Двойственный взгляд на жизнь

               
Известна притча о стакане в пустыне, где воды, влаги только половина. Как положено, одному это жизнь отравляет: «Боже! Как мало! Я погибну!» Другой радуется: «Ура! Полстакана чудесной, живительной влаги! Я спасён».
А что если представить себя в двух ипостасях, оглянуться на жизнь через призму брюзжащего, недовольного циника или через розовое зеркальце жизнерадостного рахитика.
 Итак, родилась она в семье первенцем. Отец, вернувшись из роддома, сообщил бабке с дедом: «Девчонка. Некрасивая. Голова двухэтажная!» ( Её щипцами тянули из лона матери) «Ничего,- продолжал недовольный папа, - купим пианино, будет играть. Музыкантше красота не нужна»
 Эта история сопровождала девочку всю жизнь. Следующим был долгожданный сын, и дочь опять сто раз слышала сентенцию взрослых: «Эх, надо было Серёже девочкой родиться. Красивая девочка бы была»
А пианино обещанное не купили, уехали в деревню. А там, как известно, музыкальной школы нет, и пианино ни к чему. И девочка довольствовалась висящим в кладовой корытом, по которому брякала резвыми пальчиками.

« Ты старшая. Ты отвечаешь за брата и за себя»,- слышала она много раз, поэтому её ставили в угол вместе с братом, если он по резвости темперамента что-нибудь творил. Она училась доить корову в 10 лет, косить в 13 лет и копать огород вместе с родителями. Не говоря уже о том, что в доме была только женская работа, мальчикам мыть посуду и пол не полагалось.

Уверенная в своей некрасивости, она старалась независимо держаться с юношами, скрывать свои первые чувства, гордо отвергая ухаживания. Первая детская любовь закончилась неотвеченным письмом. И потом долго она мечтала встретиться с мальчиком и объяснить, почему не поверила и не ответила на его письмо. Первое взрослое чувство закончилось страданиями, болью, жизненной катастрофой. Замужество для неё было невозможно по причине отсутствия несравненной красоты, поэтому вынашивались планы рождения внебрачного ребёнка.

Планы вынашивались в течение десяти лет. Она жила вместе с родителями в маленькой двухкомнатной квартирке, куда редких претендентов не приведёшь, пока не проверишь серьёзность их намерений. Но до стадии серьёзных намерений знакомства не доходили. Наконец, отчаявшись, она завела любовника, встречалась с ним тайно  на квартире подруги. И долгожданный ребёнок был получен, а производитель отпущен с миром.

Очередь на квартиру как молодому специалисту никак не подвигалась, все десять лет она была в первом десятке на получение, но всё время отодвигалась, считалось, что есть более нуждающиеся. Наконец, родив ребёнка, она тоже стала остро нуждающейся, и квартира однокомнатная была получена.
 Муж нашёлся  благодаря квартире и случайно оброненному слову, что она мечтала иметь троих детей, да «бодливой корове бог рогов не даёт».
Поженились. В сорок лет она родила дочку. Теперь уже мужнина родня «тонко» замечала, что девочка родилась красивая, как папа, зато будет умная, как мама – спохватывались родственники.
А муж однажды проговорился подруге: «Хорошие вы бабы. И почему мы вас не любим?»
 
Недолго длилось даже такое семейное счастье. Роковой несчастный случай оборвал жизнь шестилетней девочки. Нарядили красавицу в белое, невозможное свадебное платье и повенчали со смертью. Муж запил и стал гулять. Сын, напуганный смертью сестры, боялся ночью остаться один и спал в спальне родителей, а днём оставался один на один с телеприставками и компьютером.

Муж не бросил, не ушёл, но стал совестливым алкоголиком. Сын боялся уехать из дома и, закончив школу, стал учиться в филиале института культуры (в народе, института Халтуры), который сначала был переименован в Академию искусств, потом в университет искусств. А образование от переименования ничуть не стало лучше, а было вполне искусственным.

Закончил сын институт (будем так его называть), а работы в маленьком городке нет.  Тут пора и в армию, но страшное заболевание обрушилось – энцефалитный менингит. Мать на коленях вымолила здоровье сыну у врачей и у Бога. Здоров. Работает. Но живёт в другом городе. Ещё молод, жениться не собирается. У всех ровесников нашей героини то три, то шесть внуков. А когда её сын наградит внуками – Бог весть.

Хоть сама героиня тоже в своё время получила высшее образование, работала в школе учителем, была заместителем директора по воспитанию, методистом Дома пионеров, завучем в школе, наконец, но на самом пике своего профессионализма была сокращена из школы. Издан приказ – повысить учителям зарплату из региональных средств. А как? Сократить пенсионеров! Предложили ей уйти в другую школу, где были лишние «часы». Не захотела.

Пенсия. Болезни. Старость не за горами. И так и хочется, подобно герою рассказа Шолохова «Судьба человека», воскликнуть: «За что же ты, жизнь, меня исказнила?»




Попробуем взглянуть на жизнь в розовых очочках!
Героиня была дитя любви. Её родители с детства росли вместе и любили друг друга. По крайней мере, отец любил жене говорить: «Я с восьми лет любил тебя, Верка!» («Верка», «Колька» в обращении друг к другу – это высшее проявление нежности) Поэтому дочь была названа Любовью.
 
Она и росла в любви двух бабушек и одного деда, слушала сказки одной бабушки, рассказы о старине – другой. И чтение, заучивание стихов в раннем детстве  (материнская забота о развитии памяти и речи), чтение семейное вслух книг о путешествиях  (отцовское пристрастие) – развили в ней любовь к литературе.

Родители из задымлённого промышленного города увезли детей в деревню. Красота природы, свежий воздух, посильный труд развивали стойкость, силу характера и эстетические чувства. Ещё не было распространено телевидение, и в деревне развлекались радиопередачами. А по радио звучали песни разных национальностей, классическая музыка, радиоспектакли. Один запомнился ей на всю жизнь про полонез Огинского и про встречу двух любящих людей, пианистки и лётчика, которые потеряли друг друга  во время войны. Она напевала полонез, арию Сольвейг Грига, арию мистера Икс Кальмана и была счастлива.

Благодаря хорошей памяти и врождённой грамотности, унаследованной от отца, она хорошо и с интересом училась в школе. Отец гордился ею, мама ставила в пример брату, учителя уважали, друзья и подруги находились всегда в каждой новой школе, когда семья переезжала  в поисках лучшего места. И друзья сопровождали потом всю её жизнь. Верность в дружбе была воспитана тоже родителями, сохранявшими дружескую привязанность и к родным сёстрам и братьям, и к старым друзьям.

Поступив в педагогический институт, героиня сохранила общительность, продолжала участвовать в художественной самодеятельности, и пела и плясала на сцене, была комсоргом в группе, т.е. опять была одной из лучших студенток. И в школах, где бы она ни работала, её любили ученики и уважали коллеги. По её сценариям, написанным в стихах, занимали учителя первое место в течение  6 лет в конкурсных агитбригадах, модных в восьмидесятые годы. И многие восхищались её артистичностью.

Она была хорошим учителем литературы, любила свои уроки, любила учеников, наслаждалась возможностью открывать глубокие мысли Пушкина, Толстого, Достоевского, Булгакова. И ученики отвечали ей взаимностью. Она не стремилась сделать в педагогике карьеру, хотя работала и методистом, и завучем. Главный смысл жизни она видела в развитии мыслей и чувств детей. Каждые два года она выпускала старшие классы и купалась в любви учеников. А когда её сократили в школе, она стала экскурсоводом в городском выставочном зале живописи и декоративного творчества. Но главное, создала творческие «Среды» - встречи, выступления талантливых художников, поэтов, музыкантов и певцов. Выставочный зал стал эстетическим центром города. И когда она вынуждена была уйти, люди жалели о невозможности подобных встреч.

Влюблялась она только в красивых молодых людей, высоких и смуглых, возможно, интуитивно мечтая о красивых детях. И ей отвечали взаимностью, но как только она замечала охлаждение со стороны избранников, то первой обрывала отношения. И как бы ни страдало её самолюбие, она никогда не показывала своих страданий. Не создав вовремя семьи, наслаждалась любовью и заботой родителей, любила племянника, который считал тётю, дедушку и бабушку своей семьёй.

Зато много путешествовала. Учительский отпуск два месяца и всегда летом. Она была на севере, плавала теплоходом  в Норильск, на юге отдыхала во всех курортных местах берега Чёрного моря, от Ялты до Батуми. Бывала, конечно, в Москве и Ленинграде, ездила в туристическую поездку в Чехословакию. Была и активной туристкой, поднималась в горы, плавала в солёных озёрах, ходила пешком с учениками на 10, 50 и 100 километров.

Успела и замуж выйти. Сначала не сложилось, родила сына для себя. Но нашёлся добрый, благородный человек, полюбил её сына, потом и её. Она родила ему дочь, и десять лет была безоговорочно счастлива. Умные, красивые дети, заботливый муж, ещё не очень старые родители, новая трёхкомнатная квартира, удачная карьера, известность в городе – всё  было замечательно.

Когда случилось самое страшное, что может случиться с женщиной-матерью – погибла дочь, она не сломалась. Она была сильной. Сломался муж, и она поддерживала его, подпитывала своей силой и верой. Воспитанная атеисткой, она прочла множество философских и эзотерических книг, чтобы найти утешение в неизбывном горе – обратилась к церкви. Ей хватало силы воспитывать сына, помогать советами мужу, работать с детьми, молиться в церкви, а плакать только на кладбище.

Она стала писать серьёзно стихи, рассказы и мемуары, научилась водить машину, перевезла к себе родителей и лелеяла их старость до конца. Она научилась понимать и прощать слабости мужа, воспитала хорошего, доброго сына. И, оглядываясь назад, могла себе сказать, что прожила хорошую жизнь.


Рецензии
Прекрасные размышления, уважаемая Любовь! Один умный человек сказал: хочешь счастья детям - воспитай их оптимистами!

Владимир Микин   22.11.2017 13:28     Заявить о нарушении
Где-то прочла, что оптимизм - это или безграничная доброта, или безграничная глупость. Однако, спасибо.

Любовь Папкова-Заболотская   03.12.2017 17:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.