Вопрос воспитания

Ехал недавно по трассе вечером, вроде и не поздно, но – зима и уже темно. Снег пошёл, позёмка метёт – видимость ужасная. Разметку дорожную  между ног (две полосы в одну сторону, машин мало) и особо не разгоняюсь. И тут какая-то «мамина поця» на правой обочине лицом ко мне с полной темноты врубает фары на дальний и сигналит. Шутка такая. Видимо смешная.

Как утих адреналин и вернулась способность связно думать – один единственный вопрос: «Зачем?» (в других ,конечно, выражениях).

Мой сын (5 лет) срывал у соседки как-то айву (условно-съедобные волосатые яблоки) и швырял куда ни попадя на пару с дружбаном-ровесником . Я это безобразие остановил с воспитательной речью, показавшейся мне тогда разумной. Вкратце: Если ты что-то делаешь – всегда будь готов ответить себе на вопрос «Зачем я это делаю? Какая мне польза и не врежу ли я кому-нибудь?», нет ответа – займись чем-нибудь другим.
При ближайшем рассмотрении и примерке на себя – оказалось чушью с кучей оговорок. Как и многие другие сентенции. Попадаются, конечно, с которыми трудно поспорить, например: «Нельзя есть желтый снег!» - но таких мало. Остальные обрастают поправками, нюансами, толкованиями, исключениями и частенько противоречат друг другу. Надо очень не любить ребёнка, чтоб вывалить этот непричесанный ворох ему на голову, или тупо вдалбливать основную идею, а с поправками разбираться потом, по мере возникновения. Я над своими детьми издеваться не желаю. Потому приходиться перетряхивать ту гору богатств духовных и вечных истин, что насобирались за прожитые годы, на предмет обнаружения мусора и заплесневелых остатков, уже не вспомнишь чего.

И вот что интересно:  наблюдается переход в сторону консервативности.
Например (наиболее выпукло) – отношение к лёгким психоактивным веществам, типа «шмаль» (марихуана). Десять лет назад: «А почему бы и не легализовать? Водка больше вреда приносит…» и тд. Сейчас: «Чем выпускать на рынок новую дрянь – лучше бы со старыми разобрались».

Понятно, что он вероятно, рано или поздно попробует и спиртное и коноплю. Но я буду считать, что добился успеха в воспитании, если сын после приобретения такого опыта скажет, что-то вроде: «Да. Ярко. Необычно. Как прыжок с моста, привязанным за ноги. Но прыгать каждый день...? Спасибо – есть занятия и поинтересней.»

Вот только, если этим занятием поинтересней окажется – шугать водителей на тёмных дорогах – думаю от мысли об успешном воспитании придётся отказаться.


Рецензии