Бег

1972год.  Весна. На радость  всем  тёплый апрель.  Дышится, надеется, верится во всё хорошее -  на пороге жизни  Молодость! 

В марте этого года   сестра вышла замуж. Переехала к мужу. Я часто бываю у них в гостях.  Втроём мы  общаемся  так, как никогда раньше не получалось  – без обид, ссор,  недоразумений. 

Ходим вместе на  всевозможные выставки, в театры, устраиваем воскресные набеги на шашлыки. Их отлично готовят на  городском ипподроме.

Однажды зять предлагает    посмотреть некий  фильм. Билеты  куплены  новым родственником заранее.  И вот мы сидим в полупустом зале  недавно отремонтированного  Дома культуры  Железнодорожников, ранее - ДК имени Сталина.

Кинозал выглядит отменно:  огромный экран во всю сцену, бархатные кресла пахнут новизной и расставлены  с удобством для зрителя.

Гаснет свет.  Начинается просмотр   цветного, звукового, широкоформатного  фильма  «Бег»:

1920 год. Гражданская война   близится к завершению. После вторжения Красной Армии в Крым начинается исход  тех,  кто не принял революцию. В круговороте событий  рядом оказываются  самые разные люди: беззащитная Серафима Корзухина и полковая дама Люська, приват-доцент Голубков и генерал Хлудов.  Русские интеллигенты, выброшенные в «тараканьи бега» стамбульской эмиграционной жизни, теряют почву под ногами.  Но чувство собственного достоинства,  умение приходить на  помощь -  не утеряны. Иной раз личные беды  меркнут перед чужими невзгодами.  И у каждого из действующих лиц  своя судьба, свой причал... и конец.

Вспыхивает свет,  немногочисленная публика выходит в фойе:  в киносеансе объявлен  перерыв.  Наша маленькая компания  в молчании занимает один из столиков.  Мы не обмениваемся мнениями -  потрясены и  сюжетом, и  великолепной игрой артистов.

Зять покупает в буфете  нам, своим дорогим  спутницам,  большие шоколадные медальки.  Звонок. Возвращаемся в зал...

Вот и последние кадры фильма. Открываются боковые двери, и мы выходим на свежий воздух.Вдыхаем ароматы весны. Пешком идём домой. Дорога неблизкая. Говорить не хочется, обсуждать только что  увиденное – тем более.

В уме прокручиваю все сцены заново: думаю, сопереживаю. Возникает желание  вернуться и ещё  хоть немного  побыть  с героями, но я не останавливаюсь - ведь и мне  тоже предначертано пройти свой путь! 

Шоколадка, зажатая в руке,тает...



ИЗ ИНТЕРНЕТА:

«Бег» — кинофильм по мотивам произведений М. А. Булгакова «Бег», «Белая гвардия» и «Чёрное море». Режиссёры   и сценаристы  Алов, Александр Александрович и  Наумов, Владимир Наумович.   1970год  Цветной, звуковой, широкоформатный
 В ролях
• Людмила Савельева — Серафима Владимировна Корзухина, жена товарища министра торговли
• Алексей Баталов — Сергей Павлович Голубков, приват-доцент Санкт-Петербургского университета
• Михаил Ульянов — генерал Григорий Лукьянович Чарнота
• Татьяна Ткач — Люська Корсакова (прототип — Нина Нечволодова («юнкер Нечволодов»), гражданская жена генерала Слащёва)
• Владислав Дворжецкий — генерал Роман Валерьянович Хлудов
• Евгений Евстигнеев — Парамон Ильич Корзухин, товарищ министра торговли Крыма
• Роман Хомятов — Михаил Васильевич Фрунзе, красный командарм
• Владимир Заманский — Баев, командир красного полка
• Николай Олялин — вестовой Крапилин
• Бруно Фрейндлих — барон Пётр Николаевич Врангель, главнокомандующий
• Владимир Осенев — Тихий, белый контрразведчик
• Александр Январёв — есаул Голован, адъютант Хлудова
• Владимир Басов — Артур Артурович, «Тараканий царь»
• Тамара Логинова — Марья Константиновна, «личико» в кассе
• Олег Ефремов — белогвардейский полковник
• Алёша Наумов — Петька Щеглов
• Павел Шпрингфельд — Скунский, белый контрразведчик
• Николай Сергеев — гробовщик
• Станислав Хитров — Антуан Грищенко, слуга Корзухина
• Готлиб Ронинсон — грек-сладострастник
• Наталья Варлей — девочка с козой
• Павел Винник — белый контрразведчик
• Константин Воинов — генерал Кравченко
• Михаил Глузский — белый штабс-капитан
• Николай Горлов — Африкан
• Микаэла Дроздовская — модистка
• Валерий Золотухин — эстрадный певец
• Альфред Зиновьев — Паисий
• Николай Кутузов — игумен Кирилловского монастыря под Бериславом
• Дмитрий Орловский — телеграфист
• Юрий Потёмкин — мужик из похоронной команды
• Владимир Протасенко — комбриг
• Сергей Торкачевский — кадет
• Николай Юдин — монах
• Анатолий Яббаров — солдат с гробами
• Наум Коржавин — шпрехшталмейстер стамбульского цирка
• Георгий Светлани — профессор с контрабасом

В фильме много сложных для съёмки масштабных сцен — форсирование Сиваша, конные баталии. «Константинополь» был снят в болгарском городе Пловдиве. Для снов Хлудова долго искали натуру. Поначалу операторы предложили солёное озеро Баскунчак около Волгограда, но поблизости не было воинских частей, солдаты из которых постоянно использовались в советских фильмах в качестве бесплатных статистов. В итоге эти странные кадры были отсняты в песчаных карьерах под Люберцами. Зимние сцены в монастыре и в лесу (в начале и в конце фильма) снимались в Саввино-Сторожевском монастыре и его округе, рядом с г. Звенигородом под Москвой.

Однако самыми сложными сценами, как ни странно, оказались тараканьи бега. Операторам и персоналу картины пришлось потратить массу времени, чтобы заставить насекомых, панически боящихся света, бежать в нужном направлении под софитами.

Владимир Наумов, режиссёр фильма, вспоминает в документальном фильме (снятом о нём его дочерью), как делалась сцена с участием Евстигнеева и Ульянова: «Евстигнеев — человек экспромта и быстро загорающийся и тут же быстро устающий от однообразия, а Ульянов, наоборот, с каждой новой репетицией всё сильнее и сильнее расцветает, так сказать, распробует и наслаждается. Получалось, каждый из них шёл в своем направлении, один угасал, второй разгорался». Чтобы решить проблему и согласовать игру актеров, Наумову и Алову пришлось отвлечь Евстигнеева красивой актрисой и чаем, а самим имитировать его (Евстигнеева), разогревая Ульянова. В нужный момент Евстигнеева выпустили и получилась замечательная сцена.

В съёмке фильма участвовала Булгакова, Елена Сергеевна (третья жена и муза русского советского писателя и драматурга Михаила Булгакова); по словам Наумова, она являлась звеном между съёмочной группой фильма и Михаилом Афанасьевичем Булгаковым. Многие сцены она рекомендовала переделать, а одну внесла сама в фильм. Это сцена, когда гробовщик проводит пальцем по щеке одного из белых офицеров и говорит: «Надобно побриться! А то мёртвого будет не сподручно брить!». Владимир Наумов вспоминает, что присутствие Елены Сергеевны и её советы создавали ощущение присутствия самого Михаила Афанасьевича.




26.02.12


Рецензии
В фильме «Бег» рассказывается о последнем революционном периоде в России, а образ Романа Хлудова, командующего фронтом Крыма, стал символическим образом эпохи – со всеми её минусами и плюсами. В Хлудове соединялись: аристократизм и жестокость, чувство долга и растерянность, профессионализм и трагизм. В исполнении Владислава Дворжецкого эта своеобразная смесь имела силу взрыва – шокировала, восхищала, поражала!..

Без Дворжецкого фильм не имел бы такой потрясающей силы!!!

Светлана Шакула   21.07.2018 12:04     Заявить о нарушении
Там был ещё и Ульянов, и Евстигнеев- без них тоже фильм бы проиграл...
Глаза у Дворжецкого были бездонными, необыкновенного дарования артист и вся или почти вся съёмочная группа.

Очень рада Вашему интересу, с уважением, Вера

Веруня   21.07.2018 17:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.