Хроники войны за Чако. Часть 3

               
               

                Попытки дипломатическим путём предотвратить войну.

    Аргентинские олигархи имели свои экономические интересы в Парагвае. Узнав о том, что в в недрах Северного Чако возможно находятся огромные месторождения нефти, они вспомнили и об этом забытом Богом и людьми регионе. Назревавший военный конфликт между Боливией и Парагваем им был не выгоден. Ведь не было секретом, что парагвайская малочисленная, плохо вооружённая и необученная, армия не могла оказать серьёзного сопротивления военной мощи  Боливии. Поэтому правящие круги Аргентины с января 1927 года стали прилагать большие дипломатические усилия, чтобы избежать войны между Парагваем и Боливией.

   Так 29 сентября 1927 года в аргентинской столице открылась «Конференция Буэнос-Айрес».  Министры иностранных дел Парагвая и Боливии, при постредничестве аргентинского правительства, начали двухсторонние переговоры. Их целью был поиск дипломатическогого пути в решении проблемы  установленя границы между двумя этими государствами  в Северном Чако. Парагвайская сторона перед началом «Конференции Буэнос-Айрес» заявила, что начнёт глубокий диалог только после того, как Боливия разрушит все свои укрепления в Северном Чако и выведет военнослужащих за меридиан 62 градуса западной долготы. Боливийская сторона в резкой форме отказалась это сделать и заявила, что «Северный Чако принадлежит только ей».

   Аргентинские посредники предложили формулу для обеих сторон, которая бы позволила начать конструктивный диалог. Она заключалась в трёх пунктах:
1. Парагвай должен согласиться с международным арбитражем.
2. Обе страны должны были демилитаризировать свои укрепления в Северном Чако и отвести войска на расстояние 150 километров друг от друга.
3. Обе страны должны отказаться от применения давления и демонстрации силы в период переговоров.
   Переговоры зашли в тупик. Тем временем, майор Рафаель Франко, командир парагвайского гарнизона населённого пункта Bahia Negra, самовольно поднял своих подчинённых и повёл их на боливийский фортин «Vanguardia». Парагвайская конница ворвалась в это укрепление и в за десять минут подавила его гарнизон. 5 защитников этого фортина были убиты. В плен сдались два офицера и 19 солдат. Десятерым удалось убежать в сельву, где они вскоре погибли.

   Узнав о случившемся, боливийское правительство немедленно разорвало дипломатичесике отношения с Парагваем.  Временно исполняющему  обязанности посла этой страны в Боливии капитану первого ранга Элиасу Айале был дан всего один час на сборы. После чего его посадили на первый же  отходивший поезд.

   Боливийскому  послу в Асунсьоне повезло гораздо меньше. Военный патруль забрал его прямо из рабочего кабинета, отвёз в порт и посадил на моторный катер, отбывающий в аргентинскую провинцию Формоса.

   После этих событий, война  казалась уже неизбежной. В Асунсьоне прошли стихийные манифестации. Их участники  требовали от Президента страны  принятия срочных мер по защите Парагвайского Чако. В Ла Пасе студенты и  предстваители мелкой буржуазии  на митингах протеста требовали от боливийского правительства решительных действий по возвращению Северного Чако Боливии.

   К счастью, в это время в Вашингтоне собралась Межамериканская Конференция по Примирению и Арбитражу, которая предложила свои посреднические услуги Парагваю и Боливию по дипломатическому урегулированию конфликта. Это предложение обееми странами было принято.

   После восьми месяцев заседаний членов специальной комиссии, состоявшей из представителей Колумбии, Кубы, США, Мексики и Уругвая, было выработано постановление. В нём парагвайская сторона признавалась агрессором и должна была немедленно эвакуировать свой гарнизон из форта «Vanguardia”, а также передать всех военнопленных, находившихся у них, Боливии. Несмотря на то, что решение комиссии было принято властями и населением Парагвая с возмущением, правительство этой страны вынуждено было их выполнить. 
 
   После этого, в течении нескольких месяцев, между двумя странами длилось напряжённое перемирие.

 


Рецензии
А вообще вот было в советской историографии понятие "империалистические войны". Это и русско-японская, и англо-бурская, и итало-турецкая войнушки. А это вот не империалистическая. Воевали-то корпорации. Получается, первая корпоративная война))

Лев Рыжков   31.08.2012 10:10     Заявить о нарушении
Совершенно так! Я не знаю какая по счёту, но эта война была корпоративной: за обладание источниками нефти. Спасибо за внимание! С ув.

Сергей Горбатых   31.08.2012 23:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.