Память о поэте

 
 Памяти Мусы Джалиля. Незабываемая встреча.  Статья написана в 2006 -2007 г.г.
 Опубликована в ж-ле" Москва, книге "СЛОВО О ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ", СМИ. Не копировать!

  Муса Джалиль… Великое, славное имя. Имя, ставшее символом мужества, героизма, патриотизма, таланта.
В юности, узнав о трагической судьбе поэта Мусы Джалиля, казнённого с соратниками в тюрьме Плетцензее на гильотине, я задумалась над тем, как человек, переживающий страшные мучения, пытки, может не только сопротивляться злу, насилию, но и мечтать о будущем, творить, создавать светлые, яркие, задушевные стихотворения, которые подобно цветам расцветают в его измученной, истерзанной душе.
  Позже, повзрослев, я поняла, что Творец, дав Мусе Джалилю исключительный талант поэта, был, не менее щедр, наградив его несгибаемым духом и волей. Уже в молодости он знал и понимал, если судьба поставит его перед выбором, он умрет, но не склонит колени. Свое творчество, свой труд Человека, Поэта, Гражданина – он посвящал Родине, Отечеству и своему народу.
Об этом он говорил и в своих ранних стихотворениях, и в тех, которые втайне писал в застенках Моабитской тюрьмы:

…Разве можно народ не вести за собой,

Если виден вдали мне надежды восход?

Всех рабочих людей я считаю родней,

Лишь с сынами народа един я душой.

Это мой идеал, это высшая цель –

Быть с народом, вести его светлой тропой.

Жизнь моя для народа, все силы ему.

Я хочу, чтоб и песня служила ему.

За народ свой я голову, может, сложу –

Собираюсь служить до могилы ему!

1920 г

Из стихотворения «Слово поэта свободы», пер В. Ганиева.

***

Мой друг, ведь наша жизнь – она лишь искра

Всей жизни Родины, страны побед.

Пусть мы погаснем – от бесстрашной смерти

В Отчизне нашей ярче вспыхнет свет.

1943

Из стихотворения «Другу» (Абдулле Алишу, татарскому писателю) пер. А. Шпирта

  Сейчас огромное внимание уделяется жизни и творчеству поэта. А ведь были годы забвения, клеветы! После войны стихотворения поэта не издавались до 1953 года. Ныне его читают не только в Татарстане, но и во многих странах мира: книги Мусы Джалиля вышли в свет 88 раз, а стихотворения переведены на 56 языков.
О герое-поэте сняты фильмы, самый известный, заслуживший международное признание, фильм «Красная ромашка». В 2006 году, когда исполнилось сто лет со дня рождения великого поэта-героя , торжества прошли в Татарстане, России, США, Германии.
В наше время еще находятся новые документы, интересные свидетельства очевидцев о жизни Мусы Джалиля.

  Мне посчастливилось познакомиться с удивительной женщиной Гульсабирой Махмутовной Хакимовой, которая в начале Великой Отечественной войны общалась с поэтом. Сейчас ей за восемьдесят, но, несмотря на годы, она не забывает ни дни своей юности, ни встречи с поэтом.
Жила Гульсабира тогда в небольшом городке Мензелинске Татарской АССР, работала в горкоме комсомола. В свободное время Гульсабира (Соня, как ее называли знакомые) занималась хореографией, спортом, играла на различных инструментах, запоем читала книги.
Несмотря на то, что Мензелинск был далеко от фронта, здесь чувствовалось страшное дыхание войны. В городе располагались военные училища, госпитали, несколько детских домов. Было много эвакуированных, которых размещали у жителей городка в частном секторе. Среди них были и представители творческой интеллигенции: поэты, писатели, актеры, композиторы. Они не сидели, сложа руки. Устраивали концерты, встречи, показывали спектакли.
Муса Джалиль приехал в Мензелинск заниматься на политкурсах, а всё своё свободное время он отдавал работе с населением, – вспоминает Гульсабира. – Поэт постоянно выступал перед горожанами, в госпиталях и в близлежащих деревнях, читал свои новые стихи, любил поговорить по душам.
Он был невысокого роста, но во время выступлений преображался, чувствовались особая сила, дух и вера. Он очаровывал своим обаянием.
Муса говорил убедительно о нашей будущей победе, и в душах слушателей умел разбудить сокровенные струны. Слушали его, затаив дыхание. Поэт любил и пошутить, и посмеяться. В глазах его светились искорки света и доброта. Он так располагал к себе, что люди открывались ему, рассказывали о своих заботах, советовались с ним, обсуждали текущие дела. Так не раз было и с нами, комсомольцами, – подчеркивает Гульсабира.
Муса Джалиль, занимаясь на политкурсах, дружил с Александром Счастливым, украинским поэтом. Александр ухаживал за Соней, а Муса частенько говаривал: « Ну и хохол, какую девушку выбрал!» К сожалению, Александр был тяжело ранен на фронте и доживал в госпитале для обречённых. Соня нашла его, но забрать Сашу ей не позволили.
В трудные военные годы, помимо комсомольской работы, моя собеседница также преподавала в школе русский язык и литературу. Вскоре ей предложили вести физкультуру и даже строевую подготовку. И все потому, что она успешно занималась спортом и акробатикой.
Однажды в школу, где работала Соня, пришёл Муса Джалиль. Директор начала рассказывать поэту о работе школы, сказала, что Соня – универсал. Ведёт столько предметов, занимается спортом, танцами и комсомольской работой! Муса Джалиль засмеялся и одобрительно посмотрел. Этот взгляд навсегда остался в памяти Гульсабиры Махмутовны.
  Она действительно многое смогла и успела в своей жизни: вела большую партийную, организационную работу в Набережных Челнах, когда здесь строился КАМАЗ. По её инициативе и при непосредственном участии начали работать дворцы культуры города и объединения, были созданы прекрасные самодеятельные коллективы, проводились крупные фестивали, встречи, приезжали известные всему миру творческие коллективы и исполнители.
 Гульсабире Махмутовне врезалось в память прощание с Мусой Джалилем. Провожали его на фронт у директора школы, – рассказывает она. Пришел он в длинной новой шинели и шапке. Из колхоза прислали носки, варежки. Угощение было скудное: ели отварной картофель. Читали стихи. Соня с подругой отлучились и укоротили полы шинели Джалиля. На рассвете поэт отправился на станцию, а оттуда – на фронт.
Вспоминая эти проводы, Гульсабира Махмутовна не уставала повторять: «Всё, как вчера! Муса не погиб, он будет жить вечно! Он – олицетворение духа нашего  народа».
  Огромные испытания выпали на долю поэта: работа военным корреспондентом, плен после попытки прорвать окружение, гитлеровские лагеря в Польше, Германии. Здесь Муса Джалиль и его товарищи создали подпольную организацию, готовили выступление. Но их раскрыли… А дальше – начались допросы, истязания. Его тело исполосовали электрическим шнуром, сломали руку, отбили почки. Потом – гильотина!
  Здесь, в Моабитской тюрьме, он напишет шестьдесят стихотворений, о которых мир узнает после его смерти. В этих стихах звучит непримиримый, гневный голос поэта-гражданина, дух которого сломить невозможно:

Не преклоню колен,

палач, перед тобою,

Хотя я узник твой,

я раб в тюрьме твоей.

Придет мой час – умру.

Но знай – умру я – стоя.

Хотя ты голову отрубишь мне,

злодей!



  Потребовалось много лет, чтобы выяснить все обстоятельства подвига Мусы Джалиля. В 1956 году Муса Джалиль за беспримерное мужество и подвиг был удостоен звания Героя Советского Союза, а «Моабитская тетрадь» – книга стихотворений – через год была отмечена Ленинской премией.

 

 


Рецензии
У меня тоже есть стихотворение о Мусе Джалиле. Светлый был человек...

Анатолий Бешенцев   23.04.2015 16:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.