Про Васю-Василька


Жил когда-то в одной деревне смелый мальчик Вася. Такой же маленький, как и ты, мой дружок. Мама ласково звала его Васильком. Славный такой мальчуган. РаботящиЙ, работящий. Мама, бывало, от зари до зари в поле, на жаре и в пыли обрабатывала колхозную свёклу, а Василёк  хозяйствовал по дому: смотрел, чтобы куры не заходили в огород, поливал вечерами капусту и огурцы.
 
Жили они бедно. Веснами чаще всего голодали. Питались одной  свеклой. В то время, мой дружок, конфет и сладостей не было никаких. Мама, бывало, настрогает тонкими ломтиками свеклу, высушит эти ломтики в печке на противне, насыплет полные карманы  сынку, и Василёк целыми днями сосёт эти "леденцы". А вечером мама придёт с поля, достанет из печки чугунок с пареной свеклой и вместе с Васильком поужинают. Вот так они жили. Однажды приключилась беда.

Как-то мама вернулась с полей больная, уставшая, обессилившая. Так бы прямо с порога завалилась бы на кровать,- до того отяжелели руки и ноги, что нет мочи. Но надо было Василька покормить. Она взяла рогач, чтобы достать из печки чугунок со свёклой, что стоял на поду. Дотащила тот чугунок до края печки, но не удержала рогач, чугунок опрокинулся и кипятком обварил маме руки.
 
 -Ой-ёй-ёй-ёй-ёй,- запричитала мать и, чтобы облегчить боль и жжение, стала махать руками.

 -Мама, чем тебе помочь? - подбежал Василёк к матери.

 -Чем ты мне поможешь, сынок?- плача, сказала мать.- Беда- то какая! Так и калекой недолго остаться. Вогник может приключиться или Антонов огонь. Нужен гусиный жир, да где его взять? В нашей деревне гусей никто не держит. В Звягино в каждом дворе их полно, гусей- то. У того же, у дяди Васи Рыжова.

 -Я слётаю быстро, - предложил Василёк и уж схватился за кепчонку, но мать его остановила.

 -Куда ты, на ночь глядя? Посмотри, на дворе темень какая, хоть глаз коли! Заблудишься в лесу... да и страшно одному...

 -Я мигом слётаю! Одна нога тут, другая там. Вот посмотришь, мама...
Не сдержала мать сыночка. Лёгкой птицей полетел Василёк мимо домов вдоль  деревни, словно зайчик поскакал по протоптанной  дорожке в сторону леса, за которым начиналось село Звягино.

А на краю деревни жила старая бабка Кулюзиха, и дом её был старым- старым: соломенная крыша поросла травой, изогнулась сильнее, чем у лошади спина; окна в доме все перекосились; двери скрипели хуже любой немазаной телеги. Вся деревня знала, что бабка Кулюзиха колдунья, и даже поговаривали, будто она малых деток поедает: ловит зазевавшихся и в чугуне в печи варит их. Если Кулюзиха не колдунья, то откуда она узнала, что мимо её хаты Василёк побежит в Звягино?. Как раз, когда парнишка поравнялся с её домом, Кулюзиха приподняла оконную занавеску и с ухмылкой посмотрела ему вслед своим кривым глазом. И почему её крючковатый нос и распущенные волосы ещё долго провожали Василька, пока тот не потерялся из виду в густом лесу?

Вековые сосны и ели, словно великаны, молча смотрели с высоты на торопливого паренька. Только он забежал в лес, тут вдруг земля гудом загудела, аж под ногами задрожала. То бабка Кулюзиха пустилась в погоню за пареньком, своей деревянной ступой стучит по корневищам сосен, аж земля дрожит. Василёк припустился, что было мочи, стремглав помчался меж деревьев, но ступа у Кулюзихи была намного проворней, стала нагонять Василька, и вот уже чуть ли не на пятки наступает. Осталось рукой дотянуться до мальчишки. Что делать? Василёк выбрал самую высокую сосну, по веткам вскарабкался на неё, на самую-самую макушечку. Ведьма подскочила на ступе к сосне, стала пыхтеть:

 -Ну, погоди же! - пригрозила Кулюзиха,- все равно ты будешь мой, сытно я тобой пообедаю - сама выскочила из ступы и начала грызть сосну, на которую забрался Василёк. Грызла-грызла, грызла- грызла, грызла- грызла. Уже дерево затрещало и накренилось, вот-вот упадёт, и Кулюзиха схватит Василька. Тут у Кулюзихи стёрлись
старые костяные  зубы.
 
  -Ничего-оо!- успокаивает себя ведьма, а сама из табакерки достала табаку и в нос себе запихивает пальцем, запихивает.- Всё равно ты от меня никуда не уйдёшь.- Побежала Кулюзиха к кузнецу: "Кузнец- кузнец, сделай мне чугунные зубы". Кузнец стал делать ей чугунные зубы, а тем временем Василёк слез с сосны и припустился что было мочи в Звягино. Уже дома деревянные показались, и огороды - вот они, рукой подать. Всего несколько десятков метров осталось! Тут земля гудом загудела, аж под ногами задрожала,- то Кулюзиха своей деревянной ступой стучит по корневищам, гонится за парнишкой. Вот-вот его схватит, вытянет руку и достанет. Выбрал Василек сосну самую большую, забрался высоко- высоко, на самую макушечку. Сидит наверху ни жив, ни мёртв. Кулюзиха выскочила из своей ступы и давай дерево грызть. Грызла-грызла, грызла- грызла, грызла- грызла. Чугунные зубы скрипят, дерево трещит, клонится к земле и падает прямо на огород дяди Васи Рыжова. Василёк не растерялся, через огород пробежал и прямо в дом заскочил без остановки. Рассказал Рыжову про гусиный жир, а сам отдышаться не может. Видит Рыжов, мальчонка устал, взял баночку с жиром, запряг лошадь, повёз Василька до матери.
* -Как же ты, сынок, быстро обернулся?!- удивилась мать, -ведь вот только что за тобой дверь захлопнулась, а ты уже слётать успел...

Василёк смолчал. Он не стал рассказывать матери про Кулюзиху, а сам подумал: "Не будь ведьмы,  ещё быстрее бы слётал...пока по соснам лазал..."

Вот так- то вот, мой дружок!  Видишь, какой Василек был смелый. Ты ведь тоже растёшь смелым?! Правда, мой дружок!? Засыпай! Баю-бай, баю- бай!


Рецензии
Если ведьма на ступе, почему не смогла подлететь к вершине дерева???
И сказка словно напоминает уже известные старые сказки.
но это мое личное - читательское.

Евгения Шапиро   25.02.2012 19:34     Заявить о нарушении
А это уже придирки, уважаемая Евгения! Во- первых, я ведьму "приземлил" (стучит ступой по корневищам), у других авторов она летает. Во- вторых,какая же сказка без чудес?!! А как Вы объясните своей "читательской теорией" ситуацию, когда Волк глотает Бабушку Красной Шапочки. Бабушка физически не может уместиться в утробе Волка!!!, да ещё, ко всему прочему, остаётся живой!!!. Чудеса да и только.
Про старинный стиль. Я к этому и стремился,- написать по старинке.Сейчас так не пишут,как и не поют с эстрады, а шепчут в микрофон.
Кстати, я прочитал Вашу конкурсную сказку и, чтобы не "портить Вам причёску", не стал писать рецензию, а теперь, тет а тет, выскажусь. После первого предложения уже пропадает всякое желание читать сказку до конца. Непонятно мальчик с мамой нарядил ёлку или министр по природопользованию Трутнев, который по своему статусу должен радеть за то, чтобы как можно меньше рубили ёлочек. Ну, не об этом мальчик думает,нарядив ёлку. Скорее всего о Дедушке Морозе, о подарке.За уши это притянуто, надумано автором. В сказке не должно быть прямых выводов автора. Дидактика должна проистекать из правдивого содержания текста, и действовать на читателя исподволь.
Извините, если я чем-то Вас обидел. С искренним уважением

Владимир Неробеев   26.02.2012 09:55   Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир.
Согласитесь, что многое в нас от воспитания. Где-то любят черный цвет, как торжественный, а белый траурный, а где-то наоборот.
Вот нас приучали к живым елкам. А если с дества приучить к веточкам сосны в вазе? или к искусственным елкам.
Подруга уже много лет ставит искусственную елку, и ее внуки привыкли к этому, они и не думают, что надо рубить для этого в лесу живые.
Конечно, специально это ввела. Как раз накануне Нового года писала. Знаете сколько непроданных срубленых елок валялось на этих елочных базарах. Они их уже даром пытались отдавать - я не взяла, может, кто-то и взял. Жалкая такая картина. И понимаешь, что уже ничего не сделать - все безвозвратно.
А насчет ступы. Ну, если она у меня есть, то чего бы не полетать, а если нет, то зачем о ней вспоминать? Это все-равно, как если бы я завела машину, а сама бежала параллельно с ней.
Уж, извините. Мы с Вами, что думаем, то и пишем. Так это, аверное, и хорошо. Как понять иначе правду?

Евгения Шапиро   26.02.2012 10:33   Заявить о нарушении
Вспомнила. Вот что сразу вспомнилось - Это в сказке Терёшечка -
"Ведьма глянула и увидела его на высоком дубу. Кинулась грызть дуб. Грызла, грызла — два передних зуба выломала, побежала в кузницу:
— Кузнец, кузнец! Скуй мне два железных зуба.
Кузнец сковал ей два зуба.
Вернулась ведьма и стала опять грызть дуб...."

— Кузнец, кузнец! Скуй мне еще два железных зуба.

Кузнец сковал ей еще два зуба.

Вернулась ведьма и опять стала грызть дуб. Грызет — только щепки летят. А дуб уже трещит, шатается.

Евгения Шапиро   26.02.2012 11:33   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Евгения.
В первом случае: Я Вам про Фому, Вы мне про Ерёму. У меня нет желания доказывать очевидное.
Во втором случае: В сборнике сказок воронежской сказительницы Корольковой три, если не четыре сказки, где ведьма меняет зубы. Ну и что?Каждая по-своему хороша. Тогда в чём "фишка".
Я не сторонник пустых разговоров. Лучше написать новую сказку, что я и делаю. А потому прекращаю нашу перепалку.

Владимир Неробеев   27.02.2012 09:08   Заявить о нарушении