Правдивая история о Святополке. Эпизод 17

Беседа Леся с Ярославом.

Я.М.-Нельзя исторического деятеля рассматривать в отрыве от своей эпохи -в какое время он жил. Кровавое дикое время, когда христианство устанавливалось на Руси –это тебе не золотой век, не «belles epoque»- но это же не форма объединения людей-ни колхоз, не кибуц.
Л:-«колхоз дело добровольное или вступил- или расстреляли».
Я.М.--Принимай веру или лишайся жизни- такого же не было, кто может и перетерпел обид и суд неправый- ну это же «перегибы на местах». -Знаете, как говорят «неизбежные последствия»- коренное переустройство жизни общества- всего уклада жизни, слом старой системы- это допустимые и оправданные жертвы.
Л:-Все же считаю, что очень хорошо, что именно так оно и произошло. Пересматривать итоги христианизации мы не будем и более того –хорошо, что этот длительный и сложный для Европы процесс мы преодолели достаточно быстро.
Я.М.--Конечно, наложило отпечаток Батыево нашествие- тогда забитый и темный уголок Европы и вырвался вперед от нас в социально -экономическом развитии- потому что порядок управления-«ряд» и суд все равно оставался наш, не вводился у нас уклад жизни ордынский. Русские стали считать свою общность культурной только после ордынского нашествия- стали ощущать себя вместе, а не разрозненными племенами, что у них есть самое ценное –их вера, культура и интересы.
Преодолев родовую и племенную раздробленность, центробежные сепаратистские тенденции, обратив внимание вглубь себя,  поняли не просто родовые племена и кланы- а общие по духу и культуре- и в становлении этого помогла именно вера- как объединяющее и цементирующее начало освобождения-когда поняли, что есть общность – в вере Христовой-в преодолении собственного эгоизма и малодушия –ради други своя, ради братии, ради сродников.
Я.М.--Отец  дал больше, чем дал больше кто -либо другой из правителей. Отец крестил Русь отец равноапостольный. Вы понимаете? Тем более Православия в Руси в то тяжелое и страшное время было то всего ничего, Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге - 957 году; второй - при отце Владимире в 988 году.  Отец ведь  не просто бы миссионер и он не был религиозный реформатор –он был и святитель и просветитель в одном лице-пусть его не все поддерживали, пусть за его спиной и были какие кулуарные разговоры и кривотолки.
Л:-Я читал, что проведенный  опрос респондентов  «Левада центра» показал, что не все россияне считают себя православными, а язычниками.
Я.М.--Как ты это объяснишь -постижение богатства, постижение житейской мудрости- нам тяжело найти какие- то общие точки соприкосновения, что мы можем почитать за путь примирения, за шаг напротив, навстречу друг к другу. Ну что мы христиане и язычники-такие непримиримые враги до резни.
Л:-Ну, неужели родство по крови для нас ничего не значит. Скажете тоже, вера все определяет, а не кровь?
Я.М.--Такие слова, как обычно возьмешь и отшутишься, и каждый после разговора останется при своем при своем мнении, пусть и неправильном. И чувствуешь, что главного-то и недосказали. Потоптались вокруг да около. Вот ты не веришь, да  только и приходит молодежь- «деда, спасибо, что  все так славно устроил!», а не было бы меня- ну кто? Кто? Кто бы был, чтобы было здесь-  ни электричества, ни материнского капитала. Я продолжатель отцовых традиций и начинаний. Вся власть от Бога ибо нет власти не от Бога. И так было, знать, начертано, чтобы я стал головой земли своей и поставлен над всеми.
Л:-Чего от вас ждут, чего от вас ждет ваш народ? Вы оправдываете?
Я.М.-- Только мира. Истово его желаю и о нем Бога молю. Ошибка думать, что посулами и  подарками задобрить их и исправить можно –развлечь и отвлечь. Народ нетерпеливый стал, взыскательный-их обещаниями не накормишь.
Л:-Может, какими- то  финансовыми вливаниями тяжело сделать ношу или бремя налоговое меньше? Послаблениями в тарифах на коммунальные нужды.
Я.М.-- Ну скажи, а откуда в казне деньгам взяться- мы же тут деньги не печатаем. Походов заграничных грабительских не ведем. Тот «прейскурант» приснопамятный про уголовные наказания, про который ты мне говорил-как корил меня- так это плата за наши грехи, не та, символическая, которая будет на страшном суде, а реальная кара- материальное возмездие-уже сейчас.  Греши да греши, и плати. Чем больше грешишь, тем больше платишь. Грешный образ жизни стимулирует твое жизнеощущение-  когда поймешь, что это будет  тебе самому в накладе, и воздаяние получаешь уже в реальной жизни, и отражается на материальном положении своей семьи- уже не будешь таким асоциальным. Начнешь поневоле задумываться. Просто у всех стадия взросления происходит по -разному, у кого -то ветер в голове. Я только этими мерами способствую. Можно сказать-я их этим учу-по крайней мере-те, кто понимает эту науку. Умный учится один раз. Дурак два раза. Лопух учится всю жизнь.
Л:-То, что заложено в самой природе.
Я.М.--Какой устав им не дай-будут лазейки придумывать. Какие хитрости-чтобы законоположение это нарушить, обойти. Изобретательный народ. Творческий- всегда ходы ищет. Грех ведь то, что ты не уберешь никогда из себя, не замуруешь внутри никакими камнями. Такие лазы внутри твоей души- тайные ходы, тайная система подземных ходов внутри себя. Заметил по тебе, что поковыряться в себе любишь. Вещь в себе. Погряз в самокопании. Так и человек есть баланс между грехом и святостью-все в одном человеке-чего больше-чего меньше. У каждого своя концентрация того и другого.
Л:- И что, власть вашу никто не ругает?
Я.М.-- Ругают на чем свет стоит-всегда есть недовольные. Вот, дескать, подряды плохи, все для отвода глаз, все себе на карман. Ну  а то, что город замостил тротуарной плиткой, ну да, заработал, но на улицах теперь ведь хорошая плитка, надежная. Срок службы- 50 лет. 10 лет гарантии. Да, пустил бюджетное бабло на обустройство города, но ведь целевым финансирование- им же, людям, здесь жить. И в то, что улицы стали проходимыми и на них есть освещение-что по ним стало не страшно ходить по ночам -есть и моя заслуга. Дороги мигом развивают транспортное сообщение и всю дорожную инфраструктуру-развивают стало быть и торговлю и культуру и науку.
Л:-Образование.
Я.М.--Да, образование им было нужно - я и ввел первое обязательное для всех образование- мне бы проще держать их в узде таких темных- необразованных, неграмотных, чтобы держать их на черновой работе, на положении полурабов, а мне грамотные люди нужны! Мне позарез нужна команда, откуда я ее возьму? Ведь князя делает команда-окружение, свита. Ну, наберу в других землях  умников и какими бы послушными и лояльными ко мне не были и были бы готовы исполнить любой приказ-ну как они станут патриотами нашей земли, если они родились в других углах и весях, как они будут отстаивать –лоббировать наши интересы?!
Л:-Люди пришлые-что они сделают для пользы, для общего блага. Все о своей рубашке ближе к телу заботятся, только о себе ратуют. О себе, любимых. Чем их мотивировать? Что дадут бизнес на «кормление» и устроят учиться и служить детей?
Я.М.-- Послушай только- они ведь наместники и проводники моей воли-только сегодня, «халифы на час», временщики все до единого, им кто заплатит больше, они ведь и сразу переметнутся, заберут свое свои наработки и клиентские базы и рабочие контакты- потом ищи -свищи «ветра в поле». А меня не будет. Что  с ними-распустят по домам и новых набирать? Мне нужны ребята работоспособные, умные, инициативные, изобретательные креативно  и творчески мыслящие..  Сейчас человек на вес золота. Человеческий фактор. Посильная помощь во всех делах и залог преемственности и последовательности во внешней и внутренней политике-когда каждый при своем деле-на своем посту и отвечает за свой участок работы не за страх, а за совесть. Надо ведь как-то делегировать полномочия-не всем самому заниматься-так надорвешься-скольких бы ты семи пядей во лбу не был.


Рецензии