Старуха

Я  собиралась приехать на поезде к Машке. Она жила в другом городе, мы не виделись уже полгода, и в поезд я заходила в приподнятом настроении. Путь был неблизкий, и я уже настроилась на длинные разговоры со своим соседом. Но когда я зашла в свое купе, мое настроение сразу же омрачилось. 
На нижнем ярусе сидела старуха. Иные бывают с искрящимися глазами и лучистой улыбкой, излучают добро, мудрость. Эта же была мрачной, даже сама была во всем темном одеянии. Когда я ней поздоровалась, она не то что бы не ответила на мое приветствие, она  даже не  повернулась ко мне, а так и осталась смотреть в окно, будто там и правда  были захватывающие виды. Но снаружи лишь мелькали  обгорелые леса, да лысые поля, на дворе была сырая, грустная осень. Меня слегка расстроило  такое её поведение. Она вела себя так, как будто бы меня вообще здесь не было, как будто она существовала в каком-то  своем, особенном мире, где не существует никого, кроме нее и осени. Они дополняли друг друга. А я была явно лишней в  этих событиях.
Я постаралась внимательнее рассмотреть её лицо… Впалые глаза, светло-светло голубого цвета, худой нос горбинкой, слегка опущенные вниз губы…Все ее лицо избороздили  глубокие морщины   и впадины. Широкие темные брови сгустились, и, казалось, всегда были хмурыми. Темные волосы с проблесками седины были зачесаны и заправлены в темно-синий платок. В руках ее была длинная кривая палка, которую она обхватила руками и оперлась на нее подбородком. Когда она смотрела в окно, взгляд ее устремлялся куда-то вдаль, смотрел как бы сквозь предмет. А лицо не меняло своего выражения, не дрогнула ни одна скула, не моргнул  глаз, от чего становилось жутковато…               
Я, ожидая и опасаясь нравоучений и возмущений по поводу жизни современной молодежи, беспрестанного сравнивания двух совершенно разных веков, отвернулась к стенке и заснула.
Мне снилась эта жуткая старуха. Она гналась за мной, я хотела  от нее спрятаться, но она везде меня находила, она уже почти меня догнала, но вдруг я проснулась. Проснулась  от едва слышимых всхлипов. На столике горела масляная лампа. Старуха закрыла лицо платком, иногда можно было различить еле заметные движения в области груди, как будто она беззвучно плакала.

-«С вами все в порядке?»- спросила я.

Вдруг она резко подняла на меня свои мутные глаза, они были  наполнены слезами. Словно она боялась меня разбудить, не хотела тревожить.
 Я смотрела на нее с верхней полки, сверху вниз.  Так она показалась мне совсем маленькой, беспомощной, а главное одинокой.  Этот взгляд наблудившего ребенка  в исполнении старухи я запомню навсегда. Это уже была даже не старуха, а беззащитная старушка. Я еще много раз пожалела, что у меня язык повернулся называть ее именно старухой.
 
-«Извините, я правда не хотела…Я думала, что вы…я не…  я не хотела… громко…прост..»
-«Ну что вы! Все в порядке»,- я прервала ее на полуслове.
-«Правда?» - В этих словах   было столько детской простоты  и наивности, что я тут же поняла – Это не тот человек, на которого я должна сердиться. Она не должна оставаться одна.
Я спустилась к ней и подсела рядом. Она уже вытерла заплаканное лицо  рваной тряпочкой.  Я налила ей стакан воды, она выпила и окончательно успокоилась.

После этого между нами возникло какое-то доверие. Она рассказала мне свою тяжелую судьбу.
Оказывается, в годы войны её муж ушел на войну и больше не вернулся. У них была большая крепкая семья, было семеро детей. Моя старушка трудилась в тылу. Это было  самое тяжелое время в ее жизни. Двое детей умерли от болезни, троих отдали в детский дом и их усыновили другие родители, ей же не дали ни новых адресов, ни координаты  приемных родителей. Осталось только двое. Две девочки. Одна прожила с ней до нашего  времени и недавно  её сбила машина, а вторая дочь  еще давно вышла замуж и уехала. Связь между ними потерялась. И вот совсем недавно нашлась дочь и её семья. Так же у этой пожилой женщины родилось трое внучат, к которым она как раз и ехала. Её единственная  дочь нашлась!  Это и счастье, и волнение одновременно. Столько времени утекло, бабушка очень сильно волновалась и не находила себе места. У нее совсем не было денег даже на подарки детям. И я с радостью одолжила ей пятьсот рублей. Одолжила навсегда, взамен я не требовала ничего. Я уже получила все, что хотела… Эти светлые, полные печали глаза, эту виноватую улыбку, эту душещипательную историю…


На следующей станции мне нужно было сходить. Мне было очень стыдно, что я посчитала   её злобной старухой, ведь, открыв  мне свою душу, она разрушила все плохие представления о себе.
Но с другой стороны мне было очень приятно, что мне, простому попутчику, совсем незнакомой девушке, она рассказала всю свою жизнь, все то, что её так долго   волновало и терзало душу. Эти смешанные чувства   наполняли  меня еще очень долго. Эту попутчицу я  вряд ли когда забуду. 
И самое главное, что я поняла для себя, это то, что  я больше не буду делать  поспешных выводов   о человеке по его внешности. Банально, конечно, но зато истина. Ведь никогда не знаешь, что творится у него в душе. А в тихом омуте  и черти водятся.


P.S.: Все события и герои вымышлены.


Рецензии