Юрий Башмет Нас всех объединяет патриотизм

В Сочи с грандиозным успехом и полными залами прошел Пятый юбилейный фестиваль искусств Юрия Башмета
- В 2012 году программа юбилейного фестиваля более чем насыщенная, - сказал программный директор фестиваля искусств и директор Русского концертного агентства Дмитрий Гринченко.
- Я испытываю очень необычные чувства, - заметил в день открытия Пятого фестиваля его художественный руководитель, выдающийся альтист и дирижер с мировым именем Юрий Башмет. – Наступил такой момент, когда не я говорю «дайте, помогите», а все наоборот стараются дать и помочь. Главное то, как развивается фестиваль. Хочу сделать акцент на том, как мы показываем Россию на фестивале. Одно дело и это главное – Олимпиада. Но ведь мы показываем себе и миру всю Россию, а это не только спорт. Родилось вот такое сравнение. Когда девушка собирается на ответственное свидание, что она делает? Она себя к этому событию готовит: идет в парикмахерскую, надевает красивое платье. И мы вот уже пять лет готовимся к такому свиданию. И эта подготовка идет успешно. Мы собираемся довести культурный слой и насыщенность событиями до такого градуса, когда «точно выйдет замуж».  Спортсмены сейчас усиленно готовятся, и мы готовимся. Мы постарались охватить все основные виды искусств: кино, театр, поэзию, балет, джаз, поп-музыка, и, разумеется, много классической музыки. Привозим в Сочи два моих оркестра – «Солисты Москвы» и «Новая Россия». Это президент-оркестры фестиваля, потому что они всегда принимают участие в фестивале искусств. Вы знаете, что «солисты москвы» - единственные в России обладатели премии Grammy. «Новая Россия» - самый молодой российский оркестр, поэтому он так и называется. Мне кажется, нас всех вне зависимости от того, чем мы занимается, - спортом, музыкой, театром, - объединяет одна тональность – патриотизм. Живем мы с вами в очень интересное время – нескучное. И все мы ожидаем реакции, - какие мы хорошие, талантливые и сильные. И еще сделаю акцент на том, кто нам помогает, дает деньги на проведение фестиваля. Это наш главный партнер – «МДМ-банк». Также большая благодарность Министерству культуры и Администрации города Сочи. Поддержкой края пока похвастаться не могу. Наша задача – подготовить к олимпиаде культурную составляющую по максимуму.
Как и планировалось, Юрий Башмет и команда его помощников собрали в Сочи в феврале выдающихся музыкантов, актеров, танцоров, деятелей кино… Две недели праздника искусств запомнятся зрителям надолго.
Гала-концерт по случаю открытия фестиваля подарил публике мастерство таких музыкантов, как  Максим Венгеров (скрипка, Израиль), Динара Алиева (сопрано, Россия), Ксавьер Перьянес (фортепиано, Испания), Радован Влаткович (валторна, Сербия). Дирижировал государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» маэстро Башмет.
С первого дня фестиваля и до его закрытия в фойе Зимнего театра проходила выставка ювелирных изделий обладателя Гран-при конкурса мирового ювелирного дизайна Ильгиза Фазулзянова и обладателя титула «Чемпион мира по огранке камней» Виктора Тузлукова, которые объединили свои усилия для создания коллекции и «выхода в свет». Сразу после фестиваля искусств в Сочи коллекция Ильгиза Фазулзянова с ограненным жемчугом отправилась на презентацию в рамках церемонии награждения кино-премии «Оскар-2012» в Лос-Анджелес.
Фестиваль продолжил вечер органа в Зале органной и камерной музыки им. А.Ф. Дебольской Играли Жан-Баптист Дюпон (Франция) и  Иветта Апкална (Латвия) . Еще в Органном зале в рамках фестиваля играли концерт Ф. Шуберта Юрий Башмет (альт), Алена Баева (скрипка), Александр Бузлов (виолончель), Катя Сканави (фортепиано), Григорий Ковалевский (контрабас). Порадовал меломанов и Концерт из серии «Новые мировые звезды 21 века» с участием Лили Майской (фортепиано, Бельгия), Нильса Монкемайера (альт, Германия), Алены Баевой (скрипка, Россия), Алисы Маргулис (скрипка, Германия), Иштвана Вардаи (виолончель, Венгрия).
Надо заметить, что приезд в Сочи знаменитого режиссера Эмира Кустурицы и не менее знаменитого No smoking orchestra, в котором он играет на ритм-гитаре, произвели фурор, такого аншлага, наверное, Зимний театр давно не видел. Люди сидели чуть ли не на люстрах. А многие просто стояли вдоль стен и пританцовывали. А при желании танцевать можно было и на сцене, что некоторые и сделали, превратившись тут же в звезд городского масштаба.
Украшением зимнего фестиваля искусств стал Гала – концерт лауреатов детского телевизионного конкурса «Щелкунчик». Почетно и приятно, что солисты Сочинского симфонического оркестра выступили совместно с коллегами оркестра «Новая Россия».
Дирижировали оркестром дирижер «Новой России» Денис Власенко и главный дирижер Сочинского симфонического оркестра, Заслуженный деятель искусств Кубани Андрей Лебедев. В концерте прозвучали Скрипичный концерт Бруха, Тарантелла для скрипки с оркестром Танеева, Концерт для фортепиано с оркестром № 15 Моцарта и другие произведения.
Также для юных зрителей организаторы устроили Фестиваль детского анимационного кино «Линолеум», а для любителей современной поэзии на сцене Зимнего выступала Вера Полозкова. Для киноманов была подготовлена ретроспектива фильмов «Эйфория Аки Каурисмяки». И поздно вечером можно было посмотреть фильмы «Я нанял убийцу по контракту/I Hired a Contract Killer (1990)»,  «Жизнь Богемы/La Vie de Boheme (1993)».
Неоднозначные оценки зрителей вызвала авторская версия Юрия Башмета оперы «Евгений Онегин» А.С Пушкина на музыку П.И. Чайковского. В постановке приняли участие актеры Ксения Глинка и Алексей Кравченко, а также солисты Динара Алиева, Надежда Карязина, Сергей Радченко, Янис Апейнис,  Дмитрий Белосельский, Ирина Рубцова,  Ирина Удалова и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия».
Настоящим подарком истинным ценителям балета стали «Русские сезоны XXI века» - балетные спектакли «Тамар» М.Балакирева и «Шехерезада» Н.Римского-Корсакова. Солисты – Николай Цискаридзе и Илзе Лиепа. Художественные руководители проекта – народный артист России Андрис Лиепа и народный артист России Андрей Петров.
В прошлом году театралы наслаждались талантом актеров театра Мастерская Петра Фоменко, в этом году в Сочи приехал Государственный академический театр им. Евгения Вахтангова со спектаклем «Маскарад» по произведению М.Ю. Лермонтова.
В один из самых снежных дней на сцене Зимнего театра проходил Гала – концерт участников проекта «Большая опера». Преодолев немало трудностей в пути, слушатели добрались до театра и остались в полнейшем восторге, услышав любимых молодых исполнителей «вживую».
Концентрации хорошей музыки поспособствовал и концерт «Мировые звезды 21 века» теперь уже в Зимнем. На сцене блистали  Вильде Франг (скрипка, Норвегия), Ингольф Вундер (фортепиано, Австрия), Джинг Джао (виолончель, Китай),  камерный ансамбль «Солисты Москвы» и дирижер Юрий Башмет.
А вот «Вечер джаза», который устроил Жан-Люк Понти и его бенд Зимнем театр е, запомнился не только прекрасной музыкой, но и тем, что легендарному джазмену за его вклад в мировую культуру был вручен главный приз Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета – серебряная ракушка. С прошлого года это стало традиционным.
Концерт по случаю закрытия фестиваля был настоящим бриллиантом в драгоценном музыкальном колье, блиставшем в заснеженном Сочи в феврале 2012 года. На сцене Зимнего театра демонстрировали все свое исполнительское мастерство «Солисты Москвы», дирижер Юрий Башмет и итальянская певица Барбара Фриттоли, исполнившая несколько арий из опер Моцарта.
Примечательно и символично, что Юрий Башмет с солистами оркестра «Новая Россия»  во время проведения фестиваля успевал выступать не только в Зимнем театре и в Зале органной и камерной музыки, но и в гранд-отеле «Поляна», в строящемся стадионе для комиссии МОК, а также - хоровой капеллой «Ярославия» в здании Сочинского железнодорожного вокзала. В зале повышенной комфортности  было около двухсот  гостей, в их числе - руководители федеральных и местных органов власти, ветераны войны и труда, дети-инвалиды и воспитанники детских домов.
А вот после концерта закрытия, спустя три дня, но все же в рамках зимнего фестиваля искусств в Сочи из Италии прибыл Миланский театр марионеток «Carlo Colla e Figli» («Карло Колла и сыновья») с оперой Дж. Верди «Трубадур».
Вот что мы узнали о чудо-постановке из программки: «Опера «Трубадур» - это совместный проект с муниципалитетом Милана, Миланским театром Пикколо и театром Ла Скала. В 2001 году Италия и весь мир отмечали 100-летие со дня смерти Джузеппе Верди. К этой дате была приурочена премьера «Трубадура» в Ла Скала. Костюмы 150 марионеток, задействованных в спектакле и декорации «Трубадура» выдержаны в традициях эпохи Возрождения. В постановке звучит запись оперы, сделанная в Ла Скала. В записи - оркестр Ла Скала под управлением выдающегося австрийского дирижера Герберта фон Караяна и легендарные оперные голоса, которые никогда уже не услышать вживую: Марии Каллас, Джузепе Ди Стефано, Федоры Барбьерри. Как и в оригинальном «Трубадуре», в спектакле 8 сцен, разделенных на 2 действия с антрактом. В опере задействовано примерно 150 марионеток. И это не самый густонаселенный спектакль. В спектакле «Вокруг света за 80 дней» по мотивам приключенческого романа Жюля Верна задействовано 340 кукол. В «Трубадуре» часть оперных арий сокращена и добавлены драматические тексты – для большей выразительности и удобства восприятия зрителями сложных оперных партитур. Декорации на сцене выполнены таким образом, что создается впечатление, будто марионетки изготовлены в полный человеческий рост. Изумленные зрители не могут поверить, что рост кукол не превышает 1 метра! Возраст кукол, задействованных в постановке, не превышает 30 лет. В мастерских театра в Милане хранятся куклы, возраст которых насчитывает 250 лет, и они по сей день играют в спектаклях. Сегодня на изготовление одной куклы по традиционной технологии требуется неделя и труд пяти мастеров-кукольников. Уникальность театра «Карло Колла и сыновья», одного из старейших театральных коллективов Италии, созданного в 1835 году, - в сохранении традиций кукольного театра марионеток XVII века и театра эпохи барокко. Традиции основателя Театра Карло Колла, сегодня продолжает его правнук, Эудженио Монти Колла, который руководит театром более 45 лет, для него марионетка – настоящий актер, способный передать зрителю любые эмоции».
«При распределении ролей я основываюсь на складе личности актеров. Кукольный театр не сводиться к простому дерганью за веревочки. Кукла становиться человеком, но не копирует его», - говорит Эудженио Монти Колла.
На вопрос о секрете успеха мэтр отвечает просто: «Мы с большим уважением относимся к зрителю. Мы стремимся оживить куклу и вложить в нее душу. На сцене не должно быть обмана».
В репертуаре театра около 300 произведений: оперы, оперетты балеты, басни, романы, трагедии и комедии. Сегодня в репертуаре театра постановки «Макбет», «Аида», «Вокруг света за 80 дней», «Набукко», «Князь Игорь».
- Мне очень понравился «Трубадур» Миланского театра марионеток, - замечает после спектакля сочинский дизайнер интерьеров Петр Пиоваров. – Костюмы и декорации – выше всяких похвал. А какая музыка и голоса! Единственное, мне кажется, декорации были установлены далековато от края сцены, в полумраке не все было видно даже с третьего ряда. Но это, наверное, было технически необходимо. Как хорошо, что в Италии такие энтузиасты и мастера своего дела продолжают традиции предков и несут людям радость соприкосновения с прекрасным.
Отмечу, что далеко не на все концерты фестиваля можно было купить свободно билеты. На открытие и закрытие билеты уже были распроданы в начале декабря прошлого года. Но на некоторые концерты билеты вполне можно было приобрести и по приемлемым ценам. Например, на «Большую оперу» они стоили от 100 до 600 рублей.
Сейчас уже известно, что шестой зимний фестиваль искусств Юрия Башмета откроется в Сочи 15 февраля 2013 года.


Рецензии