Родные запахи детства

       Родные запахи детства

Когда мы с друзьями выезжаем на отдых за город, я не могу надышаться ароматом степных трав, и возвращаюсь в свое детство…

***

Я родилась в городе-спутнике Темиртау, жили мы в частном доме и держали свое хозяйство. Корова, лошадь, овцы, козы, гуси и куры — без них я не представляла свой двор. Мой отец сено заготавливал летом. Он привозил свежескошенную траву на бричке, и мы, дети, помогали разбрасывать ее по всему двору, чтобы сушилась. Когда родителей не было дома, приходили соседские ребятишки, и мы играли в войну. Обычно отец не разрешал нам топтать траву.
— Мятая трава теряет сок, сено станет невкусным и непригодным для скота, — объяснял он нам и спрашивал: — Вы стали бы есть хлеб, на который наступали ногами?
Приходили друзья, и мы забывали об отцовском наказе. Высокая скирда служила нам самолетом, мы — летчики, падали с подбитого врагом самолета. Было не больно — трава делала мягкой любую посадку. По периметру двора, где сушилась трава, мы делали подкопы и прятались. Двор был большой, и наши фантазии не знали границ. 
Утром нашу семью будили два петуха. Один был старый, а другой — молодой. У старого петуха был, наверное, склероз, иногда он  начинал кукарекать в два-три часа ночи. Отец злился и грозился его зарезать, а мама заступалась. Она любила петуха, которого подарила подруга перед отъездом в Украину. Петенька был очень крупным, оперение имел богатое и очень яркое: много красно-сине-зеленого и золотого цвета — будто смесь петуха и попугая. Роскошный хвост, раскрашенный во все цвета радуги, переливался, а голову украшал кривой гребешок, и это придавало петуху хулиганистый вид. Лапы у него были мощные, он любил ими драться, до сих пор перед глазами мелькают его мощные шпоры. В последние годы он тяжело поднимался на забор, иногда падал, мы жалели его. Мама носила любимца к ветеринару, он сказал:
— Ваш петух стар и годится только на суп. 
Мама рассердилась на врача и говорила отцу:
— Смотри, даже птицы стареют.
Петенька знал, что является любимцем хозяйки, и сопровождал ее повсюду. В те года люди редко покупали алкоголь, каждая семья имела огород и высаживала свеклу, из нее делали брагу, которая была очень красивого свекольного цвета. Как-то мама без задней мысли вылила сусло от браги птицам и животным в корыто.
В тот день я впервые увидела пьяных животных. Куры ходили по двору, кудахтали, дрались между собой, а старый петух, на радость хозяйке, легко взбирался на забор и весело кукарекал. Отец, придя с работы, обратил внимание на возбужденное состояние птиц. Когда узнал причину, стал ругать маму, объясняя, что такие попойки для животных заканчиваются летальным исходом. Оказались пьяными и овцы, и козы. Они блеяли, бодались, прыгали на  крышу, со стороны казалось, что животные играют в чехарду, а вожак-козел выскочил на улицу, и мы его долго ловили. Утром несколько старых кур и петух погибли, еще раз подтвердилась истина: алкоголь губителен для всех. Мама долго плакала по любимцу, соседка отругала ее:
— Главное, чтобы муж и дети были живы и здоровы, разве можно из-за петуха плакать!   
Всем нам жаль было Петеньку. Мы с теплотой вспоминали его хриплый голос и удивлялись его любопытству. Когда приглашали гостей, он выскакивал навстречу и бежал к калитке, как будто хотел удостовериться: те ли гости пришли? Особенно не любил чужих детей, пугал, преследовал, ступал за ними, злобно вращая глазами, и набрасывался с воинственным видом. За взрослыми же ходил по пятам, будто следил, чем вызывал общее недовольство.
После гибели старого молодой петух перестал кукарекать, и двор стал скучным без петушиного крика. Соседка Кадиша выговаривала маме:
— Ты что думаешь, у них мозги есть, как у людей? Не смеши, что он переживает смерть старого друга. Он, наверное, рад: наконец-то  гарем перешел  к нему! 
Все-таки ошибалась тетя Кадиша, петух, видать, действительно любил старого и получил стресс. Мама срочно стала искать нового. Однажды я предложила маме короткий путь к дому, из-за угла выскочил петух — копия нашего старого. Мама остолбенела, я не могла оторвать ее от забора. От волнения она говорить не могла, попросила меня подождать, и хотела переговорить с хозяйкой. Клялась отдать за петуха любые деньги, лишь бы его согласились продать.
Мы долго стояли у забора незнакомого дома. Собака стала лаять, к нам вышла хозяйка спросила:
— Что вам нужно?
Мама предложила ей продать петуха. Хозяйка, к радости мамы, быстро согласилась, призналась, что не знала, как от него избавиться, и, получив деньги, поспешно рассталась с птицей. Виной оказался несносный характер нового питомца. Когда принесли его домой, он повел себя так, будто всю жизнь прожил в нашем курятнике. Молодой петух был жестоко избит, а куры, восторженно  кудахча, следовали за победителем.
Он был заводилой, оказался еще любопытней старого. В воскресенье, когда я хотела отоспаться, стучал клювом в стекло и  хрипло кукарекал. Я выскакивала и бежала за ним, а петух невозмутимо поднимался на крышу и отсиживался там. Ему я посвятила свое первое детское стихотворение.

Я помню в детстве, как петух любил меня будить,
И ранним утром под окном он громко голосил,
Он кукарекал и кричал, и крыльями стучал,
Когда к окну я подходил, он быстро убегал.

Он от меня бежал, летел и все негодовал:
«Ну, разбудил, ну, не хотел, зачем такой скандал?!»
Прости меня, мой хулиган, когда из добрых побуждений
Ты по утрам меня будил, то было — лучшим наслаждением.

У него были круглые глаза, зрачки вращались, как спутник на орбите. Он подходил к каждому и спрашивал: «Коу?» Мама была счастлива, как будто воскрес ее любимец, она полюбила новичка и повеселела. И он всячески демонстрировал свою преданность. Где-то находил крупных червей и с победоносным видом выкладывал посредине двора. И наблюдал, как мы, выражая негодование и отвращение, от них отворачивались. Тогда он незамедлительно приступал к трапезе, и произносил свое «Коу», как бы выказывая недовольство таким отношением к его трофеям. Наконец, он посчитал, что добился уважения нашей семьи, и перестал предлагать свои деликатесы.
У нас была одна курочка очень красивая и кокетливая, Эльза, голландской породы, так он долго добивался ее благосклонности. А она делала все, чтобы он уделял свое внимание только ей. Эти ухаживания закончились тем, что он предпочтение отдал Эльзе, а остальных кур оставил на попечении второго петуха. Оказывается, и курам не по душе полигамный брак. Эльза добилась, что стала единственной и любимой, и ни с кем не хотела его делить. Молодой петух после стресса пришел в себя, и они сдружились. Наши курочки находились в хороших руках, вернее, крыльях: их никто не обижал, даже собаки боялись подходить к ним, так как петухи мгновенно подлетали и клевали с двух сторон.
Каждый год в середине мая наша кобыла прибегала с пастбища, чтобы дома ожеребиться. В это время я обычно собиралась в школу. Милка стояла у ворот и ждала, когда они откроются. А следующим утром родители будили нас и делились новостью. Я любила наблюдать за новорожденными животными. Меня поражало, что, родившись, они нетвердо становились на ноги, тыкались под ребра, интуитивно чувствуя: где-то здесь должен быть сосок — источник молока. Я каждый год задавала одни и те же глупые вопросы родителям:
— Почему такими слабыми и беспомощными рождаются дети?
На что мама отвечала:
— Женщина девять месяцев вынашивает ребенка. Роды редко бывают быстрыми, мать рожает в муках и привязывается к ребенку, потому что Бог создал детей слабыми. В отличие от животных,  человеческое дитя очень беспомощное, так задумано матерью-природой: только после долгого ухода у матери появляется материнское чувство, оно вызвано и бессонными ночами, и беспокойством за жизнь малыша. Взрослые дети остаются для своих родителей детьми на всю жизнь.
Наша лошадь безумно любила своих жеребят. До сих пор помню, как новорожденный хорошенький жеребенок бегал по двору с высоко поднятым хвостиком, который смотрелся, как султанчик: волнистый, коротенький и красивый. Он хвастался перед обитателями двора своей удалью, мол, посмотрите, какой я красивый, сильный, храбрый — я все могу! Наша семья и соседи любовались им. Только теперь я поняла, что это был самый счастливый и лучший период моей жизни. Кобыла не любила подпускать людей к жеребенку, она носилась по вольеру, готовая вцепиться в любого, кто обидит его. Кобыла Милка была серого цвета, в яблоках. Повзрослев, я поняла, почему казахи своих красавиц сравнивают с лошадьми. Лошади очень женственные: красивый круп, грациозная шея, стройные ноги, богатая грива и пушистый хвост. Не каждая женщина может похвастаться такими данными.
Как-то отец рассказал историю, когда из-за непогоды он вынужден был с табуном прятаться в ущелье. Волки, почувствовав запах, решили напасть. Отец  курыком — длинной пастушьей палкой, вместе с собакой отгонял волков от табуна, а лошади, в том числе и Милка, задом отбивали атаки. Когда пришла помощь, оказалось, что Милка больше всех пострадала: вся была обкусана, кожа кусками свисала с нее. Дома отец сам зашил раны большой цыганской иглой. Со временем раны зарубцевались. Милка постарела, перестала приносить приплод, стала добрее и разрешала детям кататься на ней. Родители любили своих питомцев. Я с детства привыкла, что в семье должна жить живность.

***

Если бы меня спросили: «Чего тебе больше всего не хватает?» Я ответила бы, что скучаю по крику петуха и по запаху коровы, возвращающейся из пастбища, когда из переполненного вымени стекает капельками молоко, по кобыле Милке и ее жеребятам. Мое детство — это вечно жующая корова, и лошадь с умными глазами, в которых любовь и преданность. Теперь я понимаю чабанов и пастухов — они дружат с животными, потому что те добрее, порядочнее людей и никогда не предадут. Благодаря животным наш дом был уютным и гостеприимным. Дом, где всем нам хватало места.


Рецензии
Читала и как будто вернулась в своё детство)))у нас был пёс его звали Пират вот по нему я до сих пор скучаю особенно....

Асель 31   06.04.2013 12:39     Заявить о нарушении
Спасибо Аселечка!!!

Дария Джумагельдинова   06.04.2013 12:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.