Зелёный шарик

Сейчас, когда уже прожита большая по­ловина жизни, память до­вольно часто возвращает меня в мир детства. В то время нам жилось нелегко: мать болела, и отчиму приходилось одному содержать всю семью. Но, несмотря на все наши се­мейные неурядицы и труд­ности, я: как и все дети, любила игрушки.
Дома у меня их было немного. В старом фанерном ящике, где вместо ручек по бокам были сде­ланы фигурные прорези, хранилась оранжевая резиновая кукла – голыш Майя, маленькая собачка – лайка с закрученным хвостом, гипсовый, с красны­ми глазами и отбитым ушком  зайчик, фанерный клоун Петя в красном кол­паке, раскачивающийся на турнике в длинноносых ботинках, два высохших ко­ричневых каштана.
Особое место занимала у меня самая любимая игрушка – серый фланелевый мишка, набитый опил­ками, который восседал на подоконнике и своими глазами-пуговицами созер­цал все, что происходило во дворе.
Тихо и незаметно, словно мышка, я могла подолгу играть своими игруш­ками в углу комнаты, по­гружаясь в сферу своих детских фантазий.
Однажды в августе,  когда приближался день моего  рождения, мать  повела меня в магазин игрушек,  чтобы выбрать подарок к празднику.  «Выби­рай,  сказала она,  – но помни, что больше трех рублей я на подарок дать не могу!»
Великолепие и разнооб­разие игрушек в магазине совершенно ошеломили меня! Здесь были серые бархатные слоны с шёлко­выми розовыми попонами, светловолосые кудрявые куклы с голубыми закрывающимися глазами, жёлто-полосатые тигры и гривастые львы, яркие по­пугаи и пушистые белки,
рыжие лисицы с хитрыми мордами, стройные тонконогие лошадки, толстые деревянные матрёшки с ярко накрашенными щеками. Но мне пригляну­лась незаметная на пер­вый взгляд кукольная чайная посудка, сделанная из глины и покрытая голубой блестящей глазурью: четыре маленьких чашеч­ки с блюдечками, остро­носый чайничек с крохотной крышкой и пузатенькая сахарница.
Я представила, как буду поить чаем из этой посуды своего любимого мишку, куклу Майю и зайчика, и сердце моё забилось от радости. Но мать, взгля­нув на ценник, сказала: «Сегодня мы не сможем купить эту посуду, так как у меня не хватает денег, а придём за ней завтра». Это несколько огорчило меня, но сознание того, что посуда бу­дет все равно моей, не повредило, в общем-то, моему  настроению.
На следующий день, еле дождавшись, пока мать накормит всех завтраком, я заторопила ее. «Мамоч­ка, пойдем скорее за посудкой: вдруг её кто-ни­будь купит!» Мать быстро собралась, и мы вновь от­правились в магазин игрушек. По дороге мать сказала, что сначала мы зайдём на рынок, чтоб купить к обеду мяса, а уже  затем – в магазин. Я   согласилась.
При входе на город­ской рынок я заметила невдалеке от газетного ки­оска продавца воздушных шаров, который держал в руке длинный шест. К шесту на тонких веревоч­ках были привязаны   разноцветные воздушные  шары: красные, синие, жёлтые, зелёные, розовые. Шары тихо покачивались на своих    верёвочках  и казалось, хотели улететь ввысь, в неведомую  заоблачную даль. Это зрелище настолько      поразило меня, что я  встала, как вкопанная, и  уже не мог­ла оторвать от него глаз.
Мать несколько раз пыталась напомнить, что следует идти дальше, и тянула  меня  за руку, но  я, словно завороженная, продолжала смотреть на ша­ры.  И  уже  потом,  идя за матерью, я  всё оглядыва­лась  назад:   меня  привлек светло-зелёный шар с нарисованными на нём краснопёрыми рыбками.
Походив по мясному ряду и сделав покупку, мать сказала: «Ну, а теперь пойдем за посудкой!» Поборов в себе ро­бость быть неблагодар­ной, я ответила: «Мамочка, мне очень хочется по­держать в руках зелёный шарик!» «Хорошо! – ска­зала мать. – Я вижу, что тебе понравился шар. Я куплю его тебе. Но знай: тогда мы не сможем купить посудку». Я, нисколько не колеблясь, закричала: «Шарик! Ну ко­нечно же, шарик!» И меня в то время можно было понять: посуда, которую мы собирались купить, была где-то далеко, в магазине, и впечатление о ней у меня со вчерашнего дня несколько сгладилось. А шарик был здесь, ря­дом! Я видела, как он тихо колыхался на своей тонкой веревочке, как упруго натягивал её, стремясь взлететь   ввысь.
Мы подошли к продавцу, и я стала обладатель­ницей чудесного зелёного шарика, который держала за верёвочку в своей руке.
Проходя через ворота рынка,  где спешащих туда и сюда людей было особенно много, я почувствовала, как меня сильно толкнули в спину. Я споткнулась и чуть не упала на серый недавно политый водой асфальт. В это время раздался несильный хлопок, на который я даже не обратила должного внимания.
Когда мы выбрались из толпы, я ощутила, что верёвочка, к которой был привязан шар, почему-то спадает вниз, а не тянется вслед за ним.  Почувствовав неладное, я резко подняла руку и, к моему ужасу, увидела, что на конце верёвки уныло трепыхалось  что-то, похожее на рваную зелёную тряпку.  Это было всё, что осталось от моего шарика, которым я совсем недавно любовалась. В полном недоумении и растерянности я огляделась вокруг и увидела ухмыляющуюся из-за овощного ларька лукавую рожицу рыжеволосою кур­носого мальчишки,  держащего в руке сапожное шило.
Горю моему не было предела. Всю дорогу, пока мы шли с мамой до­мой, перед моими глазами стоял светло-зелёный шарик и золотистые, с волнистыми хвостами, рыбки, нарисованные на нём. «А всё-таки нужно было взять посудку!», – сказала мать. И я не спорила с ней.
Посудку мне всё же подарили спустя какое-то время. Она была намного красивее первой, но так и  не смогла заменит мне тот сказочный светло-зелёный шар.



(Впервые опубликовано 8 апреля 1993 года в газете "Перекоп" (Красноперекопск, АР Крым)


Рецензии
Очень красиво и трогательно написано! Вернули в детство! С уважением, Николь.

Николь Онил   20.01.2017 00:23     Заявить о нарушении