Горькой полынью в душе...

                ... И В ЭТОЙ  ПРАВДЕ  НЕТ  КОНЦА  И  КРАЯ...      

       - Как я уже устала от этого неустроенного быта!.. Вы займетесь, наконец, делом? Ваши постоянные исчезновения, гулянки, друзья  - вот мне где! - со злостью и какой-то безысходностью, захлебываясь воздухом, прокричала старая мать в адрес дочери.

       - Мама, что же мне делать? Повеситься от такой жизни? Ну, нет, нет работы! Он бы рад трудиться... Ему вообще не везет: тут поработал  -  не заплатили, ушел к другому хозяину  - не заплатили, - беспомощно проговорила сорокапятилетняя дочь. (Ее бесхарактерность настораживала мать. Да воспитанием  своих детей дочь почти не занималась. Все  взвалила на плечи матери-бабушки).

       - А что ты прикажешь мне делать?.. Я отбарабанила шестьдесят лет на таком трудном участке да еще и подрабатывала, чтобы ты могла поднять детей... После всего не войти в дом без боли: кругом грязь, вечно раковина заполнена грязной посудой, вещи разбросаны по комнатам... Смотри, что это?.. - Она указала на открытый шкаф, слегка коснувшись белья. Из него вывалилось почти все содержимое. - Светка опять куда-то исчезла? - Уходите куда угодно, в неизвестность. Я, старый человек, так больше не могу. Никакого покоя!..

       Вся семья из четырех человек размещалась в двухкомнатной квартире. Так случилось, что дочь ушла от мужа с двумя детьми в родительскую квартиру. Отец получил второй и последний инфаркт благодаря зятю. Тот, по своей дури, разбил "Жигуленок" тестя и "умыл руки", поссорившись навсегда с Соней. Дети его не интересовали. Он вел "космический" образ жизни. Друзья и бестолковая жизнь превратили его в скандалиста и драчуна. Вот так, не выдержав, Софья с детьми решила обосноваться у родителей. (Отец, не выдержав, оставил этот мир). А что дальше?..
        Жизнь Соне не обещала кущи рая: нет образования, дети не хотят учиться в школе, прогуливают... Вот она, как многие, ринулась в торговлю. Появились первые деньги, друзья-товарищи...  выпивка... Дети предоставлены сами себе. Бабушка работает в поте лица и приносит к своей пенсии доход.  Она даже задумалась о расширении квартирных условий. Но, накопив необходимую сумму для обмена квартиры, вся была в поиске нужного варианта. Но деньги исчезли.
 
       - Кто? Кто мог их украсть? - думала Зоя Павловна. Она обыскала всю квартиру и не нашла никаких следов. - Сами - у себя - украли!!!
       И она слегла надолго, пролежав в госпитале почти месяц, потом ее вновь поместили туда же. Она выкарабкалась после тяжелого недуга. Понемногу, приходя в себя, стала наблюдать за своими внуками Светкой и Матвеем. Они сблизились за последнее время: работать не работали, а гуляли на "всю катушку" и время от времени стали приглашать друзей и не давали покоя бабушке. Их мать в это время жила у своего "друга", предоставив возможность матери "отдохнуть от нее".  А внуки досаждали бабушке всем, как только могли. Трудно досталось выздоровление Зое Павловне. Но на то она и ЗОЯ, чтобы жить.

       Однажды Матюша (так называла бабушка своего внука) привел в дом девицу и стал ей показывать комнату, где они "совьют гнездышко".

       - Что?.. Какое ты имеешь право решать свои семейные вопросы без меня и матери? Ты в дом приносишь зарплату? - с возмущением спросила бабушка внука.
       - Вот тебе! - Он бросил несколько купюр на стол и твердо сказал, что не намерен с ней спорить по этому вопросу. - Я жил здесь и буду жить здесь!
       - Только через мой труп, - отрезала бабушка. - А эти деньги, чтобы знала твоя "спутница", ты бросил, как кость, впервые. Ты заработал эту квартиру? Я старалась что-то сделать для вас... Куда исчезли деньги?.. На ваши попойки и разгульную жизнь? - Сказала, как отрезала и снова слегла. Соседи вызвали скорую помощь, так как Матвей, ушел, хлопнув дверью, прокричав на всю парадную:
       - Будь ты проклята! Я сюда больше никогда не приду. Надоело все, "хозяйка".
       И он больше не пришел.
      
       Зоя Павловна лежала в интенсивной палате. Лежа на спине, она смотрела в потолок, вспоминая: что же произошло в ее жизни вообще, чего она не доглядела в ней?.. Всю жизнь училась у людей и их учила жизни, а свою дочь и внуков упустила. Единственная дочь! - и не получила никакого образования. Где же она, как мать, оступилась? Чего не поняла, не домыслила? Дочь не хотела учиться. Ее страстная любовь совсем лишила рассудка?.. Едва закончив восьмой класс, она сбежала с парнишкой к его родителям. Пришлось смириться и справить в семейном кругу свадебку. Но скоро, совсем скоро прошла любовь. Да и была ли она? - Не любила она своего "первого". Когда любишь, все делаешь для того, чтобы складывались отношения. Второй: красавец, но шалопай и бездельник, любил "вешать лапшу на уши". Работая на мясокомбинате,воровал. Домашние знали об этом, но молчали. Время было перестроечное: ушлые загребали все под себя, но за подчиненными смотрели строго. Вот и выгнали его, как многих вороватых мужиков. Он стал пить. И семья разваливалась. Дочь свои отношения с мужем (уже с двумя детьми!) не узаконила и осталась между небом и землей.
Куда идти? Конечно - к родителям.

        Мысли пожилой женщины не давали покоя. Сердце болело за дочь и ее детей. Она ночами не спала и все думала-думала...А теперь вот внуки бросили школу и пошли, помчались  по пустыне, как перекати-поле. Ей было жаль детей и себя: нет опоры под ногами, нет помощников, которые бы могли доглядеть ее в старости, как раньше это было на Руси. Ей было жаль, что дочь так ничего и не добилась в жизни; и внуки проросли горькой полынью, сорняком в ее душе.Слезы катились по щекам к уголкам губ. Она ощущала вкус такой горечи, что мысленно говорила себе: " Как же жить? Мои советы - только в пустоту. И нет мне прощения: не доглядела".

       За все это время столько произошло неприятных событий! - трудно перечислить. Матвей пропал надолго. Потом узнали, что он лежит в больнице и лечится: сначала - воспаление легких, затем болезнь стала прогрессировать.
Он перестал принимать лекарства,удрал из больницы и стал жить непонятно где. Потом его друзья привезли домой. От Матвея почти ничего не осталось: похудел, осунулся и нет того крепкого, рослого парня. Трудно было его узнать: он стал даже меньше ростом.

       Раньше, когда я виделась с ним, он напоминал мне крепкого, высокого, мускулистого красивого парня, уверенного в себе. Он мог держать удар. Но, к сожалению, Матвей не состоялся, как личность. В нем не было стержня и желания добиться успеха в жизни, в профессии. Я помогла ему поступить в среднее техническое училище. Он поступил, но опять же - не нашел в себе силы и желания учиться. Его легкие случайные заработки: купить и продать, взять обманным путем так и не дали должного результата.

       Сейчас он доживал последние дни своего пребывания на этой земле и угасал, как угасает свеча. От него, прежнего, почти ничего не осталось: лицо вытянулось, а глаза источали болезненный блеск. Уткнувшись мученическим взглядом в потолок, он, вероятно, вспоминал свое беззаботное детство, наверняка, и бабушку, которая суетилась возле него. Матвей, казалось, превратился в мальчика-подростка, но он по-прежнему был красив, задумчив и молчалив. В нем боролись два человека: тот, уверенный и нынешний.Ему не хотелось есть, говорить. Он просто смотрел в потолок, а иногда, всматриваясь в окно, что-то шептал, звал кого-то... Было желание подняться, но не хватало сил. Тогда бабушка подхватывала его своими усталыми, старческими руками, приподнимала подушку и приговаривая: "Подыши-подыши, мой родной!.. Скоро весна и ты встанешь".

       В один из вечеров он позвал свою Зою Павловну.
       - Бабушка, посиди со мной. Я хочу перед тобой повиниться. Я наказан за те деньги, которые у тебя украл. Я знал, что скверно так поступать. Но я не мог иначе: меня так прижали долги за... за... Я завтра на рассвете умру и не хочу уносить с собой эту дерзкую тайну. Да, моя жизнь не состоялась, как не состоялся я сам, хотя ты все сделала, чтобы мы учились. Но в этом я никого не виню. Видит Всевышний, как вы с мамой старались нас уберечь от этой злачной жизни. Бабушка, ты все сделала, чтобы мы стали людьми, но мы сами со Светкой виноваты: нам хотелось красивой легкой жизни, а она (жизнь) наказывает тех, кто ее не ценит и не бережет. И тем не менее,я благодарен тебе за все.  Ты так старалась, оберегала нас, а мы такие бестолковые!.. Прости меня. Прости меня. Прости меня. (Матвей замолчал. Он, как забылся или уснул. Бабушка долго сидела подле него и ждала, когда проснется, чтобы сказать Матвею, что прощает, но это были его последние слова в пространство и тишину).

       Он, действительно, умер на рассвете. Зоя Павловна всю ночь просидела рядом с ним. Последующие дни казались вечностью. Она вспоминала все: как его, первенца, принесли из роддома, как пеленали, как он впервые улыбнулся и начал что-то понимать, как сделал свои первые шаги, как разбил коленки при падении, а она смазывала их зеленкой,приговаривая:
"Все заживет скоро, красавчик мой". Из ее воспоминаний исчезли те бытовые ссоры и споры, как и не было их. Она помнила только доброе и светлое, что давало силы жить.

        Бабушка сидела у гроба и гладила его волосы, в последний раз любуясь красотой. Матвею было всего двадцать семь лет.

        А что Светка - бесшабашная голова? - Так и несется по наклонной!.. Может и найдется тот, кто остановит, урезонит ее пыл. Еще молода и красива: глаза, что два  не тлеющих уголька горят и светятся.

Кто знает, что ждет ее в будущем?..

                2009г. М.А.Г.


 
 


Рецензии
Жестокая действительность..Страшно терять детей, внуков - еще страшнее.
Дети страны, умирающие в 27 лет, не добившиеся, не состоявшиеся... Сколько их? Сотни? Тысячи? Дети страшной страны и жестокого времени.

Са-Ша   23.03.2012 02:38     Заявить о нарушении
Спасибо.

Анна Малык Маг   21.12.2012 14:56   Заявить о нарушении