Человек-товар

Поверх излюбленных сынулиных листочков лежали и эти. Я бы и не обратила на них никакого внимания в общей массе, если бы сын сам ни обратил на них мое внимание.

«Ты видела тест?» - спрашивает он меня. «Какой?» - задаю ему встречный вопрос. «Тебе что, неинтересно?» - допытывается он. «А что мне должно быть интересным в куче твоего хлама?»  - взяла в руки указанные листочки, мельком глянула, без очков ничего не разобрала, отложила до следующего дня, ибо «провокационный» вопрос был мне задан перед уходом в спячку.

На следующий день сын вновь пытается подогреть мой интерес к тесту, говоря, что у него там-то и сям-то показатели выше средних, а вот тут ниже. Взялась изучать показатели своего чада.
Показатели разделены по блокам: интересы, структура интеллекта, личность. Далее даны ориентиры «профпригодности» моего чада к тем или иным профессиям, а потом следует расшифровка с конкретикой, так называемая «словесная интерпретация».
Добросовестно изучила каждый блок. В общем-то, увидела достоверный «портрет» своего сына.
 
Пока я читала все расшифровки, где-то в глубине сознания временами вспыхивали какие-то неприятные искорки. После прочтения «начерно», стала перечитывать «набело», чтобы рассмотреть эти пакостные искорки. Рассмотрела и поняла, что меня так неприятно цепляло местами.

Например, вот такие фразы: «Однако для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда рекомендуется Вам развивать у себя столь необходимые в современном мире навыки общения, самопрезентации, уверенность в себе». «Рекомендуем вам развивать в себе волевые качества, умение планировать, дисциплинированность, ведь это – одни из основных качеств, повышающие Вашу ценность на рынке труда», «Помните, что показатель по лексике – показатель общей культуры человека, значительно повышающий его конкурентоспособность на рынке труда».

И тут я задумалась о том, кто же есть человек в современном мире? В результате раздумий пришла к выводу, что человек в современном мире вовсе даже не свободная личность, как о том любят кричать некоторые, стуча в грудь кулаком и с пеной у рта доказывая  насколько человек свободен, вовсе нет – человек в современном мире никакая не личность, а точно такой же товар, как пылесос, пачка сигарет, стиральная машинка, одежда или зубная щетка.
Ведь что такое ТОВАР? Это нечто материальное, что служит для удовлетворения чьих-то потребностей. Ну, ведь всё сходится! Человек – товар, служащий для удовлетворения потребности работодателя в рабочей силе. Разница с прочим товаром лишь в том, что этот человеческий товар работает еще и на конкурентоспособность товара остального – ведь не может же зубная щетка самопрезентоваться, чтобы ее покупали на ура? А человек может! Вы только представьте себе, насколько выше вы по отношению к зубной щетке или рулончику туалетной бумаги!!! Тут, несомненно, есть чем гордиться. «Человек – это звучит гордо!» - наверное, именно об этой гордости говорил когда-то классик литературы.
Когда-то, при так поносимой ныне, советской власти человек получал образование под лозунгом «всесторонне и гармонично развитой личности». И нас, действительно, учили быть Человеком, личностью и желательно с большой буквы. Нас учили не просто знать, а еще и мыслить, понимать то, что заключено в знании. А какую смысловую нагрузку несет образование сейчас? Похоже, смысл нынешнего образования в становлении человека хорошо продаваемым товаром.

А может быть, и не стоит париться на предмет человек ты или товар? Ведь у товара есть некие преимущества перед человеком – ему не нужно думать о себе, а думать о себе и своей жизни – это так утомительно, гораздо утомительней, чем эту жизнь продавать.


Рецензии
Совершенно верно,только этот товар в древности и не только,называют рабами.

Вячеслав Бикташев   25.02.2012 12:13     Заявить о нарушении
Да. Но только сейчас это подается под новым соусом - соусом свободы выбора. Слово "свобода", да еще приправленная "выбором", имеет магическое свойство разжижать мозги и усыплять, в то время, как ни свободы, ни выбора нет.

Калерия Нижегородцева   26.02.2012 10:02   Заявить о нарушении