Глава 6. Мадам Элен

Домой возвращались молча. Не проронив ни слова, Мишель смотрела в окно кареты пустыми глазами. Мэри боялась,  о чем либо, её спрашивать. Наконец, она не выдержала,
-Ну, и стоит этот негодяй твоих слёз? Зачем он тебе такой ветреный?
Подруга хотела помочь, но реакция получилась неожиданная. Мишель заорала во все горло,
-Замолчи! Он самый лучший, красивый и необыкновенный. Это я дура, уродина, глупая и неинтересная! Если бы я была другой, то он бы это заметил.
Разрыдалась, напугав Мэри, но хотя бы первый раз за дорогу, что- то сказала.
-И ничего ты не уродина, - тихо возразила подруга.
Мама бежала навстречу коляске, не дождавшись, когда она подъедет. Антуан медленно шел сзади.
-Доченька, милая, как ты похудела. Не расстраивайся, в Тулоне будешь учиться. А хочешь, музыку будешь преподавать или танцы?
-Клементина, прекрати немедленно. На следующий год поедет, подготовится и поступит.
Дочь молчала, закрылась в своей комнате и не выходила до вечера. Все бросились к Мэри.
-Что там случилось, рассказывай, - требовала мама.
-Встретила случайно Александра, а он её даже не сразу узнал. Шел с девицами в обнимку и смеялся. Вот и всё, что я знаю. Как раз  перед экзаменом. Вот она и не сдала.
-Конечно, этого и следовало ожидать от него.
-Да причем тут он, - рассердился Антуан, - Сама должна себе цену знать. Принцев полно, тоже мне герой.
На самом деле он понимал дочь. Если бы Клементина отказала ему тогда, он не представлял себе как бы жил. Для чего и для кого.
В их веселом доме теперь стало почти все время грустно. Мишель долго спала, надевала самое простое платье и уходила в сад. Она бродила там одна или помогала садовнику стричь кусты. Осенью собирала старые листья, напевая свои собственные стихи.
Больно, когда мир угасает
Почему этот мир никто не спасает?
Где же Бог с его мирозданьем
Не интересуется своими созданиями?
Ему уже скучно с нами?
Занят другими делами?
А нам больно, мы ещё живы
Но уже безлики и некрасивы.
Без любви, одиноки и несчастны
Я с таким Богом не согласна.
Поспорить хочу, поговорить.
Зачем тогда жизнь дарить?
Чтобы было больно и некрасиво
Жить и не быть счастливой.
Речитативом проговаривала она слова, которые сами нанизывались на веревочку ее души. В голубой дворец она больше не заходила никогда. Много читала и однажды весной спросила Мэри,
-А какая она, твоя Англия?
-Красивая, только не такая тёплая, как здесь. Да и люди немного другие. Здесь веселей, море теплей, народ мягче.
-Какое же тут веселье? Тут только тоска, - сообщила Мишель своей учительнице, не порадовав её совсем.
Мама придумывала для дочки всякие занятия, но её ничего не радовало. Приближался день рождения, и семья готовилась к балу. Именинница  наотрез отказывалась, но потом вдруг решила,
-Хорошо, давайте бал, но летом я уеду в Лондон. Я буду там учиться.
-Как Лондон? Ты с ума сошла.
-Нет, всё правильно, я с дочкой согласен. Там она получит хорошее образование. Да и Лондон спокойнее, чем Париж, - сразу согласился папа.
Теперь в апатию погрузилась Клементина. Отдавая распоряжения по устройству бала, она часто плакала, уходила гулять в сад и подолгу не возвращалась. Недоброе предчувствие мучило её.
- Письма придется ждать месяцами, чужая страна, мы не увидим дочь так долго, что можно сойти с ума.
Но платье было заказано, бал состоялся и все с тревогой ждали лето.
-Я поеду морем.
-Морем? Это же очень долго.
-Вот и славно, буду любоваться небом, океаном и  свободой.
Мишель улыбнулась первый раз, за вес этот тяжелый год. Клементина смирилась, в их семье не принято было мешать мечтам детей. Каждый имел право на свой выбор. Жозефина лечила всех деревенских детей, рисковала здоровьем, но это было её решение. Одна новость поддерживала настроение родителей, старшая дочь была беременна. Это значит, что скоро появиться внук или внучка.
А младшая, приняв решение, стала вновь весёлой и жизнерадостной.
-Я стану такой умной и красивой, что он будет всю жизнь жалеть, что не полюбил меня, - выдала она свою тайну Мэри. Но подругу это не обрадовало, скорее огорчило.
Отплывали из Тулона на грузовой корабле, который шел до самого Лондона. Пассажиров собралось совсем немного. Всего десять человек. В основном деловые люди, сопровождающие свои грузы. Только одна милая старушка, говорящая с акцентом, уезжала к себе домой, в предместье Лондона.
-Девушки, вы не поболтаете со мной, а то я немного скучаю, - обратилась дама к подругам.
-Конечно, мадам, - быстро согласилась Мишель.
-Только оденемся потеплее, - перебила её Мэри.
На палубе стояли кресла, поставленные для пассажиров. Все дамы уселись в них поудобней, и рассматривали друг друга с любопытством.
-Вы надолго в Лондон?
-Учиться, года на три точно, - уверенно ответила Мишель.
-Вам понравится. А вы, мадам, англичанка я вижу.
-Вы угадали. Меня зовут Мэри, родилась я далеко от Лондона, но там немного училась французскому языку. Когда папа умер, то отправилась сюда, к теплому морю.
-Вы там замуж выйдете, в Лондоне.
-Откуда вы знаете?
-Кое - что я знаю, даже если и не хочу. Дайте- ка мне свою руку.
Мэри смело сняла перчатку и протянула её старой даме.
-Да, скоро уже, чуть больше года. Да там и будете жить до старости.
Дети будут, двое  мальчиков.
Щеки Мэри раскраснелись от удовольствия.
-А Мишель скажите, когда она замуж выйдет, - смущенно попросила она.
Но подруга не торопилась протягивать руку мадам. Сомнения шевельнулось в ней. Никто не знает, что сулит тебе судьба, может и не стоит ее спрашивать раньше времени. Когда решилась, то старая леди  заговорила не сразу.
-У тебя два пути. Один счастливый, а другой нет.
-Так как же выбрать правильный?
-Не знаю, тебе придется самой решать. Талант  у тебя есть, литературный. Пиши книги, романы всякие, тогда и найдешь свой путь. Тебя кто – то обидел? Не выходи замуж без любви!  Лучше сочинять чужую, чем перестать быть собой. Нельзя тебе без любви, никак нельзя.
-Не волнуйтесь, мадам, без любви не стану.
Старушка опустила руку Мишель, отвернулась и посмотрела на море,
-Я когда -то тоже очень любила, да он погиб. Революции любил больше чем меня. Мир хотел изменить, а мою жизнь поломал. Правда, оставил мне дочь и сына, но живут они в разных странах. Вот и езжу к дочери во Францию раз в три года. У меня домик на окраине Лондона. Хотите, живите со мной. Я вас научу и по рукам гадать, и даже по звёздам. Сама  я, от скуки научилась, от одиночества. Вы девушки добрые, это я и без руки вижу.
Мэри согласилась сразу, а Мишель попросила дать время подумать.
Подруги спустились в свою каюту переодеться к обеду, но англичанка немедленно начала разговор,
-Соглашайся, посмотри какая она необычная.
-Тебе хорошо, тебе счастье посулили, ты и растаяла. Боюсь я её, хотя ты права, она ни на кого не похожа.


Рецензии
А мне старая леди понравилась! Я бы тоже согласилась у нее пожить и научиться гадать, хотя гадания и не люблю. Так, из любопытства. И потом она кажется доброй! Очень интересно, выберет ли Мишель правильный путь и кто же будет ее любовь!

С теплом от души,

Мира, радости и здоровья,

Ренсинк Татьяна   28.08.2014 15:53     Заявить о нарушении
Танечка, Мишель, как все мы, не всегда понимает где счастье...
Всего!

Антонина Романова -Осипович   28.08.2014 16:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.