Апостол петр

   Хотя поначалу вопрос о том, обрезаться ли язычникам, как иудеям, казалось, был разрешен, со временем он стал камнем преткновения между уверовавшими в Христа. И в конечном счете окончательно разделившим их.
   Иудеи, воспитанные на законе Моисея, не могли примириться с тем, что язычники не соблюдают одной из основ своей религии. А ведь и Христос говорил, что он направлен прежде всего к ним, иудеям, и не для того, чтобы отменить закон Моисея, а улучшить его.
   Но ведь Он ничего не говорил, что надо отменить обрезание! Обрезание для иудеев был не просто ритуал, а символ завета народа с Богом. "И сказал Бог Аврааму:ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя:да будет у вас обрезан весь мужеский пол. Обрезывайте крайнюю плоть вашу:и сие будет знамением завета между Мною и вами".
   Но если Христос - Сын Божий, иудей по рождению, то и верующие в него должны соблюдать иудейские традиции!
   Так и было, пока христианство не стало превращаться в самостоятельную религию и все более отдаляться от породившей его матери - иудейской религии. И архитектором возникающей между ними плотины стал апостол Павел, в прошлом Савл (на иврите - Шаул), жестоко преследовавший первых христиан, и переменившийся после встречи с Христом по дороге в Дамаск.
   Отныне он столь же ревностно, как раньше преследовал христиан, стал проповедовать христианство. И вместе с Варнавой, в прошлом Иосией, левитом, родом из Кипра, продавшем свою землю и отдавшем все деньги апостолам на общие нужды, год проповедовал в Антиохии. Они создали здесь церковь, и именно здесь тех, кто верил в Христа, впервые стали  называть христианами.
   Со временем Павел стал называть себя апостолом язычников, Он не считал, что язычникам необходимо обрезаться:главное - вера в Христа, и неиудею не обязательно придерживаться тех традиций, которых придерживаются иудеи.
   Их вызвали для объяснения в Иерусалимскую церковь, где собрались Апостолы и пресвитеры. Павел рассказал о том, в каких местах они побывали с Варнавой, в том числе в Финикии и Самарии, как обращали язычников в Христову веру. И опять возник все тот же вопрос:нужно ли язычникам обрезаться?
   "По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им:мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтоб из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали. И Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам, и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которое не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они".
   После столь горячей речи Петра атмосфера в церкви переменилась, слушать Павла и Варнаву стали более благожелательно. А потом свое слово сказал и Иаков, руководитель церкви:"Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано:"Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую,и то, что в ней разрушено, воссоздам и исправлю ее, чтобы  взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие". Ведомы Богу от вечности все дела Его. Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтоб они воздерживались от оскверненного идолами , от блуда, от удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе".
   Доверие к Павлу и Варнаве было восстановлено, их благословили на дальнейшую деятельность, однако с тех пор Павел старался, как можно реже бывать в Иерусалиме. Повторно он пришел сюда только через три года, а в следующий раз - аж через четырнадцать лет.
   Придя повторно, он виделся только с Петром, пробыв у него дней пятнадцать (Послание к галатам). "Другого из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня".
   Через четырнадцать лет роли окончательно определились:"Иаков и Кифа, и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам,, а им к обрезанным. Только, чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнить в точности".
   Безусловно, Павел вынужден был признавать авторитет первых Апостолов, и пока они были живы, хотя бы формально считаться с ними. Но он уже давно удалился от них, став независимым от них и воспитав своих учеников в том духе, в каком считал нужным, и как понимал учение Христа. Петру и в голову не пришло говорить так, как Павел:"Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов:я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас:подражайте мне, как я Христу"(1-я коринфянам).
   Это призыв - подражать ему, как он - Христу, вероятно, не раз вызывал недоумение и отторжение. Подражать не Христу, а Павлу? И через него Христу? Такого в апостольской практике еще не было. Конфликты с первыми Апостолами были неизбежны. И когда Петр пришел в Антиохию, Павел резко выступил против него, обвинив в лицемерии. Дескать,  с язычниками ел-пил, а когда пришли иудеи, сделал вид, что вовсе не сторонник иудеев. И даже Варнава  лицемерил вместе с ним!(К галатам)
   Так все было на самом деле или нет, или здесь говорило лишь уязвленное самолюбие Павла, неизвестно. Ведь Новый завет насыщен Посланиями Павла, а Посланий Петра всего два, да и те короткие. Павел же счел нужным окончательно определить свое отношение к Петру,а, пожалуй,_и к первым Апостолам:"Сказал Петру при всех:если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-Иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-Иудейски?".
   Не преувеличил ли Павел "преступление" Петра? Ведь вопрос, который он вновь затронул, был давно решен, и именно Петр встал на его, Павла, сторону. Похоже, здесь крылось что-то другое. Может быть, зависть к авторитету Петра и первых Апостолов, которые, как он считал, мешают быть ему главным авторитетом в проповеди Христа?
   Вероятно, такое утверждение вполне имеет право на жизнь, поскольку нельзя не заметить, что католическая церковь тесно связала обоих Апостолов, утверждая, что не только Павел проповедовал в Риме, но и Петр, хотя многие исследователи не согласны с такой точкой зрения. Ведь до сих пор не найдены какие-либо следы пребывания Петра в Риме, и что самое важное - его могила.
   Зачем же понадобилось католической церкви такая легенда, которую они превратили в якобы неоспоримый факт? Затем, что ее авторитет неизмеримо возрос, когда Петра (и Павла) сделали основателем католической церкви. Вряд ли Павел предполагал, что он станет "напарником" первого Апостола, но без авторитета первого Апостола и католическая церковь была бы не та.
   Однако, на каком основании она утверждает, что Апостол Петр был в Риме и именно здесь принял мученическую смерть во времена Нерона? На том, что первое соборное Послание апостола Петра, адресованное "пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии,Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным", подписано так:"Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне, и Марк, сын мой".
   Католические иерархи утверждают, что под Вавилоном Петр имел в виду Рим, где в те времена пребывало множество разноплеменного и разноязыкого народа, настоящее "вавилонское столпотворение".
   Сами Послания Петра полны миролюбия, призыва жить по любви и правде, бояться лжепророков,не оскверняться грехами и иметь долготерпение.
   Во втором Послании можно заметить и легкий укол в адрес Павла:"И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания".
   Странно и весьма, что Послания первых Апостолов (всего-то Иакова, Петра и Иоанна) представлены в столь "куцем" виде. Ссылка на Евангелия и "Деяния" здесь вряд ли помешает сомнениям, поскольку половина "Деяний" посвящена деяниям того же Павла, а Послания его составляют значительную часть Нового Завета. Здесь явно постарались отцы церкви, и оставили лишь то в новом Завете, что соответствовало их взглядам и интересам.
   В одном из Апокрифов говорится, что существует Евангелие от Петра, которое он сам не велел распространять, поскольку боялся, что учение Христа будет неправильно истолковано. Считается, что Евангелие от Марка и есть Евангелие от Петра. Но, видимо, что-то существовало и другое, уже утерянное, на чем строилось утверждение в Апокрифе.
   В иудейском антихристианском трактате "Сефер Тольдот Иешу" утверждается, что иудеи уговорили Петра встать на сторону христиан, чтобы те не мешали иудеям молиться в Храме. И что Петр, прежде, чем согласиться, выдвинул условие:он будет жить отшельником, писать псалмы и молитвы, не есть мяса в пятницу, поскольку в этот день был распят Христос.
   Разумеется, это ни что иное, как небылица. Но даже в ней, как ни странно, есть крупица правды. Она в том, что Петр остался верен Христу. И тем самым искупил свою временную трусость в день казни Учителя.


Рецензии