Терракотовые игры. Глава 1

Это первая глава, остальные далее на авторской странице, моего романа "Терракотовые игры". Изначально название было "Терракотовый воин", но обнаружив, что в эпоху видеомагнитофонов был одноимённый фильм(Гонконг, 1990), название изменил, дабы произведение не имело ничего общего с китайским ширпотребом. Новое же, чудесным образом лучше отразило как сюжет, так и концепцию романа.
Забросил в издательства - авось клюнет!
Жанр? Пожалуй все, за исключением порнографии.
Стиль-слог? Сам определил и назвал - "игрушечный".
Любители и деятели киноиндустрии - такого фильма ещё не было!
Читайте, смотрите, судите. Буду рад любым отзывам, замечаниям и прочим конструктивным предложениям. Для "неизвестных", но интересных читателей мой эл. адрес: ed-fet@mail.ru




Светлой памяти Е.М. Архипова, моего бывшего шефа и просто хорошего человека - посвящается.

Глава 1.

«Сколько ей лет-годов? Ещё в отцовском кабинете видел, у деда была, а может и прадеда... А костюмчики? Вполне современные - сейчас такие  носят... А лица? Лица явно не китайцы-японцы» - по аналогии с детсадовскими пластмассовыми солдатиками «индейцами-ковбойцами» сравнил мэр костяную фигурку – два человечка пожимающих друг другу руки. Нэцкэ он ещё раз покрутил в руке, рассмотрел со всех сторон, поставил на стол и закурил тонкую сигарету, какие раньше курили исключительно дамы, а сейчас взялись смолить и джентльмены - потомственный мэр от моды не отставал. «Мода это борьба со скукой», - вывел он когда то простую и окончательную для себя формулу. Развалившись в кресле, посмотрев на пустые углы своего служебного кабинета, он стал размышлять, как бы выглядел интерьер по его задумке, а не в решении модных дизайнеров, выбирающих самое дорогое и престижное. «Так последний дурак может, выбрал дорогое барахло и готово», - рассуждал мэр. Но мнение дизайнеров  удивительным образом всегда совпадало и с его мнением как последней инстанцией. "Конечно, кто платит, тот и заказывает... Но приплели ещё этот фэншуй... Ну его на х*й! – удивился и обрадовался он найденной рифме. А я оказывается поэт! - и вслух процитировал из "школьной программы": Я не поэт скажу словами, идите на х*й мелкими шагами!" Он мечтательно улыбнулся и прикинул: "Надо как нибудь на досуге поэзией заняться – стишки пописать".


Начать: «Потомственный мэр города Н - Иван Иванович Самохвалов был погружен в величественную праздность» было бы слишком помпезно, прямо говоря вычурно. Проще так – мэр пребывал в скуке или совсем чётко – мэр скучал. Да, так лучше, ибо его родной город скучал давно и серьёзно. И не только скучал, но и нуждался, и без «величественной праздности». Просто, что было - поели-попили, включили телевизор, а там: или «посмотреть нечего» или «одно враньё» или «сплошные обещания». Кому как. Вот, выбор есть – уже не скучно – уже развлечение.
«Какая такая нужда? Все перемен требуют, а откуда взяться этим переменам, с чего? А все эти неурядицы? Так они по всей стране! Не я первый... Зажрались – хлеба наелись, так теперь зрелищ им подавай! Город, чёрт с ним, а вот как быть нам? Ну переехали на новое место и опять недовольные и несогласные, никому не угодишь, бюджет мы видите ли урезаем и подрываем... Ещё слово они это узнали – бюджет! Умники, распустились...» - размышлял и возмущался Иван Иванович.


Недавно мэрия переехала на новое место, точнее в старое дореволюционное здание. Этот 3-х этажный особняк «какого-то там купца» или «некоего барона», было самое заметное и огромное здание в центре Н. Не будь оно таким заметным, вряд ли Самохвалов положил на него глаз, а следом и руку. До него там находились бесчисленные ООО, ЗАО и прочие ИП, арендовавшие кабинеты у когда то крупного оборонного НИИ, оборонявшегося в 90-х против агрессии новой экономики, и в конце концов, отступившего в 2 кабинета на первом этаже. Всю эту компанию глава администрации переселил в новое и современное здание, в котором они сами ранее обитали. Проще говоря – поменялись местами. Обмен, по мнению градоначальника был выгоден всем. Частные компании были современным изобретением, под стать современному зданию, как трезво рассудил мэр, да к тому же становились свободными, т.е. переставали быть квартирантами. С переездом они не артачились, их бизнес напрямую зависел от благосклонности мэра – собрали вещички и без шума съехали, а вот с НИИ пришлось повоевать. Аргумент – «Новое здание вдохнёт в вас новую жизнь!» не подействовал на кучку сумасшедших старух и интеллигентных пьяниц. Были и жалобы и вопли, пока не «окультурили» силой - погрузили старый хлам этих дикарей в один грузовик и насильно перевезли в чистые и светлые кабинеты бывшей мэрии. «Вы не понимаете, что творите! На вас ляжет проклятие!» – вспылили старые сотрудницы НИИ, словно деревенские кликуши. Мужчины были потише: «Значит наша работа выполнена, пора на покой, время пришло, час пробил и тд и тп», - были их спокойные, но не менее туманные ответы. Хорошо хоть без средневековых угроз. «Правильно, новые времена наступили – пора очнуться и отрезветь, делом заняться, а не чёрте чем! Даже объяснить толком не можете чем именно. Не можете объясниться ни перед прокуратурой, ни перед мной, мэром города – чем вы там занимаетесь, мямлите как дети, грозитесь! Штаны вы там протирали и водку глушили, вот чем занимались - мракобесы хреновы! – разбивал на заседании суда все аргументы мэр. Ваш головной институт развалился ещё в 90-х и жили вы исключительно за счет аренды с фирм! Навели на вас справочки!»

 
После переезда был капитальный ремонт – евроремонт, новые люстры, современная мебель и даже водоём с золотыми рыбками на первом этаже здания. Мэр планировал разместить ещё и фонтан с водопадом в холле, как символ своего фонтанирующего сознания и текучего мышления, но потом передумал, решив, что такая роскошь была бы чересчур для казённого дома, т.е. государственного учреждения. Лучше у себя дома, сделал он вывод и перенёс проект на свой загородный особняк. Но всё это было год назад, а на днях руководство, а точнее сам мэр очень остро ощутил "стагнацию и застой". Требовалась кардинальная реконструкция. Жители опять и как всегда были недовольны. То одни, то другие группы населения требовали перемен в существующем положении и Самохвалов наконец решился таки на новую реконструкцию – новый ремонт своего казённого дома. «А как иначе? - рассудил он, - все перемены начинают с себя, со своего угла, своего дома, ведь не зря на востоке меняют имена, причёски, а в некоторых странах даже сжигают и выбрасывают старую мебель!» Правда сжигать свою мебель "крепкий хозяйственник" Самохвалов не собирался, вдруг придут чёрные деньки, потребуется расширяющемуся семейству или к примеру как обстановка для офиса новой фирмы - решил оставить в подвале администрации.


Сейчас он сидел в своём кабинете на 3 этаже и смотрел как постепенно, один за другим исчезают предметы интерьера: столы, тумбочки, стулья. Двое крепких молодых парней время от времени появлялись, брали «устаревшую» мебель и молча исчезали,  оставляя в тишине, а теперь и в непривычной пустоте градоначальника. «Вот так и в нашей жизни сначала всё исчезает, а потом начинает заполняться, как при рождении, с чистого листа, правда заполняться у кого чем: хорошим, плохим, добрым, злым...» - размышлял мэр. И вот с этой надвигающейся пустоты и примерно с такой же простой философии, словно достигнув некой критической точки или массы, и началось то, с чего всё и должно было начаться в провинциальном городе Н, в старом здании – с находки.  Да ещё какой!


*** 


- Иван Иванович – это сенсация! Мирового масштаба! – с порога заговорил чиновник Степан Степанович Хваленко – первый заместитель мэра. Ему было поручено освободить от мебели главные кабинеты мэрии, разместить «старьё» в подвале здания и ждать новых распоряжений. Для погрузочных работ ему были выделены двое рабочих-грузчиков. Сейчас эти двое молодых парней стояли перед столом начальника и как то непонятно, одновременно испуганно и с восхищением рассматривали костяную фигурку - нэцкэ.   

- Какая такая сенсация? - напуская внутрь себя равнодушный тон, а на самом деле запирая рвущееся оттуда любопытство, спросил мэр. – Небось какой хлам в подвале откопали?

- Вот, вот, оно! Точно... Только большое! Статуи... Их там немерено! – на перебой затараторили рабочие, показывая на костяную статуэтку, сверля любопытными глазами самого мэра, будто видели его в первый раз. Мэр брезгливо смутился от таких взглядов: «Не видели, уже с утра тут околачиваются как на базаре» и распорядился:
- Давайте по одному, а лучше вы Степан Степанович доложите, что вы там обнаружили.

- Там такое! – заявил чиновник.

«Там явно что то такое» - подумал мэр, не узнавая своего заместителя, который видом всегда был «ни рыба, ни мясо» - осторожный плюс лояльный.   


- Там - …………….


- Так, всё что вы сейчас тут мне рассказали должно остаться между нами, только у нас, только здесь, – сказал Самохвалов, похлопав себя по груди и окинув взглядом кабинет добавил, - всем вознаграждение! Пойдёмте посмотрим.


***


Четверо спускались по широкой лестнице в подвал.

- Мы вот сюда сначала таскали, - сказал один, показывая на первый нижний этаж, который был освещён.

- А потом решили заглянуть туда, - сказал второй, продолжая спускаться дальше вниз уже в полную темноту.

Тут по идее коммуникации должны были закончиться тупиком, либо ограничиться  закутком, в какой уборщицы обычно прячут свой инвентарь, но лестница упрямо вела вниз. Процессия остановилась.

- Ключи нам доверил Степан Степанович, - сказал первый, - вот мы и решили поискать пустые помещения под мебель, когда там всё шкафами и тумбочками забьём, - показал наверх.   

- Вася, включи свет как дойдёшь до выключателя, а то мы с Иваном Ивановичем  споткнёмся, - крикнул заместитель тому рабочему, что скрылся в темноте.

- Всё, включил! – крикнул Вася снизу и только после этого вспыхнул свет. Шустрый Вася оказался быстрее скорости света. Процессия тронулась дальше.

Евроремонт резко оборвался, как впрочем и Европа и наступала полная Азия, а вернее как в хороших, и добротных фильмах ужасов – сплошная готика: под ногами пыль, над головой паутина, а по стенам кое где и слизь. С потолка время от времени срывались какие то насекомые и с характерным хрустом исчезали под ботинками гостей нагрянувших в их родное царство. Не хватало только летучих мышей.

- Так Степан Степанович, в твоём распоряжении люди, чтобы ты мне этот электорат отсюда весь вымел, - сказал Иван Иванович, брезгливо смахивая с лацкана пиджака какую-то мокрицу. Мэр был не робкого десятка, а его первый заместитель тем более - стольких мокриц он раздавил по дороге к власти.

- Так точно Иван Иванович, - отрапортовал тот.

«Вот и коридор, а какой интересно этаж? Минус 2, минус 3? Выключатели как на флоте», - обратил внимание мэр на чёрный круглый выключатель, более походивший на регулятор. 

- Вот! – торжественно произнесли рабочие и словно два метродотеля в дорогом отеле распахнули, а точнее с трудом раздвинули двустворчатые тяжёлые двери, пропуская вперёд начальство.               

- О, епть! – присвистнул мэр. - И это у меня в подвале? Здание мэрии он считал своим вторым домом.

Да, это было похлеще всякого клада. Это была действительно сенсация мирового масштаба, а не только масштаба города, а тем более Н. С парапета, как в большом и  глубоком бассейне, только без воды открывался грандиозный вид – огромный по размерам зал, величиной с настоящее футбольное поле. На этом поле словно воины на параде стояла целая армия, а вернее скульптуры людей в натуральную величину.

- Вот, я же говорил, – радостно заговорил зам, в предчувствии похвал и обещанных подачек, - такое обнаружить!

- Ёооооо, сколько их тут?!

Мэр был ошеломлён. Только на днях он случайно наткнулся на интересную передачу по «Культуре» про какую-то там древнюю династию в Китае, какого-то века до нашей эры, где правитель приказал мастерам вылепить себе армию из терракотовой глины, сделать целую армию воинов. Он, мэр ещё запомнил цифру - 8000 скульптур-воинов и  подумал тогда: " Умели когда то люди делать вещи - глобальные дела, чтили правителей, боялись, уважали. Был размах... Не то что сейчас и в этом  Н!" Сейчас он думал обратное: "И мы оказывается, не лыком шиты! Пусть не Китай, но тоже почти Восток, но чтобы такое и вдруг в Н!? Да, не случайно посмотрел ту передачу!»

- Конечно, сообщать и заявлять сейчас никуда не стоит, я так понимаю, Иван Иванович? – правильно понимая, спросил Степан Степанович.

- Естественно! Шумиха нам ни к чему. Сейчас расскажи и покажи, и такое начнётся: репортёры, учёные всякие, газеты, телевидение. Сенсаций и скандалов нам хватает и в политике, правильно я говорю? – задал вопрос Иван Иванович, ожидая подтверждения.

- Так точно! – ответил зам. Впрочем, иного ответа и не существовало.

- Кто ещё знает про это сооружение? И кстати у кого ключ от этого... - мэр хотел сказать помещения, но это слово явно было не к месту, «помещение» не вязалось с  такой огромной площадью, и повторил, - сооружения?

- У Коли, - доложил зам, показав рукой на одного из рабочих.


Мэр и его заместитель - два высших городских функционера стояли на высоком парапете и как с Мавзолея рассматривали парад, застывший парад. Видели двоих  рабочих, прогуливавшихся между рядами скульптур. Странное зрелище - живые среди мёртвых...

- Коля! – эхом позвал рабочего мэр.

- Да, - отозвался один живой.

- Ладно, ладно, не иди - стой там. Сейчас сами спустимся, - передумал мэр и действительно, сколько можно на этом пыльном Мавзолее стоять, пора и ознакомиться с наследством, принять имущество на баланс, так сказать. - Где спускаться? – спросил он зама.

- Вот ступеньки, - ответил зам, ступая на одну из узких бетонных лестниц, похожих на те, что были в ацтекских храмах.

- Так вот откуда мотивчики! Увеличенная копия, - радостно сказал мэр, указывая на  двойную скульптуру, стоявшую в самом начале этого грандиозного монумента. Он сразу  узнал свою фамильную статуэтку изображавшую рукопожатие. А самое главное теперь узнал себя.

«Впрочем, не факт, что увеличенная, вполне возможно и уменьшенная» - думал зам, вглядываясь в лица на скульптуре. Сколько он работал в учреждении, он неизменно видел на столе шефа эту фигурку. Говорить, что два чиновника были одно лицо с теми, скульптурными лицами думаю, не имеет смысла – ежу понятно. Как две капли.

- Они вылеплены из глины и пустые, - сказал один из рабочих.

- Лепят горбатого, или говно, а скульптуры ваяют! – блеснул мэр эрудицией, а его заместитель добавил: Это вы пустые, а они полые.

Вася прислушивался, стуча по глиняному мячу глиняного футболиста, а Коля пытался высвободить пистолет из рук воина. Глиняный пистолет оказался хрупким - рассыпался и осыпался на земляной пол.

- Так, руками ничего не трогать, это историческая ценность, и кстати Коля, передай ключи, - скомандовал зам.

От приказа зама они как по команде отпрянули от скульптур, а Коля передал ему связку ключей.

- Ключи от подвала - мне, - приказал шеф.

- Вот, - послушно вручил зам.

Мэр постучал пальцем по одной из скульптур – женщине с папкой, примерно такие статуи он видел ещё подростком, когда в детстве отдыхал в пионерских лагерях. Женщина явно не была школьницей-пионеркой, а скорее напоминала доярку. Ногтем поцарапал массивную грудь - действительно полые и глиняные. Взглянул на лицо - вроде знакомое. Сплошные загадки. Вопросы удваивались с каждым ответом - передача «Что, где, когда?» отдыхает. Он прошёл по рядам до самого конца.


Это не было войском как в том, китайском подземелье – воинов здесь были единицы. Это выглядело как обычное население, народ, обыкновенные люди: обоих полов, всех возрастов, разного уровня и положения, различных профессий и увлечений; почти у каждого что то в руках или на руках: грудные дети, собачки, кошечки, орудия труда, оружие, игрушки, и просто предметы: портфели, гантели, веники, гитары, тарелки, бутылки; в разной одежде, а некоторые и без неё, но все, исключительно все скульптуры обращены были в одну сторону, туда, где особняком от всех стояла двойная композиция. На которой единственная фигура не в затылок, как на параде, как стояли все прочие, а лицом, обращённым к этому параду, ко всем жителям, словно  встречая население, стояла фигура градоначальника, пожимая руку одному из них - парламентёру от подземного города, своему заместителю. Дела!


- Так, наверху нас ждут дела, - очнулся мэр, - что-то мы задержались тут, и попрошу, нет, прикажу об увиденном - забыть, и немедленно!
Тут он внимательно посмотрел на своего зама и двух рабочих:
- Ясно?

- Естественно, - сказал зам.

- Мы – могила! - хором ответили рабочие.

- Ну всё мертвецы, - пошутил Иван Иванович, - а теперь наверх.


*** 


Казалось бы, такая находка, сенсация, но мэр механически просматривал свежую местную прессу: забастовка на градообразующем предприятии, недовольство ткачих на комбинате, урезали врачам, пришили ткачам, отрезали грачам... Ой! Что это? В голову мэра ничего не лезло, а вернее что-то из неё вылезало, из самого подсознания, что-то такое, что его пугало или заставляло думать про... про?.. Про – это!

- Маша! – крикнул Иван Иванович в дверь. Там за дверью, в своём предбаннике сидела за столиком личная секретарша шефа. 

- Да, Иван Иванович, - вошла и потупила глаза Маша, дородная секретарша лет 30.

Она благоговела перед своим начальником и можно сказать была тайно в него влюблена. Она томно вздыхала при виде шефа, много думала о нём, мечтала. "Какие дуры, - возмущалась она, читая пикантные подробности о совращении секретарш, приставаниях начальников мужчин к женщинам подчинённым, и прочих судебно-скандальных происшествиях в амурно-служебной жизни. – Глупые дуры! Да если бы мой Иван Иванович только бы захотел, только бы подмигнул..."
Но мэр никогда не подмигивал, не хотел, а уж тем более не приставал к Маше. Вообщем, не дискредитировал себя в этом деле, слыл честным семьянином, хорошем отцом и примерным мужем, и действительно, только в одном этом деле он и не дискредитировал себя до сих пор. Да и сам никогда не думал про Машу так, не смотрел вот так... как смотрел и думал сейчас! Он торопливо расстегивал брюки:

- Ма-а-а-ша!

- Ва-а-а-ня! – кинулась в объятия Маша.

Интим.

А вы что хотели? Прелюдию? Увертюру? Ухаживаний на килограмм бумаги и страниц 300, как у Фицжеральда в его «Ночь нежна»? Нет. Здесь день – здесь светло, всё ясно и понятно – «он герой её романа». Тем более будний день – люди работают. Может уже за дверью посетители-просители стоят. 

Мэр нежно провёл пальцем по ядрёной груди секретарши. Заметил у себя под ногтем грязь. Ага! Это не грязь, это глина со скульптуры, с груди... Мэру не стало плохо от догадок, ему было хорошо. Впереди ждали новые тайны.

- Ваня, мне было хорошо с тобой, - шепнула секретарша начальнику, чмокнула в щёчку, поправила юбочку и порхнула за дверь.

Странное наваждение покинуло шефа.


***


«А может это просто обыкновенный склад. Взяли, собрали скульптуры из тех же пионерских лагерей, санаториев, парков-скверов, да причудливо расставили их в нужном порядке, прикололись так сказать?», - размышлял мэр про обнаруженное сооружение в подвале мэрии. «Или может это склад какой нибудь скульптурной мастерской, творческой лаборатории, склад неликвидов в конце концов, брака или что-то в этом роде?»

Сегодня он отменил все приёмы, а вернее поручил отводить всех посетителей своей секретарше. Слишком много впечатлений за один день. Слишком.

«А почему мне до сих пор было неизвестно про эту терракотовую комнату? - сравнив со знаменитой янтарной комнатой, мэр задумался: Нет, эти статуи не случайно собраны. Вот это не случайно! К тому же у меня, - заметил на столе нэцкэ и сунул её в карман, решив отныне с ней не расставаться. Эта тайна связана со мной, и разгадывать её придётся мне», - чётко сформулировал мэр.

В этот день он сделал ещё одно важное дело, которое, по его мнению должно было приблизить разгадку происхождения таинственных скульптур. Он позвонил своему хорошему приятелю из серьёзного ведомства и попросил подробно узнать-разведать о деятельности того НИИ, что обитало в этом здании до переезда сюда администрации. Разумеется, он не сказал ему для чего ему понадобилась такая информация, даже несмотря на то, что этот хороший приятель и друг детства Андрей Следопытов, уже помогал ему однажды в этом деле, тогда, когда кучка сотрудников этого учреждения так упорно не хотела покидать своё насиженное место. Конечно, «научников» проводили. Нашли с кем судиться! Эта войнушка тогда здорово развеселила Самохвалова, особенно те проклятия сумасшедших старух. А чьи это скульптуры? Кто ещё из бывших обитателей мог оставить ему такое наследство? Ведь не коммерсанты же в самом деле? Эти могли только забрать, растащить или продать наткнись они на такие раритеты–антиквариаты. Впрочем, так мог поступить и сам мэр будь они бесхозны и никак с ним не связаны. Выходит, только сотрудникам НИИ известны ответы на все вопросы.

Хотя многое, если не сказать всё было не ясно в этом загадочном деле, то приблизительный план расследования был мэром намечен. Единственный минус, какой он поставил-утвердил сам – это конфиденциальность расследования. Доверять находку не стоило ни кому, кроме уже тех, что знали, наткнулись – за них шеф сильно не волновался, главное чтобы не узнали ещё люди и главное, он понимал - тайна эта явлена ему не зря, тесно связана с его судьбой и разгадка её тоже возложена именно на него. Некая врождённая интуиция подсказала и нашептала всё это. В интуицию мэр верил.

Огромный и пока единственный явный плюс, сопутствующий загадочной находке мэр увидел, а точнее почувствовал в том, что он наконец простился со скукой, словно вынырнул из тяжёлого цепкого сна. В эту ночь он хорошо спал и видел город и всех его жителей, аплодирующих ему на центральной площади Н.


***                Продолжение следует.


Рецензии
... Прихожу в себя от увиденного... То есть, от услышанного...
В общем, прочитала! Начала читать сквозь конфуз: как могла советовать писать “в жанре” крупной формы Вам, не посмотрев всего опубликованного Вами. Простите. Солипсизм мой иногда даже деструктивен.

Мне очень понравилось. Очень...
Интригует по полной. Особенно меня, кто обожает “Глиняного бога” А.Днепрова...

Чудо. Здорово. Мастерски.

Ларо Хантер   25.05.2024 21:31     Заявить о нарушении
Спасибо что читали, написали, - рад! Читать все главы не рекомендую - это глаза ломать. Про крупные формы мне тут один автор совет когда-то дал, что мол у писателя обязательно должен быть хоть один роман, вот решил я тогда рискнуть...
Указанный Вами роман А.Д. не читал, - вообще мало читал художественного.
С уважением, ЭФ.

Эдуард Фетисов   25.05.2024 22:38   Заявить о нарушении
Да, видимо, зря упомянула здесь другую книгу (фантастику). Не хотелось бы сбивать автора. Прошу извинений.

P. s. Нет-нет, мне и правда понравилось. Много ссылок исторических, и пишите, как минимум, не скучно.

А.

Ларо Хантер   27.05.2024 22:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.