Что самое страшное на войне?

   Сидим в школьном классе. Мы, те, кто родился много лет спустя после войны. Не довелось ни нам, ни нашим отцам и матерям испытать эти ужасы. Это на долю их родителей, наших дедушек и бабушек, выпала эта лихая година. Вот он, ветеран, один из тех, кто в грозном 1941 году девятнадцатилетним пареньком, оставив родной дом, ушел на фронт. Это он под Москвой был ранен, и его с обмороженными ногами по снежной целине на себе тащила его ровесница, медицинская сестра. Об этом и о многих других эпизодах боевой биографии вспоминает ветеран. Слушаем мы его, убеленного сединой дедушку, и не верится, что когда-то он был молод и силен, смело вставал в атаки на врага, преодолевал все тяготы военного быта. Блестят многочисленные ордена и медали. Но как сказал сам ветеран:
   - Это много медалей мне уже после войны вручили. А вот это: боевые, - он бережно потрогал одну. – Эту мне вручили в сорок первом за оборону Москвы. Вот эта медаль «За отвагу». А орден красного знамени в сорок третьем за форсирование Днепра получил. Туго нам там пришлось, ребята, очень туго. Много кровушки по Днепру нашей потекло. Потом освобождал Европу. Вот медаль за город Будапешт. А последний орден получил аккурат перед ранением в сорок четвертом году. Вот такая штука.
   Но не ордена, да медали самая большая награда. Самая большая наша награда - это вы, внуки и правнуки. А солдат, их много и без наград осталось, ведь кто об них тогда думал. Всем ведь одного хотелось - победить и живым домой вернуться. Мне вот повезло, всего два раза ранен был, домой вернулся. Перед вами вот выступаю. А многие мои товарищи, они так навеки и остались молодыми девятнадцати - двадцатилетними, это те, кто головы свои на фронтах сложил.
   Отцы, я понимаю, ваши не воевали. А поднимите-ка руки, у кого деды воевали с фашизмом?
   Весь класс в едином порыве поднял свои руки.
   - А теперь пусть тот, у кого хоть кто-либо погиб в той войне, встанет.
   И весь наш класс встал.
   - Давайте, ребята, почтим память всех наших русских доблестных людей, отдавших жизнь за победу, минутой молчания…

   Он еще долго отвечал на наши вопросы о том, как было на войне. И когда уже встреча заканчивалась, один из нас задал ему вопрос:
   - А что самое страшное на войне?
   И ответил ветеран:
   - Есть стихи, очень хорошие стихи, ими я вам, ребята, и отвечу.
   Вокруг меня лежат
   Моих товарищей трупы,
   Но – победили мы.
   Мы победили,
   Но лежат вокруг
   Моих товарищей трупы. (Генрих Гейне).


Рецензии