Вышла книга о самой загадочной битве Средневековья

Анатолий Стегалин: «Моя графическая реконструкция этой битвы - первая за шесть с лишним столетий!»



Какая битва была самой крупной в Средние века?
Вопрос, конечно, интересный.
Ответ еще интересней: Битва при Грюнвальде… Нет: при Косовом поле… Ещё чего: при Пуатье…
Что вы, Куликовская битва! *

Всё правильно! У каждого народа найдутся судьбоносные сражения, величие и значимость коих для родной страны неоспоримы.
А для мира, для истории?

Что ж, скорректируем вопрос: самая загадочная и малоизвестная из великих битв Средневековья?

И вот тут-то вопрос становится резко парадоксальным, особенно, если добавить, что он о том же (ТОЙ ЖЕ), что и первый! Ибо по количеству сражающихся сил, кровопролитности, всемирному значению, геополитическим результатам и стратегическому масштабу (полководческий уровень) ей равных нет, по крайней мере, в позднее Средневековье.

Увы, по странной прихоти судьбы, именно эта баталия оказалась вне поля зрения и интереса военных историков. Ни монографий, ни карт. Нет о ней специальной главы даже в многотомном опусе великого специалиста по истории войн Евгения Разина.

Но вот что характерно, на фоне общего исторического невежества наши «неученые земляки» выглядят гораздо продвинутей:
«Место для сражения расположено на реке Кондурче между
поселком Новая Жизнь и селом Надеждино (в 1858-1941 годах здесь были немецкие поселения - колонии Александроталь и Мариенталь). Это поле, не считая прилегающих пологих холмов, в 2,5 раза больше, чем поле близ Старого Буяна» (около 10 квадратных километров)».

Это, между прочим, фрагмент конкурсного сочинения ученика 9-го класса Михаила Анольдова из села Кошки Самарской области, опубликованного в журнале «Наука и Жизнь» (№ 2, 2004).

Действительно, жители Самарской области не раз слышали о великой забытой битве на реке Кондурча**. А многие становились непосредственными «очевидцами» и даже «участниками» побоища в рамках игры исторических реконструкторов, воссоздающей основные его этапы.

Впрочем, сценаристам игр столь же мало известно, где конкретно и как происходила сеча, по своей грандиозности вполне сопоставимая с «битвой народов» при Лейпциге, где была уничтожена мощь Наполеона I (1814 год), или на Каталаунских полях (451 год), где римляне остановили нашествие гуннов Аттилы***.

Кондурчинскую брань внимательно изучал замечательный самарский краевед Емельян Гурьянов. Но даже у него не хватило материалов для отдельного исследования на животрепещущую тему.

Вот так, шесть с лишним веков и зияло это «белое пятно» мировой истории, пока не вышла в свет книга Анатолия Стегалина «Тохтамыш против Тамерлана». В работе, которой отдано немало времени и сил, автор обосновывает ряд любопытных тезисов.

Во-первых, началом гибели Золотой Орды, утверждает Анатолий Стегалин, стали не победы Дмитрия Донского, вошедшие во все хрестоматии отечественной истории, а неведомый большинству разгром на реке Кондурче войск владыки Золотой Орды Тохтамыша армией могущественного правителя Мавераннахра - эмира Тимура (Тамерлан), создавшего самую сильную после Чингисхана империю в Азии. Именно после этого поражения ордынцы утратили былую военную мощь, а сама волжская империя монголов испытала необоримые тенденции к распаду. Таким образом, косвенным благодетелем Московской Руси выступил беспощадный «железный хромец» Тамерлан!

Во-вторых, по мнению автора, величайшая средневековая военная операция выпала из фокуса историков России, Средней Азии и, тем более, Европы, поскольку состоялась в отдаленных и малолюдных лесостепных областях. Той же России вклад Куликовской битвы в сокрушение ордынского ига показался куда весомей, не говоря про  важнейший патриотический "акцент" победы князя Дмитрия Ивановича.

В-третьих, о решающем противоборстве Тимура и Тохтамыша, на взгляд самарского краеведа, есть лишь два заслуживающих доверия первоисточника: «Зафар Наме» - «Книги побед»**** (обе созданы вскоре после события – примерно в 1425- м году).

И четвертое: тактический рисунок битвы на Кондурче достоин войти в учебники по военному искусству, но кем-то незаслуженно «стёрт», и Анатолий Стегалин почёл своим долгом его восстановить.


- Анатолий, когда начались ваши поиски по теме?

- Лет десять назад, я тогда был одним из организаторов фестиваля исторической реконструкции «Битва Тимура и Тохтамыша». Он имел немалый резонанс. И не раз еще к нам, на самарскую землю, съезжались энтузиасты из военно-исторических клубов со всех уголков страны, устраивая красочные ристалища с восстановлением приёмов фехтовальной техники и использованием тщательно воспроизведённой амуниции: оружия и доспехов ушедших времен. Ребята достигли такого уровня боевого искусства в этом деле, что впору давать мастер-класс всем желающим.
 
- А потом фестивальная волна пошла на спад…

- Да, тогда-то и появилось время для конкретной изыскательской работы по реставрации картины боя. Я обшарил интернет и не одну библиотеку, после чего сделал такие выводы, которые, буквально, просились на бумагу. В итоге, получилась целая книжка.

- Это чисто исторический очерк?

- Нет, работа написана не сухим высоко-учёном стилем, а на простом, всем  понятном языке с элементами интриги. Полагаю, занимательность обеспечит широту аудитории. Вообще, я бы обозначил данный повествовательный жанр как «исследование в тональности интернет-блюз».

- А как же научная атрибутика: цитаты, источники, историография, хронология, сравнительно-исторический анализ?

- Надеюсь, и эта вся атрибутика соблюдена. Я же не сочинял, не фантазировал, а реконструировал. Тексты оригинальных документов довольно сложны для современного восприятия и даже витиеваты. Я их детально изучал, сопоставлял с аналогами, обобщал совпадения.

- Людские ресурсы сражающихся сторон, в самом деле, позволяют отнести битву на Кондурче к разряду крупнейших?

- Раньше цифры воинов доводились до 400 тысяч. Считаю, что более реально такое соотношение: 120 тысяч у Тамерлана против 150 тысяч Тохтамыша.

- Лет 30 назад примерно то же число войск «вписывали» в Куликовскую битву (1380 год), причем орду Мамая «дотягивали» до 300 тысяч. Теперь, изучив географию поля, пришли к выводу, что арифметика завышена в три-четыре раза. А при том же Грюнвальде (1410 год) общее число участников (поляки, литвины, русские и чехи вместе с противостоящим им Тевтонским орденом) едва ли достигало «поголовья одного» Тохтамыша. На Косовом поле (1389 год) дралось порядка 90-100 тысяч сербов и турок. Так что ваша точка зрения вполне правомерна.

- Тут даже не численный фактор главный, а последствия: после разгрома на Кондурче и начался развал Золотой Орды.

- Где взяли такую подробную карту-схему битвы с точным расположением войск на разных этапах сражения?

- Азиатские летописцы, да и европейские хронисты, увы, не практиковали подобные схемы, поэтому моя графическая реконструкция Кондурчинской битвы - первая за шесть с лишним столетий.

Анатолий Стегалин: «Приглашаю всех желающих на презентацию в алабинский музей 1 марта в 15 часов. Музей готовит маленькую сенсацию, да и я надеюсь слегка подзавести публику...

Об авторе
Анатолий Стегалин (родился в 1957 году) – самарский краевед, мыслящий нешаблонно и копающий глубоко. Кругозор его интересов весьма обширен: альтернативная история и поисковая журналистика (особенно, «белые пятна» самарской истории), мифология, эзотерика, организация фестивалей исторических реконструкторов старинных сражений, нетрадиционная медицина и фармацевтика, фотография, изучение паранормальных явлений (уфология), обучающие аспекты ролевых игр...
Не один год посвятил исследованию срубовой культуры Поволжья. Надеется в скором времени систематизировать, далекие от традиционных, результаты своих изысканий в новой книге, которая никого не оставит равнодушным.


* Битва при Пуатье № 1, она же Битва при Туре, а в арабских источниках Битва когорты шахидов (10 октбря 732). Решающее сражение между победоносной дотоле арабской армией (под вождением наместника аль-Андалусии Омейядского Халифата Абдур-Рахмана ибн Абдаллаха) и коллективными силами Европы (под верховенством Австразийского майордома Карла Мартелла). Произошло недалеко от границы между Франкским королевством и тогда независимой Аквитанией. Франкские войска одержали победу, Абдур-Рахман ибн Абдаллах был убит, а Мартелл распространил впоследствии своё влияние дальше на юг. Судя по всему, франкские войска выиграли битву в пешем порядке. Леопольд фон Ранке считал, что «Битва при Пуатье была поворотным пунктом одной из самых важных эпох в истории мира». Явившись сокрушительным поражением Омейядов, она ускорила их закат, остановив распространение ислама в Европе, утвердив владычество франков и их каролингских властителей как доминирующей европейской династии. Данные из старинных мусульманских источников указывают на численность войск Омейядов в 20-80 тыс. и более воинов, а франков в 30 тыс. Количество упоминаемых сторон - от 20 тысяч до 80 тысяч. Потери от 1500 до 10 000.

Битва при Пуатье № 2 (19 сентября 1356) - яркая победа английского корпуса Эдуарда "Чёрного Принца"  (8 тысяч воинов) над французской врмией (50 тысяч, около 20 герцогов) короля Иоанна II Доброго во время Столетней войны. Король Иоанн Добрый храбро сражался, но был взят в плен вместе с младшим сыном Филиппом (впоследствии герцог Бургундский Филипп II). Погиб весь цвет французского рыцарства. В числе убитых были герцог Пьер I де Бурбон, коннетабль Франции Готье VI де Бриенн, епископ шалонский, 16 баронов, 2426 рыцарей; всего убито 8 тыс., а 5 тыс. перебито во время бегства. 24 мая 1357 года пленного короля торжественно привезли в Лондон. С Францией было заключено перемирие на 2 года. Выкуп за короля равнялся 2 годовым доходам королевства, не говоря про банословный трофей. Для Франции это был момент национального траура. Наместником короля стал дофин Карл V Мудрый.

Битва на Косовом поле (сербская: Косовска битка 15 июня 1389) - судьбоносное сражение между объединёнными войсками Сербии и Боснийского королевства с турецкой армией султана Мурада I в 5 километрах от современной Приштины. Численность турецких войск составляла около 27—40 тысяч человек. Среди них 2—5 тысяч янычар, 2500 всадников личной гвардии султана, 6 тысяч сипахов, 20 тысяч азапов и акынджи и 8 тысяч воинов вассальных государств. Армия сербского князя Лазаря Хребеляновича насчитывала 12—33 тысяч воинов (12—15 тыс. человек находились под непосредственным командованием Лазаря, 5—10 тыс. под командованием Вука Бранковича, и примерно столько же воинов под командованием боснийского вельможи Влатко Вуковича. В сербской армии бился отряд рыцарей-госпитальеров, а также рыцарский отряд из Польши и Венгрии). В начале боя султан был убит. По некоторым данным его убил православный рыцарь Милош Обилич, который, выдав себя за перебежчика, проник в шатер султана и заколол того ножом. После гибели султана турецкое войско возглавил его сын Баязид. Лазарь схвачен и казнен, а дочь Лазаря Оливера отправлена в гарем султана. Сербы были вынуждены платить дань туркам и поставлять войско в оттоманскую армию. Сербия превратилась в вассала Оттоманской империи, а в 1459 году была включена в её состав. Несмотря на решительную победу османских войск, сразу же после битвы армия султана спешным маршем направилась к Адрианополю из-за больших потерь, а также опасений наследника Мурада Баязида, что смерть его отца может привести к смутам в Османской империи. В прежнее время число сербов доводилось до 30 тысяч, турок в 2-3 раза больше.
 
Грюнвальдская (Танненбегская) битва 15 июля 1410 года - генеральная баталия между союзным польско-литовским войском под предводительством короля Владислава II Ягайло и великого князя литовского Витовта (39 000 человек) и воинством Тевтонского ордена под руководством великого магистра Ульриха фон Юнгингена (27 000). Большинство рыцарей ордена было убито или взято в плен. Ранее цифры сражающихся сил доводились до 80 тыся человек с обеих сторон. Исход битвы обусловил окончательное крушение ордена и скорый расцвет могущества унитарного Польско-Литовского государства.

Куликовская битва или сражение на Дону (8 сентября 1380) - полный разгром объединённой русской ратью московского князя Дмитрия Донского армии ордынского тёмника Мамая. Данные о числе войск сильно рзнятся. «Летописная повесть о Куликовской битве» говорит про 100 тыс. воинов Московского княжества и 50—100 тыс. воинов союзников, «Сказание о Мамаевом побоище» - 260 тыс. или 303 тыс., Никоновская летопись — 400 тыс. (встречаются оценки численности отдельных частей русского войска: 30 тысяч белозёрцев, 7 или 30 тысяч новгородцев, 7 или 70 тысяч литовцев, 40—70 тысяч в засадном полку). Более поздние исследователи (Е. А. Разин и др.), подсчитав общее количество населения русских земель, учтя принцип комплектования войск и время переправы русской армии (количество мостов и сам период переправы по ним), останавливались на том, что под знамёнами Дмитрия собралось 50—60 тысяч воинов (это сходится с данными «первого русского историка» В.Н. Татищева о 60 тысячах), из них лишь 20—25 тысяч — войска непосредственно Московского княжества. Значительные силы пришли с территорий, контролировавшихся Великим княжеством Литовским, но в период 1374—1380 годов ставших союзниками Москвы (Брянск, Смоленск, Друцк, Дорогобуж, Новосиль, Таруса, Оболенск, предположительно Полоцк, Стародуб, Трубчевск). С.Б. Веселовский считал в ранних своих работах, что на Куликовом поле было около 200—400 тысяч человек, но с течением времени пришёл к мнению, что в битве русская армия могла насчитывать только 5—6 тыс. человек.По мнению А. Булычёва, русское войско (как и монголо-татарское) могло составлять около 6—10 тысяч человек при 6—9 тысячах лошадей (то есть в основном это было кавалерийское сражение профессиональных всадников).
Современные учёные дали свою оценку численности монголо-татарского войска: Б. У. Урланис считал, что у Мамая было 60 тыс. человек. Историки М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин и В.И. Буганов полагали, что русским противостояло 100—150 тысяч монголо-татар. Ю. В. Селезнёв сделал предположение о монголо-татарском войске в 90 тысяч человек (так как предположительно известно, что Мамай вёл с собой 9 туменов). Военный историк-оружиевед М.В. Горелик высказал предположение, что реальная численность мамаевой рати не превышала 30-40 тысяч человек. Битва имела громадное моральное значение для русского народа, уже 140 лет пребывывшего под игом Золотой Орды.

** Битва при Кондурче (18 июня 1391) — грандиоозное побоище между войсками Тимура Тамерлана и золотоордынской армией хана Тохтамыша на берегу реки Кондурча (совр. Самарская область). Сражение завершилось полным разгромом Тохтамыша и его бегством за Волгу, а затем в Литву. Это предопределило скорый закат Золотой Орды.

*** Битва при Лейпциге (16-19 октября 1813) - самое значительное по числу участников  сражение в истории Наполеоновских войн - "Битва народов". Французская армия императора Наполеона Бонапарта (ок. 200 тысяч) потерпела сокрушительное поражение от союзных войск России, Пруссии, Австрии и Швеции под началом Шварценберга, Баркалай-де-Толии, Блюхера и Бернадотта (ок. 300 тысяч). За 4 дня боев союзные войска потеряли до 55 тыс. солдат и офицеров убитыми и ранеными. Точные потери французов указать сложнее, по всей видимости, они составили до 40 тысяч человек убитыми и ранеными, а также до 30 тысяч пленными, среди них 36 генералов. В руки союзников попало 325 пушек и обширные склады и обозы. Также не стоит забывать, что 18 октября на сторону коалиции перешло 5 тыс. саксонцев. В итоге, Наполеон отрёкся от прстола (кстати, Бородинская битва 1812 года была более кровопролитной, упорной и решающей по последствиям).

Битва при Ватерлоо (18 июня 1815) - окончательное поражение Наполеона I (72,5 тысяч при 240 орудиях) военной коалиции Англии и Пруссии под началом Веллингтона и Блюхера (70 тысяч человек при 159 орудиях). Французы потеряли в сражении при Ватерлоо всю артиллерию, 25 000 убитыми и ранеными и 8000 пленными. Союзники потеряли: Веллингтон -  15 000 убитыми и ранеными, Блюхер — 7 000 (1200 убито, 4 400 ранено и 1400 пленено).
 Всего на поле боя было убито 15 750 человек (22 000 потерь союзников по подсчетам Е.В. Тарле). Ранее цифры были завышены, ситалось, что у Наполеона войск было меньше почти в полтора раза: 80 тысяч против 120 (верно, с учетом "потерявшихся" частей Груши).

Битва на Каталаунских полях (20 июня 451) - одно из важнейших и крупнейших сражений истории. Римляне и их союзники под командованием Аэция (100 тысяч) победили дотоле несокрушимую армию Атиллы (69 тысяч гуннов и около 30 тысяч союзников). Не столь давно количество воюющих доводили до полумиллиона.

****По сообщениям Шериф-ад-дина, Тохтамыш был полностью не готов ко вторжению в Золотую Орду войск Тамерлана. Намереваясь измотать противника, он начал отступление, предоставив тем самым Тамерлану возможность развернуть силы и прижать ордынские войска к Волге, перейдя реку Кондурчу. Место произошедшей битвы является спорным. Согласно данным персидских источников, войска Тохтамыша намного превосходили по численности своего противника. Тем не менее, армия Тамерлана, располагавшая хорошо вооружённой и обученной пехотой и имевшая мощный центр, была значительно более организованной и боеспособной силой, чем ордынские войска Тохтамыша, что и предопределило исход сражения. Войска Тамерлана были разделены на 7 подразделений, причём 2 из них находились в резерве, готовые по приказу главнокомандующего прийти на помощь центру или флангу. Пехота Тамерлана на поле битвы была защищена окопами и огромными щитами.

Армия Тамерлана была выстроена в сражении следующим образом. В центре располагался кул Тимура под командованием мирзы Сулейманшаха, позади — второй кул Тимура под руководством Мухаммеда Султана, рядом с ними располагалось 20 кошунов, находившихся в личном распоряжении Тимура. На правом фланге находился кул мирзы Мираншаха (в качестве канбула — флангового охранения — рядом с ним располагался кул хаджи Сейф-ад-Дина). На левом фланге находился кул мирзы Омар-Шейха (в качестве канбула — кул Бердибека).

В начале сражения многочисленные ордынские войска пытались охватить противника с флангов, однако все атаки ордынских воинов были отбиты, а затем армия Тамерлана перешла в контрнаступление и мощной фланговой атакой опрокинула ордынцев и на протяжении 200 вёрст преследовала их до берегов Волги. Ордынцы были прижаты к берегу. Битва была невероятно ожесточённой и, длившись 3 дня, сопровождалась невиданным кровопролитием. Ордынцы были наголову разбиты, однако Тохтамышу удалось спастись бегством. Одним из решающих событий битвы была измена части ордынской военной верхушки, перешедшей на сторону противника. Победа Тимуру досталась дорого, в связи с чем он не стал развивать дальнейшего наступления, отказавшись переправляться на правый берег Волги. Семьи и имущество ордынских воинов достались победителям.
В наше время ежегодно на месте битвы происходит историческая инсценировка силами Самарского краеведческого музея и военно-исторических клубов.



Источники «Книги побед» Шереф ад-дина: 1) «Зафар-намэ» Низам-ад-дина Шами; 2) описания и дневники отдельных походов, которые Низам-ад-дин использовал, но Шереф-ад-дин заимствовал из них многие детали, опущенные его предшественником; 3) стихотворная хроника, составленная уйгурскими писцами Тимура на тюркском языке уйгурским письмом; 4) устные сообщения современников и участников походов Тимура.


Рецензии
даа, я о такой битве первый раз узнал... прочитал с огромным интересом. Пол

Пол Унольв   25.02.2012 16:48     Заявить о нарушении
Может, дам репортаж презентации и вообще - подробней.

Владимир Плотников-Самарский   25.02.2012 22:21   Заявить о нарушении
схема, конечно, крутят. но битва вряд ли была на Кондурче - нереально далеко от Яика и преодолеть 800 км за 18 дней пешим с обозом невозможно. да и участников битвы было тыщ по 20-25 с каждой стороны (или еще меньше?)

Олег Мглин   29.11.2021 18:39   Заявить о нарушении