Притчи о Заз-Али перевод с аварского

   Заз-Али (Заноз-Али)- кавказский собрат Моллы Насретдина. Но сам он сказал о себе так: Я лишь прямая тень кривой палки.
   Заноз-Али впервые заговорил по-русски с тех пор, как книга притч о нем была издана 15 лет назад в Махачкале на аварском языке.

- И кто это навертел тебе в штанах столько дыр, Заз-Али?
- Я сам, чтобы прохладней было.

- Заз-Али, у меня корова потерялась. Ты часом не знаешь, где она?
- Где-то впереди своего хвоста, это уж точно.

- Болтают, будто ты совсем свихнулся, Заз-Али.
- Ну вот. Это вокруг меня все с ума посходили, только и знают, что воюют. А я кому когда зло делал?

   Заноз-Али поймал в своем саду соседского мальчишку и только начал колотить его, как прибежал отец ребенка:"Это еще что такое, Заз-Али? Что ты делаешь?!"
- Как что? Совершаю помолвку бараньей шкуры с палкой!
 
  Жена принесла с  Цударахского базара полные сумки покупок и найденную подкову.
- Иди теперь ищи еще три, лошадь в сбруе и не забудь 32 гвоздя, чтоб подковать ее! - ворчал Заноз-Али.

   Заноз-Али подозрительно быстро вернулся с похорон односельчанина. Жена сказала с укоризной:"Ты что, сбежал от покойника?"
- На кладбище и без меня народу хватает!

  По улице шел мальчик и  жевал большое красное яблоко.
- А меня угостишь? - остановил его Заноз-Али.
- Не-а!
- Ну так не жди, что я тебя потом тоже чем-нибудь угощу.
- И не надо, - заупрямился пацан.
- Правильно, никогда ни с кем не делись, тогда ты вырастешь большим и отрастишь себе воот такое брюхо, мой умница.
- На, держи, - мальчик отдал ему все яблоко.

- Ты постарел, но так же зорок, Заз-Али!
- Когда меркнет зрение, человек учится видеть зрением.

  Какие-то пьяницы свалились по дороге и попросили помощи у проходивших стариков. Те подняли их и повели к дому, осыпая упреками. Заноз-Али заметил,- Такие упреки не ставят на  ноги,а еще больше унижают упавшего.
- Зачем ты вмешиваешься в наши дела, - возмутился один из ч ленов шариатского суда, - если сам не учишь молодых не грешить?
- Как я могу поучать молодежь, если сам в юности стариком не был?- возразил Заноз-Али.

  На третий день после свадьбы жена опрокинула кувшин.
- У тебя что, руки кривые? - поинтересовался Заноз-Али.
- Пол в твоем доме кривой, а не мои руки!
- О Аллах, какое сокровище! - восхитился Заноз-Али.

   Заноз-Али разбогател.
- Тебя, видать, жена научила, как деньги делать?
- Нет, птичка, которая каждое утро чирикает под моим окном: "кипящему все, высохшему ничего!"

   Заз-Али пришел и заявил, что его берут в правление.
- Вах! Тебя, безголового, туда как занесло? - поразилась жена.
- А зачем мне голова? Мне по должности будет почет и уважение!


   Заноз-Али стал председателем сельсовета. Не хватало только папахи из золотистого каракуля для престижа. Однажды, когда он сидел в конторе, пришла жена, - Ты не знаешь, куда девалась наша корова?
- Ты ослепла, женщина? - Заноз-Али показал на папаху, - Корова у меня на голове.
- Так ведь ее мне дала в приданое мать!
- Какое может быть твое-мое после того, как мы столько лет вместе?!

  Заноз-Али встретил в городской столовой односельчанина, который ел свинину.
- Мусульманин, как ты можешь есть животное нечестивцев?
- Но ведь свинью создал тот же бог, что и нас, почему бы не полакомиться?

  На годекане заговорили о смерти - какая самая легкая. Каждый предложил свой ответ, но Заноз-Али заметил, что свежее мясо знает об этом больше.

  Шагум, жена Заноз-Али, долго вздыхала, прежде чем поделилась заботами с мужем:" Пора нашему сыну привести жену!"
- Вести, так двух сразу!
- Да в своем ли ты уме?! Хотя бы одну привести вовремя!
- Видишь ли, у нашего сына две макушки, по примете - две жены будет, а две свадьбы сыграть в нашем бедном доме легче, чем по одной.

- Ну и как ваша новая невестка? - полюбопытствовала соседка.
- Это не невестка, а аждага, - вздохнул Заноз-Али.

   Из-за прокисшего хинкала Заноз-Али пригласил кадия оформить развод. Шагум приготовила угощение, кадий совершил обряд развода и получил в руки корзинку с куриными яйцами.
- Вы столько раз разводились и сходились снова, что я опасаюсь есть вашу пищу, - и кадий вернул подношение.
- Ладно, наш хинкал ты можешь не есть, раз уже развел, но почему ты отказываешься от яиц? Или ты уже успел расторгнуть и брак нашей курицы с петухом?

- Заз-Али! Почему ты все молчишь на годекане?
- Что говорить-то я знаю, но до сих пор не выучил, о чем лучше умолчать, вот и не лезу с речами.

  Близкий родственник попросил у Заз-Али денег, обещая вернуть потом.
- Брат, я не настолько глуп - за свои же деньги покупать себе врага. Перепелке, говорят, тоже обещали ПОТОМ заменить короткий хвост, а до сих пор...Когда увижу у нее длинный хвост - приходи, я дам тебе взаймы.

  Годеканские старцы, забыв о собственной седине, спросили Заноз-Али:
- Скажи, почему реформы в стране увязли в ошибках?
- У нынешних правителей в руках нет хворостины, а когда ее нет, осел останавливается на полпути к государственному порядку.   

(продолжение следует)


Рецензии
Народная мудрость - на века! Здравствуйте, Анна!Вот зашла в гости...

Тавус Шарапилова   20.12.2015 22:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.