9 вопросов

При написании этой новеллы я столкнулась с некоторыми трудностями.
Мы все всегда желаем узнать, а что там, дальше? Что потом? Но спроси напрямую человека о том, что для него является самой большой тайной его жизни, что больше всего его волнует, ответ на какой вопрос он хотел бы получить – человек растеряется. Я сама растерялась.
Я решила обратиться за помощью к своим друзьям. И самым популярным вопросом был «До скольки лет я доживу?», и разные вариации этого вопроса. Причем этот вопрос одинаково волнует людей совершенно разных по статусу, социальной лестнице, семейному положению, полу и возрасту.
Я задумалась, ну, неужели, мы все так боимся времени? Что нам даст ответ на этот вопрос? Станем ли мы счастливее от этого? Мне пришло в голову, что как раз в сроке мы и ищем свое счастье. Хотя оно совершенно от того не зависит.
В этой новелле я решила поговорить о вопросах и ответах, об их значимости и нужности. Всегда ли то, что нас ждет, мы хотим знать наперед? И если бы мы знали что-то, могли бы заранее внести коррективы в свою жизнь. Быть может, такой шанс выпадет?

***

Он шел по заснеженной улице. Фонари таинственно освещали город. А может, то были не фонари, а звезды. В эту ночь они казались ярче обычного и больше. Мосты горели праздничным пламенем. Но для Андрея в эту ночь было темно так, как ни в одну другую. И периодические появления яркого света на темном небе не заставляли обратить на себя его внимание.
Обрывки фраз, кадры из воспоминаний… Замутненный алкоголем рассудок выдавал один за другим неприятные моменты, жестокие слова. Он шел по городу, сжимая в руках орхидеи, и ненавидел его. Ненавидел его за то, что город так прекрасен и величественен тогда, когда Андрею хочется, чтобы он посочувствовал ему, сжался до маленьких размеров и потух. Чтобы Андрей не чувствовал себя таким тщедушным и жалким на фоне города.
Набережная. Какой толк от этой набережной, если вода замерзла? И даже нельзя утопиться. Где же романтика самоубийства, присущая самому таинственному и загадочному городу? Все не так.
Он встал у самого края набережной и оперся о статую. Какая разница, какую? Их полно в Петербурге. Одна другой краше, одна другой ужасней. Он достал из кармана куртки пачку, потом из нее сигарету и начал прикуривать. Пьяные пальцы не слушались, пламя отказывалось гореть, а ветер выбил из губ сигарету. Он достал еще одну, но все повторилось.
-Что за чертовщина?! – выругался Андрей и  поднял лицо к небу, потом плавно и, оглядываясь, начал опускать голову вниз.
Он вдруг понял, что стоит возле сфинкса.
-Что, кошкам не нравится запах табака? – едко проговорил Андрей, глядя сфинксу в глаза. – Ааа… Я совсем рехнулся. – он замолчал на некоторое мгновение, потом вновь посмотрел на сфинкса. В его голову заползло внезапное воспоминание.


Миф.

Маленький мальчик сидел с мамой на кровати, и мама рассказывала ему историю.

-Это старая петербургская легенда: если одаривать сфинксов цветами, то могут они раз в год ответить на девять любых вопросов, открыть девять тайн. Именно девять - не больше и не меньше. Если увидишь цветы у лап сфинксов, знай: кому-то посчастливилось услышать их "песню тайн" и раскрыть для себя нечто важное...

***

-А может, ты и правда ответишь мне на мои вопросы? – язык еле ворочался. – А вдруг ты мне скажешь правду?
 Чего тебе нужно, чтоб ты заговорил со мной?! – вдруг закричал несчастный, -  Букетов?! Легко! Вот! У меня есть для тебя!! Возьмите, пожалуйста, не стесняйтесь. – поклонившись каменному изваянию, сказал он и положил к лапам сфинкса цветы. – Что же ты молчишь? Ты хочешь, чтобы я исполнил девять твоих желаний? Я готов! Я готов, как два пальца, только поговори со мной! – умоляюще сказал он. – Я, быть может, сегодня самый мертвый человек в этом городе. А неживым существам надо держаться вместе, разве нет? Ты ведь тоже неживой! Чего тебе стоит просто сказать мне хоть одно слово?! Да хоть пошли меня, чтоб я заткнулся и ушел! – статуя оставалась неподвижной. – Глупая кошка!!!

По небу вновь прокатилось яркое сияние, которому Андрей опять не придал значения. Звезды заиграли еще ярче, набережная озарилась светом. А он сидел на ступеньках и рыдал.
-Любимые цветы любимой? – раздался  рычащий голос.
Андрей сидел, не поднимая головы. Опять бомж какой-нибудь.
-Чего расселся-то? – снова прозвучал голос.
Тут его захватила волна ярости, он резко повернулся, чтоб дать отпор бездомному, но позади никого не было. Он осмотрелся.
-Кого-то потерял? – звук шел откуда-то сверху.
Андрей поднял голову: статуя. Нормальная такая, настоящая статуя. Вновь опустил голову.
-Спрашивай и уходи. – опять сказал голос.
Андрей вновь поднял голову, обошел сфинкса вокруг.
-Да, я! с тобой говорю! Я! – раздражался незримый собеседник.
Андрей отошел на несколько шагов назад, поглядел в глаза сфинкса, приблизился, и они моргнули. Он резко отпрянул назад и закричал.
-Тихо ты! Не ори! Ночь на дворе!
-Ты что, настоящий?! –Андрея била дрожь.
-Настоящий. – прорычало изваяние, -  Ты вопросы задавать будешь? – недовольно продолжал голос.
-Это невероятно. – отвернулся Андрей, схватил голову руками и сел на ступеньку. – У меня шизофрения.
-Мне лично плевать, что у тебя. Задавай свои вопросы и проваливай. Скоро рассвет.
Андрей вновь посмотрел на статую. Все было неподвижно. Глаза вновь были каменными, но голос-то был!
-Я ведь не сошел с ума?! – спросил Андрей.
-Это засчитать, как твой первый вопрос? Нет, не сошел? Осталось восемь. – холодно продолжил сфинкс.
-Я говорю с каменной кошкой! Я болен! – все так же раскачиваясь на ступеньке, говорил Андрей.
-Ты задерживаешь меня.
-Ладно, - резко встал Андрей, - допустим, ты настоящий, я не сошел с ума, ты действительно говоришь. Значит, я могу спросить все, что меня интересует, и ты ответишь.
-Да, о бестолочь, этого города.
-А даже если я сошел с ума, то это тоже неплохая новость. Зато я не один, и мне есть с кем поговорить. Отлично!
-Будешь задавать вопросы?
-Почти готов! – незаметно для себя, воодушевился Андрей.
-Начинай же! – проревел сфинкс.
-Что было вначале? – как экзаменатор спросил молодой человек.
-Вначале было слово. Cледующий.
-Ты мухлюешь! – возмутился он.
-Ты задаешь некорректные вопросы. – так же хладнокровно ответил каменный собеседник.
-Ах так…. – нахмурился Андрей, - Тогда… Зачем?
-Затем, что ты дурак. Следующий.
-Так нечестно! – взбунтовался он, - Мой вопрос в принципе. Зачем?
-Что зачем? – спросил сфинкс.
-Все зачем? – размахнув руками, переспросил Андрей.
-Чтоб такой дурак, как ты тратил мое время! – резко сказала статуя. – Следующий!
-Долго ли я буду жить?
-Долго.
-И все?
-Да, все. У тебя осталось 3 вопроса.
-Ты не сфинкс! Ты жулик!
-А ты балбес! Разбудил, чтобы задавать свои глупые вопросы!!! Сначала соображать научись! – наступила гнетущая тишина, и сфинкс продолжил, -
Прежде, чем задать мне следующий вопрос, подумай хорошенько хоть раз в жизни! 3 вопроса, и прощай!
Разгневанный таким наглым обманом Андрей ходил взад-вперед и все думал. Что его интересует? Почему он такой неудачник? Почему все, к чему он прикасается, превращается в пыль? Почему он так одинок? Почему он был гостем на свадьбе любимой женщины?
Собравшись с духом, он вновь начал говорить.
-Когда я стану счастливым? – тихо спросил он.
-Когда перестанешь думать, что весь мир вращается вокруг тебя. Когда поймешь, что не всегда те, кого мы любим, и те, кто любят нас – одни и те же люди. Когда начнешь жить иначе. Когда примешь себя таким, каким тебя родила мать, со всеми врожденными комплексами, проблемами, решениями, характером, мнениями. Когда перестанешь входить в образ. Некоторые тебя знают много лет, и им непонятен твой новый облик. Твоей матери непонятно, почему ты стесняешься показать себя другим, ведь она-то уж точно знает, любит и принимает тебя настоящего.
В голове Андрея пробежало столько мыслей. Да что он знает, этот истукан? Что бы он понимал в человеческой жизни? Что бы он понимал в человеческих чувствах, проблемах? Он -  всего лишь  статуя! Кусок камня! Андрей все метался по набережной. Гнев, страх, обида пожирали его. Слезы самопроизвольно текли по его лицу.
-Настоящим, говоришь, надо быть! Почему тогда она ушла? Ведь я был настоящий! А она ушла! – кричал он.
-Ты был настоящий? Ты не пустил ее в свою жизнь! В свою жалкую, ничтожную, маленькую жизнь даже на йоту! Она любила тебя, ждала тебя, терпела все твои выходки! Такого настоящего ты себя показывал ей?! А хоть раз ты сказал ей, что любишь ее? Хоть раз сказал, что нуждаешься в ней? Что ее улыбка для тебя лучше любого лекарства? Да ведь она и слов от тебя не ждала! Она ждала, что однажды ты просто придешь домой не после гулянки, от тебя не будет пахнуть чужими женскими духами. Ты просто обнимешь ее. Заметишь, что она готовит для тебя почти каждый раз что-то новое. Посмотришь ей в глаза и увидишь, что они разного цвета, и какая она забавная. И заметишь, что она  читает с тобой одни и те же книжки, смотрит с тобой  одни и те же фильмы, слушает твою музыку, знает о твоей работе больше тебя. И все для того, чтобы у вас всегда были общие темы, чтобы всегда было, о чем поговорить. Тебе стоило всего раз сказать ей ни «ты великолепно выглядишь», потому что ей не нужно было твое восхищение, а  «спасибо, что ты сумасшедшая, спасибо, что рядом», потому что ей была важна твоя любовь.
Андрей вновь сел на ступеньку. Слезы душили его, в груди стоял огромный ком и выдавливал легкие. Комок подступал к горлу и мешал что-либо сказать. Эта статуя права! Эта чертова статуя права! Он ничего не сделал для нее! Ничего не сделал для того, чтобы удержать ее. Более того, он позволил сделать из него друга. Она всегда была максимально мудра. Она всегда дорожила тем, что происходило в ее жизни, и теми, кто появлялся в ней. И уйдя от него, она не хотела его терять. И уйдя от него, она хотела тем самым вернуть его.
-Последний твой вопрос. – тихо сказал сфинкс.
-Что мне делать? – отчаявшись, прошептал Андрей.
-Проснуться!


-Андрей! Давай просыпайся!  Опоздаешь ведь!
Андрей резко открыл глаза. Судорожно оглянулся. Часто-часто дышал и не мог надышаться. Он все оглядывался, сумбурные мысли терзали голову. Вдруг его взгляд остановился на темноволосой девушке, которая сидела на краю дивана. Он долго разглядывал ее, всматривался во все черты ее лица. Глаза. Один желтый, другой зеленый. Какая она забавная. Потом он вдруг резко вскочил с дивана, собрал ее в охапку, от чего она вскрикнула.
-Андреееей, - протянула она. – Ну, я только сделал укладку. Челка! – проговорила она и засмеялась.
 Он зарывался лицом в ее волосы, целовал ее лицо, глаза, губы, потом снова обнял ее крепко-крепко:
-Спасибо, что ты рядом….


Рецензии