1963. Новый год

Этот год оказался невероятно богатым на события. Как только я собрался вспоминать, хлынул поток информации. Вряд ли я смогу что-либо отставить на второй план.  Каждое событие оказало влияние на всю последующую жизнь. Поэтому вспоминались они достаточно часто. И теперь не составляет труда записать их.

Итак! Новый год было решено отпраздновать всем классом в школе. Инициатором была наша классная руководительница Сара Джамаловна. Ей было лет тридцать. Это было её первое руководство классом. И она многое делала, для того, чтобы класс был дружным, с хорошей успеваемостью, то есть ещё «горела» своей работой. Она только что вышла замуж и не успела ещё растолстеть, была улыбчива и добродушна. Комплекцией и ростом она напоминала мою маму, что располагало меня к ней.

Взнос на общий стол был небольшой, поэтому деньги сдали все. Девчонки с учительницей составили список покупок и те, кто жил недалеко от школы, купили всё необходимое.
Собрались мы 4-го января. Расставили в классе несколько столов в ряд. Разложили на них всё сладкое. Нам не разрешили приносить с собой вино, но его принесли и пили, потихонечку уходя в другие классы.  Мы ели пирожные, конфеты, пили чай, который в Азербайджане славится более других напитков (кофе, лимонадов, коктейлей). И готовить его умеют удивительно хорошо даже в самой захудалой чайхане.

  Потом танцевали под радиолу вокруг ёлки. Надя Кингерлинская, Багирова Наргиз, Гасанова Эсмира, Мухамедзянова Мамлакат, Джафарова Меланья, Валя Николаева, Литвак Лариса…  Эти имена ещё хранит моя память.  Да и многих ребят я тоже помню.
Мой фотоаппарат был без вспышки, дефицитной в то время, поэтому фотографии получились тёмными, но это стало прекрасной памяткой о том событии.

Популярностью пользовалась симпатичная новенькая девочка Валя Николаева. Валерка Сухорев пригласил на танец Сару Джамаловну. Все были веселы и довольны. Когда некоторые собрались уходить, Сара Джамаловна организовала девчонок на уборку класса, а мальчишек на возврат столов, парт и стульев.
Именно Валя Николаева и стала той звёздочкой, которая осветила этот день и, впоследствии, множество событий было связано уже с нею.

  Мы собрались часов в десять утра, а в третьем часу дня я со Славкой Пилипенко ушёл оттуда. И так как там мы не выпили ни капли, здесь мы допили унесённую начатую бутылку вина одним махом. Вот здесь–то алкоголь теплой волной разлился по жилам и поднял наше настроение. Нас потянуло на философию, и мы часа полтора беседовали в городском парке, пока мороз не начал покусывать наши ноги, руки и уши. День был пасмурный, но тихий. На земле лежал снег, кое-где с проталинами. Температура была около минус пяти градусов. Потом зашуршали снежинки и мы разошлись.
***
А двадцать третьего февраля, в День Советской Армии, я ждал приезда Юльки, которая обычно выступала в детской самодеятельности в Доме офицеров. Но она не приехала.
- А её отца перевели служить в Баку, - сказал приехавший из Киврага Юрка Маградзе.   
- Ты же обещал попросить у неё для меня фотографию? – упадшим голосом спросил я.
- Да у меня есть её фотография, я потом привезу её.
***
Восьмого марта опять должен был быть концерт для женщин, и я снова ждал приезда Юльки, но более всего надеялся на обещание Юрки Маградзе.
-  Я её забыл, - оборвал он струну надежды в моей душе и она сдулась, как проколотый шарик.
- Я приеду в следующее воскресенье и привезу, - пообещал Юрка, но я ему не поверил, решив, что он просто «подначивает» меня.
И он снова приезжал, и снова «забывал» фотографию. Я понял, что он врёт и уже не верил ему.
***
  Закончился учебный год. Наступало лето. Мы сдавали экзамен за восьмой класс, получая «Свидетельство о получении неполного среднего образования».
Конечно, экзамены я сдал на отлично, хотя дрожал как осиновый листок. Ведь это были первые экзамены в моей жизни.

Первые экзамены я должен был сдавать ещё в четвёртом классе, заканчивая «Начальную школу». Но их отменили, перенеся на пятый класс.
Когда мы заканчивали учёбу в пятом, их снова отменили, оставив в седьмом классе, завершение учёбы в котором, считалось «неполным средним образованием». Но в седьмом неполное среднее стало считаться после восьмого.

Стояли жаркие и сухие солнечные дни. Сдать нужно было два экзамена. По математике и литературе.  Первой сдавали геометрию. Она давалась мне легко, и я сдал без труда.
  Экзамен по литературе запомнился больше. Я писал грамотно, но правила запоминал с трудом. Принимала Зоя Ивановна. На первый вопрос я ответил уверенно. Во втором надо было сделать разбор предложения. Он содержал в себе два вопроса к предложению. Я зачитал только первую часть, так как ответа на вторую не знал. Ответил и перешёл к третьему вопросу. Моей проделки экзаменаторы не заметили.
  Третьим вопросом было чтение отрывка из повести об Олеге Кошевом, где он говорит о матери. Прочитал я достаточно красиво и мне поставили пять.
  Я не помню, чтобы кто-то получил двойку. Даже такому двоечнику, как Овик Вартанян, годовые поставили тройки, чтобы имел хотя бы свидетельство о восьмилетнем законченном образовании.


Рецензии