Всеволод Санаев
Народный артист СССР (1969). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1967) - роль Ермолая Воеводина в фильме "Ваш сын и брат". Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Призы за лучшие актёрские работы" за 1984 год: роль старика Ходаса в фильме "Белые росы". Диплом МКФ (1972) в Варне - фильм "Украденный поезд".
С первого взгляду, не подумав, его любили припечатать: «всегда на одно лицо». Нет бы сообразить, до чего же тяжело с таким, сверхположительным, лицом этак разгуляться по ндравам-типам-характерам. В уморительном дуэте с Борисом Новиковым санаевский Федор Ходас под финиш раскрывается так глубоко, что поднимает сразу на несколько философских ступенек не только образ с виду заурядного старика-фронтовика, но и сам, легкий и не слишком притязательный фильм «Белые росы». Деревенский консерватизм Ходаса, как показало время, был самой прозренческой, самой спасительной и оптимальной альтернативой урбанизации общинного духа с последующей глобализацией совести и всего остального.
Казалось, самого Санаева можно идентифицировать с обстоятельными до занудства сыскарями Сазоновым («Это случилось в милиции») и Зориным («Похищение святого Луки», «Черный принц», «Версия полковника Зорина»). Однако ведь «с сим победиши»! А все потому, что этим и брал, а в самом «сером» его персонаже обязательно кроются лукавинка и мудрость.
Знание партийной иерархии (Санаев, кажется, был парторгом в актерском цехе) блестяще трансформировалось в образы номенклатуры, не имеющей национальных и временных привязок.
Вы только приглядитесь, как филигранно передан настороженно-льстивый конъюнктурный нюх «почетного бюрократа губернии» – Председателя Палаты в швейцеровских «Мертвых душах». А Ярослав Степаныч – верховный канцелярский босс из «Забытой мелодии для флейты». Вместе с тоталитарным (а на деле государственническим) нигилизмом мы аннулировали или, самое малое, девальвировали и феноменальную манеру артиста, раскрывшего, осмыслившего и преломившего это явление.
В итоге, на долгие годы в отношении Санаева установился однобокий подход, точно он не сыграл литературного генерала Жаркова, на старости лет убедившегося в собственной никчемности, а сам - такой («С вечера до полудня» по В. Розову). Притом что подобная идентификация – не есть ли признание высочайшего мастерства?!
Зловещий и подлейший «Сиплый» из «Оптимистической трагедии» - совсем другая «опера», так же как простой в своей непростоте профессор-фольклорист из «Печек-лавочек». Впрочем, союз с Шукшиным – это отдельная «песня» на все времена.
И актер был на все времена.
Свидетельство о публикации №212022500559
Спасибо,
с уважением,
Просто Марго 16.11.2013 16:52 Заявить о нарушении