об этом потом долго сожалеешь! Отсюда видишь, что без хорошо продуманного плана ничего, путного не получиться. Но план планом, но нельзя забывать о вдохновении!

Ведь рассказ тем и хорош, что он излагается непроизвольно, события близкого для рассказчика и в соответствии с настоящей ситуацией! Но и отступления, если они к месту и подчеркивают какой-то момент рассказа, могут быть не лишними! Но бывает так, увлечешься одним событием, и другие останутся без твоего внимания, тоже плохо! Мастерство тем и отличается от противного тем, что все это имеет место, но не затеняет главного!

Вспоминая свои солдатские годы, многое всплыло в памяти, и отразил в своих повествованиях, казалось бы, самое главное. А, казалось бы, малозаметный факт выпал из сознания и он не так важен, но он единственный и никогда в жизни не повториться, а он в своем роде уникален!

Итак, близится демобилизация, а по воинским и государственным понятиям «увольнение в запас»! Надо будет! Десять раз будешь служить в армии! Такие порядки создала власть, удобные для нее! Так и получилось, когда поступил в институт, сержант срочной службы один день в неделю – казарма, учебные классы по военным дисциплинам, лагерные сборы не один раз! Так, что никакая это не демобилизация!

Говорят в армии так, плох тот солдат, который не считает дни, оставшиеся, до отправки домой! Некоторые начинали счет за несколько месяцев, но это уж слишком, к концу службы будет многое мерещитца!


У меня был особый срок службы, нашу команду набирали в радиолокационные части по особому Приказу Штаба Вооруженных сил! И были особые сроки «увольнения в запас»! Дней не считал, но сердце поднывало. Это тебе не год, а целых три! А во флоте, так там служили целых четыре года! Я думаю, сейчас мало, кто поверит, что можно служить так долго!

Но, бывают светлые моменты! Так случилось с нашей батареей (ведь мы – артиллеристы!). Вдруг срочный сбор. Матрасовки, одеяла, палатки, сухой паек и  в Кировскую область на покос! Трудно себе представить, с каким подъемом мы все собрали, ведь свобода на целый месяц от автомата, пушки и особенно от «строевой» (кто не знает, то это муштра на плаце!) и караула!

Нас из лагерей везли через чудесные Вятские хвойные леса, по грунтовым, чистым дорогам! Почва песчаная и редко, где можно было увидеть грязь! Везли на грузовиках ЗиС-5 с газогенератором. Газогенератор – это такие большие цилиндры-печки рядом с кабиной шофера и топятся дровами, образуются горючие газы и на которых работает двигатель,

Там,  где я сейчас живу, раньше был авторемонтный завод, где раньше ремонтировали эти установки, а потом срезали и устанавливали бензиновые двигатели, Томская область размером больше, «чем вместе  взятые Франция, Бельгия и другие», и везде по области ведутся заготовки леса. Нужен бензин, его надо завозить, а для газогенератора – дров сколько хочешь! Сейчас думают о таких проблемах, но плохо! 

Вот мы и приехали, колхоз. Как мы потом узнали, был достаточно богатый! Помимо солдатского пайка, к нашему столу мясо, молоко, овощи и многое другое! Дали в наше расположение повариху!

Надо сказать, что нас прислали на одну две недели позже, чем надо было бы, т. е. как всегда поздновато! Клевера, которые надо было косить, перестояли и полегли! Но, солдаты так соскучились по гражданской работе, что с раннего утра до позднего вечера бились с этими клеверами! Не косили, как положено рядами, а к полегшему клеверу заходили со всех сторон! Это была изматывающая работа, ребята сильно уставали, но не роптали!

Но что же нас ждало, когда пришли на обед? Подгоревшая каша, страшно все невкусное при таком изобилии продуктов, и прочее, прочее! Ребята стали бузить (как на броненосце «Потемкин»!), не стали есть и отправились работать без обеда!

Что делать? Наш офицер был с другой командой и за старшего был я - сержант! Из нашей команды поваров не было, и я на свой страх и риск отправил повариху в распоряжение председателя колхоза, а сам остался за повара!

Признаться, опыта никакого не было, да и варить на 30 человек не так легко. Одно утешало, что я наблюдательный, и видел как готовила мама! В помощники взял себе маленького узбека Мамодьярова, все равно на поле от него было толка мало!

И дело у нас пошло! Продуктов было достаточно, выбор большой и разнообразить рацион можно легко! Первое (особенно хороши мне давалось, со всякими кореньями),второе, а молоко, хоть запейся!

Все сказанное как бы присказка, без которой обойтись нельзя, но может быть многовато и длинновато! Главное, я хотел рассказать о том, что я никогда, даже издалека, не видел, и больше никогда не увижу!

Что бы накормить горячим завтраком до 8 часов утра, надо было вставать в 4 часа, еще до восхода солнца, т.е. с рассветом! Хотя с вечера было приготовлено: вода, дрова, продукты и котлы и т. д..

Вот тут-то, смогу ли я описать, что произошло! Только я пятясь стал выходить из палатки, и успел в пол-оборота развернуться, увидел чудесную картину! И я застыл в таком состоянии!


 Перед моими глазами простирался большой и чудесный луг, в предрассветном свете ! Над лугом, примерно в метре от земли, как покрывало небольшой толщины, стелился туман! Первые лучики солнца едва пробивались над горизонтом, но еще было сумрачно, но все было видно отчетливо!

По лугу расхаживали журавли, что-то выискивая там. Но самое замечательное, это вожак стоял неподвижно и лишь поворачивал голову из стороны в сторону, внимательно наблюдая округу!

Так продолжалось некоторое время, минуту, пять, я не знаю! Может быть, я пошевелился, а может я попал в поле зрения вожака и он громко закричал, закурлыкал! Вся стая по команде разбегаясь стала взлетать и улетела курлыча!

Я с тоской смотрел им в след! За месяц они не одного раза не прилетали на этот луг, но вставая утром, с надеждой смотрел через щелочку в палатке на луг, и мечтал еще раз увидеть журавлей! Но, так и не дождался!!!

А в поле и на кухне все было нормально. Погода была хорошей, и дело спорилось! Едой я всех удовлетворил, и у меня появилась парочка клиентов из деревни.

 Первый, это девчушка, 4-5 лет, дочь председателя колхоза. Она приходила ко мне раньше всех и усаживалась за стол! С большим аппетитом съедала и первое, и второе и побыв немного отправлялась восвояси, иногда приходила к ужину!

 Когда отец ее спрашивал, почему она ходит ко мне кушать, а не дома у мамы? Она отвечала, что у дяди лучше! Вот так оценила малышка мою работу!

Вторым клиентом был дедушка, видно он жил один, да и еда у нас была несравненно разнообразней и богаче, чем в деревне. Он приходил после того, как покушают ребята, я ему накладывал котелок каши и он был очень доволен.

 Все старался как-то отблагодарить меня и раз предложил ягоды брусники! На это я согласился, дед спросил сухой или «моченой». Я решил, что как в Алма-Ате были моченые яблоки, моченые арбузы, то может быть и ягоду так готовят! Согласился, на моченую ягоду! А оказывается,  это ягода в простой воде! Слил и ешь!

Брусники в Кировской области видимо – невидимо! Когда занятия проводятся в лесу или на полигоне, то солдаты «отводят душу», ешь-не хочу! Да,  какая она крупная! И уже сильно созревшая, красная, она сладкая с горчинкой! Наешься и хочется запить бы, но воды нет! Тогда берешься за розовую, она такая крупная и с кисловатым привкусом! И так чередуешь до бесконечности! Какая прелесть – эта ягода – брусника!!

Но одной вкусной кашей не удовлетворишь полностью молодых солдат н «свободе»! Им подавай развлечение! По деревням, то в одной, то в другой проводились деревенские танцы. И наши парни «навострились» после работы ходить на танцы. Расстояние до ближайших деревень было около 4 – 5 километров, да и проводились танцы по очереди в разных деревнях. Каждый день не набегаешься!

Но наши «кубанцы» нашли славный выход, с пользой для себя и колхоза! Известно, что на Кубани все лихие наездники! И «кубанцы» воспользовались своим уменьем, во главе с ефрейтором Терещенко, каждый раз бывать на танцах, и мало затрачивать сил на это мероприятие!

Дело в том, что недалеко от нас находилась колхозная конюшня, полная четырехлеток и более старших лошадей «необъезженных», т.е. фактически нерабочие кони, просто «нахлебники»! Мужиков, способных их «объездить» не было. И вот за это дело взялись наши «кубанцы»!

Ребята брали «необъезженных», задавали им дикую скачку в десяток километров и спокойно приезжали на танцы! Но «быстро сказка сказывается, но не скоро делается»! Эти молодые, не работавшие жеребцы и кобылы, откормленные, не очень-то хотели подчиняться «таким маленьким двуногим существам»!

Скотный двор перед конюшней представлял  собой, обычную для колхоза картину, – это полужидкая смесь, состоящая из навоза, грязи, сена и еще   из чего -  нибудь! Короче, грязно было там! 

Когда выводили этих красавцев и старались их приручить, какие только пируэты они и аллюры ни выделывали! Какая мощь и грация! Мы с большим интересом наблюдали за этим действом!

Так вот, эти красавцы, не смотря на большое умение «кубанцев», сбрасывали их в эту жижу, и часто было это неоднократно! Надо понимать, что парни идя на танцы надевали свою лучшую форму покрасоваться перед девчатами! Это в основном была одежда на «дембель», (так называли солдаты «увольнение в запас»!) и можно представить себе их состояние, когда тебя «плюхают» в жидкий навоз или грязь!

Ребята шли переодеваться  в «старую робу» и с еще большим упорством усмиряли «непокорных»! Лошадь умное животное, и после подобных неповиновений, подчинялись человеку, признав  его власть над собой! Но еще силы и непокорства было с избытком, и как только его оседлают, мчится «во весь опор», стараясь выйти из подчинения  человека! Но упорство седока и усталость, смиряют животное!

Но эти ребята, т.е. «кубанцы», всю жизнь имея дело с лошадьми, никогда не зверели при неудачах. Они понимали, что до этих пор лошадь была свободная, и естественно, не желала подчиняться! Но почувствовав силу и любовь – сдавалась и подчинялась, став другом человеку! Так было всегда, а особенно лошадь верховая!

После длительной скачки, по округе, лошади затихали и были послушны, тогда ребята направлялись в деревню на танцы. Но скачка без седла и очень длительная, давала о себе знать в каком-то месте и «кубанцы» назад шествовали пешком!

Лошади до того становились смирными, что домой с танцев я важно, без тени беспокойства, ехал на одной из них! Тут не требовалось беспокоиться о равновесии, как на мерине «Гвоздике», в толпе людей они шли очень смирно! Так были объезжены все лошади данной конюшни.

Два полезных дела сделали для колхоза солдаты нашей батареи! Первое, это выкосили «полегшие» поля клевера, которые никто не стал бы косить! Одно сплошное мучение! А второе, колхоз получил хорошо объезженных  лошадей. После верховой езды, ребята запрягали из в телеги и работали на них! Я думаю, это большое дело!

Не «за горами было и «увольнение в запас»!


Рецензии