Правдивая история о Святополке. Эпизод 8

Раздается входящий звонок- обозначена громкая связь на передней панели авто, автоматически отключается радиопередача, где высвечивается синхронизированный вызов из телефона высвечивается «Святополк». У Леся от неожиданности, глядя проступившую цифровую надпись, округлились глаза, похолодело все внутри. «Все, трындец- звонок с другого, с Того света!». Все внутренности сжались от страха –а потом «отпустило».

Я.М.: -А..

Ярослав   миролюбиво кладет широкую ладонь Лесю на колено.

Я.М.: - спокойно, спокойно это внучок мой, Славка… Ну, а Славка..(в трубку)

Ярослав говорит не в трубку, шепотом-пока внук «отчитывается», рапортуя по телефону..

Я.М.: - хотя знаешь его как сверстники между собой в казарме зовут –«Свят».
Л:-Свят?
Я.М.: - Да.
Л:- Свят?
Я.М.: - Ну, принято так сокращать я –Ярик, он –Свят.
Л:- Отца как его- Изя?.. Извиняюсь за фамильярность.
Я.М: -Да нет, что ласково что не ласкового,-  (меняясь в лице)- так и будет и нарицательное и уменьшительно- ласкательное Изяслав.

Ярослав дал понять, что шутки закончились,  насупившись на лице выступили подглазья над бровные дуги, нахмурились, словно было лицо человека, которое за какие то секунды обратиться в лицо зверя или трансформера, застывая в насупленной гримасе от которой веяло злом и холодом, после такое проявленного радушия. Взгляд сквозил внутрь.

Я.М: -Далеко пойдет. Такой, не знаю в кого.. Молодой. Резвый, подающий большие надежды. Спортсмен. Разрядник. Президент класса. Блоггер. Общественник. Массовик -затейник. Лидер молодежного движения. Подрастающая смена партийной элите.

Имя табуированное- не принято бы так называть после грехов Святополка окаянного. И это было первое сомнение. Зерно сомнения запало в благодатную почву, чтобы потом дать первые ростки и всходы.

Вдруг по радиоволне заиграла песня группы «Сектор газа»: «даже помню тот день. Не забыть того дня..взял вину на себя».

Ярослав сделал глубокий выдох, держа себя в руках, переменил волну:

Я:-Муть всякую крутят. Как это еще и в эфир пускают. Ну, да. Согласен, цензура запрещена.
Л:- Спрос рождает предложение.

Леся выворачивало кишки. Молотами било с разных сторон по черепной коробке. Свистело в ушах, на какое- то мгновение даже заложило уши, как при подъеме на самолете. Тяжелый человек-заключил он про себя-раз такой взгляд тяжелый. Вот так Ярослав дал понять, что шутить больше не намерен.  «Ты сам приехал -никто тебя не звал»-было во взгляде- и говорить ничего не надо было. «Сам напросился». «Ну гость -так гость покажем наше гостеприимство».

Я.М.:  Отвезу в гостиницу.

Лесь заключал, что Ярослав намеренно исключал форму обращения «вы» или «ты»- употребляя те слова в речи. Которые бы не требовали личного обращения к собеседнику- чтобы ни показать ему обращением на «ты» своего свойства или расположения, а «вы» как свидетельства уважения или воспитания. В этом обезличенном обращении была оттяжка простой формальности в общении между двумя людьми разных эпох и уровня образования. Ярослав давал понять одновременно что он не ровня и никак не зависит от собеседника-одновременно не давая должного внимания ни статусу гостя  ни его личности.
Лесь, чтобы заполнить паузу в общении спросил:

Л:- Гостиница как называется?
Я.М.: -Раздоры.
Л:- Раздоры? Почему «раздоры»? В смысле, что не поделили?
Я.М: - Да все поделили. В том -то и дело, что все поделили. Разногласия, взаимные претензии друг к другу, раздоры они на то и есть что место, где происходит дележ награбленного и завоеванного в походах. Слово «раздор» вторичное, а не первичное. Не то, что люди от того, что собачились между собой, выбирая себе куш получше, и потом вырывали его «с мясом». А вторичное, от этих мест дележа возникло. Для вас, наших потомков, что «распря», что «раздор», что «разлад»- все одно и то же.  Так что в правильном старорусском варианте никакой двоякости нет –нет подстрочного смысла.


Рецензии