Как меня спасали... 2

ВОСПОМИНАНИЯ НА ГРАНИ ФОЛА,
ИЛИ
О ТОМ, КАК МЕНЯ СПАСАЛИ…

* * *             
Второй случай… и третий. Не знаю почему, но и второй, и третий случай моего приближения к смерти, были также связаны с электричеством. Вероятно, я был неисправимым оптимистом или просто дурачком, не способным извлечь урок из своего поучительного прошлого.
В очередной раз это произошло, когда я заканчивал третий класс, была весна, май 1963 года. В те годы в Хакасии, весной всегда дули очень сильные, прямо ураганные, южные ветра. Каждый год они начинали дуть с приближением тепла, в первой половине апреля, и дули дня по два-три в декаду, не давая нам спуску до середины мая. То были времена «освоения целинных и залежных земель», как говорилось во всех газетах, и перепаханные целинные поля щедро отдавали ветрам свой вековой чернозём. Помнится мне, что разгар бурь наступал обычно после полудня. Почему так было – не знаю, но ветер начинался под утро или утром, потом постепенно усиливался, и с 12 до 18 часов всё уже походило на конец света… С началом бури цвет неба изменялся. Небо становилось сначала серым, потом бурым, потом тёмно-коричневым, а иногда и густо-чёрным, как в самую безлунную ночь. Пыль и песок в эти дни скрипели на зубах, лежали на окнах и подоконниках, на столах и партах, на наших лицах, в волосах и ушах. Но занятия в школе почему-то никто не отменял, и мы ходили на занятия, не взирая на погоду.
Единственным основанием для отмены занятий, было отключение электричества. Во время бури электрические провода, бывало, раскачивало и перемыкало, и летели искры, от которых иногда даже разгорались пожары, а от короткого замыкания всегда выключались подстанции. Вот тогда мы сидели по домам, сидели и ждали – потому что делать было больше нечего.
И вот, совпало так, что при очередной пылевой буре, накануне майских праздников, «отключили свет» -  как мы тогда говорили. Сидим мы дома при свечах и гадаем: будет ли завтра свет или не будет? Ведь у нас уже в домах появились первые телевизоры, чёрно-белые, страшненькие такие, но уже занимавшие наше свободное время и скрашивающие досуг. Мы уже стали потихоньку привыкать к этому благу цивилизации и конечно остро ощущать его отсутствие.
А на следующий день после бури был праздник. И даже двойной. Во-первых, наступили «майские праздники», а это и тогда было несколько выходных дней, а во-вторых – буря закончилась, солнышко улыбалось нам, зелень повысовывалась из чёрной земли… разве ж это не праздник? И в тот день, мы, я и моя двоюродная сестра Надя – дочь того самого дядьки Володи, проживавшего по соседству с нами, были отправлены к бабушке Василисе. Там у нас были свои друзья: Лида – наша троюродная сестра, чуть старше нас, Колька Колосов – её ровесник и другие ребятишки, кои проживали в каждом доме в те времена. Все были в сборе. В одно поиграли, в другое… а тут кто-то принёс мяч и пошёл у нас футбол без правил. Кто их знал, правила-то эти? Обозначили двое ворот кирпичами на дороге, разделились на две команды и – вперёд. Играли-играли, да и запнули мяч на крышу сарая бабы Василисы…
И я помчался за мячом. Залез по забору на крышу, которая была метрах в трёх от земли, затем скинул мяч… а дальше… дальше меня бес попутал… ну или кто-то другой… Я ведь точно знал, что «света» нет – проверял за час до того. А над крышей того сарая, откуда я снимал мяч, низко нависали провода со столба, вот и решил я испугать всех, всю компанию, разыграть их. Взялся я правой рукой за ближний провод, смотрю на них, а они выпучили глаза на меня, и рты пораскрыли… ну я, дурак, и рад стараться. Взялся и второй рукой, за другой, значит, провод…
И что тут началось!.. Опять тот зверь сграбастал меня ручищами, сжал и принялся трясти так, что голова моя чуть не оторвалась. Ну а я заорал… и темнота…
Пришёл в себя: сижу на земле, под сараем, рядом из земли торчит пенёк от спиленного дерева, я держусь за этот пенёк, чтобы не упасть на спину, меня сильно тошнит, во рту и в носу вкус и запах крови, и страшно болят обе руки, особенно ладони. Ладони похожи на жаренные котлеты: розово-красные, кожа ладоней торчит кусками и сгиб левой руки также обжарен, как и ладони…
Меня подняли и повели. Иду на подгибающихся ногах и завываю… а навстречу из калитки выбегает бабушка. Ей тут же наперебой рассказывают возбуждённые зрители из группы поддержки, а она, вместо ожидаемого мной сочувствия, принимается меня лупить полотенцем, с которым прибежала на мои вопли. Мне больно, но реву я не столько от этого, а больше от того что мне жутко обидно…
Дальше было ещё хуже: бабушка оказала мне первую помощь! Она сделала это, засыпав пищевой содой мои раны, на ладонях и сгибе локтя. Чтобы понять меня, надо прочувствовать! Иначе, думаю, вам не понять, что я пережил в тот день…
Третий случай произошёл, кажется мне, через год.
В тот раз мы с классом ходили на ближнюю гору. Зачем мы туда пошли – уже не помню, то ли природоведение было у нас, то ли какой другой урок, но зачем-то понадобилось нас туда привести, а это три-четыре километра от нашей школы. И вот, перед нами, где-то внизу, наш посёлок, слева детская исправительная колония и посёлок Сахарный, позади – поселковое кладбище, а справа горная гряда на запад уходит от нас. За этой грядой, на которой мы находимся, или может, чуть севернее, находится деревня Мохово. Вот туда, вероятно и идёт та линия электроснабжения: толстые провода на высоких столбах. И один такой столб – вот он, рядом с нами. А по нему, сверху вниз протянуты две проволоки, толщиной с сигарету. Зачем они – непонятно. Но кто-то из одноклассников авторитетно сказал: заземление. Ну, заземление и заземление… а почему оно обрублено в метре от земли? Непонятно. И тогда кто-то из пацанов, взял травинку и задел одну из отрубленных и отогнутых от столба проволок. И тут же захихикал и отскочил. Что такое?..
- Бьёт током – говорит.
Тогда и другие начали так делать, и тоже хихикают и отпрыгивают. Ну и я взял травинку и тоже так, как они… Только у меня никаких ощущений не появилось. Нет там тока, врут они – думаю. А я ведь уже опытный «электрик», мне уже объяснили, как проверять, есть ли электричество. Оказывается нужно тыльной стороной ладони задеть – и всё…
Ну я и задел… я ведь не верил им, что их бьёт. А, оказывается – зря! Я уж не знаю, сколько там было этих самых вольт, но их хватило, чтобы меня отбросило метра на три-четыре от столба…
Я сижу на земле, а в голове туман-туман. Слышу, ко мне с криком бежит наша «классная» – Екатерина Ивановна. Подбегает, хватает, поднимает с земли, трясёт и ощупывает, и я вижу, как она испугалась! У неё вытаращенные глаза и пот на лбу. Поэтому я пытаюсь её успокоить, ничего, мол, всё в порядке… а сам думаю:
- Всё – больше никогда!..


Рецензии