Осенний Крым

Было бездумно интересно увидеть, как Крым встречает зиму. Казалось бы, что может быть красивого в конце ноября, когда все серо-сыро и промозгло?
Однако наш маршрут начался у села Лучистое и привел нас к селу Солнечное…
Свой первый снег я встретила в каньоне Алака. В предрассветный час утра, лежа в палатке, прослушав, как всю ночь дождь барабанил по тенту палатки и ревел ветер, натыкаясь на вершины, я просто не могла понять, что я тут забыла и почему не проснулась в своей теплой комнате. Где-то в ином мире, вне палатки, варили макароны и зазывали доесть вечерний плов. «Я какой-то паломастик», – говорю, с трудом стараясь разогнуться и дотянуться до колен. «Если сейчас не встанешь, устроим тебе «покусастик». Со скрипом влажных шнурков ныряю к завтраку. Должно быть, еще ночь? Темно, недавно будильник обозначил 5. В чем дело? Крутые склоны каньона в белом, опавшие листья подставляют мягкие снежные подушки. Господи, как Здорово!


–– Даша, фонарики нашла?
–– Ну… у меня же есть фонарик налобный, хороший…
–– Ты вообще знаешь, что это? Фонарики – на ноги.
… зачем на ногах фонари… странно… может, мы будем ночью идти? Да, ведь темнеет рано, с 4-х часов… а разве это удобно?.. – с фонарями на ногах?
–– Фонарики – по типу бахил, чтобы снег в ботинки не западал. Обязательный пункт, выделенный жирным шрифтом в списке вещей.
;
Магазин «Extreme», за четыре часа до поезда, и эта удивительно-целесообразная и полезная деталь из серии «облегчи жизнь туристу» у меня. Ээх… хотела ведь на эти деньги туфли купить для выступления, скоро ведь концерт… Ну да ладно! Жирным шрифтом ведь в списке…

«Можно отказаться от технической части похода?» – я хочу природы, мое душевное равновесие пошатнулось и раскачивается как маятник, мне бы войти в свои природные берега… Зачем мне снаряга, эти карабины, каска, система?.. Рюкзак желаю легкий, а это ваше железо и веревки… Придется компенсировать минимальным набором личных вещей.
Я взяла удачно предложенные мне друзьями небольшой рюкзак и претеплый спальник пуховый, после запихивания которого, оставалось незанятым меньше трети объема рюкзака. Буду осваивать, значит, новый походно-марафонский набор: куртка, шапка и носки. Главное теперь для меня – легкий рюкзак и спать в тепле.


Сквозное прохождение каньона Алака потребовало применения спускового метода «дюльфером», – по мере продвижения раз эдак 12 навесив веревки, – и одной наклонной переправы. Сколько же здесь азарта, радости преодоления и самоконтроля! А я переживала… За то, что на самом деле оказалось самым интересным. Пребывая в волнительном ожидании таких горных изысков, я за вечер до них отправила сообщение маме «Пока все нормально» – очень оптимистично…

Главное – не забывать оглядываться на красоту вокруг. Бесконечные россыпи оттенков поздней осени, когда она будто бы испекла все, что готовила целый год и укутывает на зиму. Цвета тепла и аппетита: поджаренной корочки хлеба, булок с корицей, кофе с молоком, какао, вишневого варенья. Земля убаюкана в перинах из листьев от бурых до нежно-лимонных переливов. Изредка на ветке можно увидеть забытые… вон там три желтых листика, еще висят… а там, гляди, один малиново-красный задумался. Под дымкой уже застывших деревьев еще нежатся невесомые желто-розовые стебли травы. Мы шли под солнцем среди такого впервые увиденного мною чуда. А если шел дождь, то вовсе и не проливались капли уныния, а лишь умывалось все вокруг, становилось насыщеннее и сочнее.
В урочище Хапхал на тропе быстрого ходу иногда всматривалась в поток ручьистый, что берет начало в вершине склонов и несет талые снега, сбрасывая их в водопадики среди каменистого дна, образуя ванночки в русле, в которые ссыпались листья со склона, а струя воды, закручивая их, водила хороводы. Залежавшиеся камни на дне урочищ обрастают мхом и плющом. Среди побуревших боков склонов они смотрятся неестественно зелеными! Иногда идти очень тяжело, тропа наклонно скользит и не хочется свалиться круто вниз. Назвала это «плющилово», оперлась на пятую точку и поехала – надежно и по-детски поднимает настроение. Водопад Джур-Джур шумит и в это время года, вода ручьистая Хапхала опрокидывается с его мшистых рукавов несколькими струями, между которыми капельки неспешно сверкают и незаметно стекают вниз.

Еще можно было погладить почти зимнее море и полежать на солнышке на полянке у Парагельмена, глядя, как быстро бегают облака на ясном небе, и слушая команды горных связок наших альпинистов, побеждающих скальный хребет. Под их командную раздачу варился наш суп и компот.
–– А представляете, Командор сейчас крикнет вместо «Страховка готова?»: «Суп, Компот – готово?»
–– А мы ему – «Готово!»
–– «Выдай!»
–– «Забери!»
;


Рецензии