В Небо... чуточку о себе

Часть 1 «Метро «Аэропорт»
Конечно, все начинается с рождения. А может и того раньше. Когда нас ещё ждут, а вокруг родители  ведут разговоры , слушают музыку, мы впитываем это…. Иной раз в сознательном возрасте думается:  «Где-то я уже это слышал!» Думаю, гул лайнера случился в жизни на  Юго-западе  Столицы, где меня ждали,  куда принесли меня маленького, родители жили тогда на квартире бабушки. А над  районом «Тёплый Стан» постоянно слышен был гул турбин и винтов.  Ещё бы, Внуково в 15 минутах езды, видимо, младенец впитывал правильную музыку турбин .  А, будучи уже лет трёх-четырёх, приезжая к деду с бабулей в гости, подбегал к окошку, отчетливо разглядывал бортовые номера, огни, шасси, восклицая и оглашая на всю квартиру: «Аэрофлот идёт на посадку!»  Однако, переехав в младенчестве на  квартиру уже к папе,  Авиация(намеренно пишу с большой буквы «А») никуда не ушла, хотя  Внуково осталось на юго-западе, а я стал жить на Севере Столицы. Но с детства, где то года с 80-го уже отчетливо в три годика врезались в память слова: «Осторожно, двери закрываются, следующая  станция «Аэропорт!»».  Многократно,  слышал этот голос в вагоне метро. Ни с чем не мог спутать эту станцию с её статными старыми лавочками и ретро указателями, существующими до сих пор. Всегда выходя из поезда, просил маму , чтобы дала помахать рукой машинисту. Ну, конечно, у него же такая красивая синяя форма и золотистые лычки, однако не летчик, но тянуло к такой гамме сочетаний цвета, слов, звука, порядка. Не задумывался до поры до времени, где живу, пока не пришли в здание Аэровокзала у метро «Аэропорт»: оттуда в 80-е уходили рейсовые комфортабельные «Икарусы» в разные аэропорты. С виду- здание аэровокзала, внутри зал ожидания и кассы и эти невероятные модели самолётов в разрезе, всё как в аэропорту. Вот только аэропорта не видно было. Ничего не понимал, где же??? Где Самолёты??? Просил снова и снова прийти в аэровокзал, приходили, пока вдруг на 7е ноября не пошли смотреть салют за его здание. Вот это было впечатление. За зданием была вертолётная площадка, правда уже не действовала,  да  и чуть поодаль уже был выстроенный  футбольный манеж, а за забором? Ну, ну, ещё немного и я это увижу- вот он!!!! Аэродром и хвост Ил-76, вертушки , солдаты ВОХР, взлётная полоса!!!! И салютные машины рассредоточенные полю. Так близко салюта я ещё не видел.  А хотелось туда- за КПП, где раздолью нет предела. Позже уже отец рассказал, что это первый советский аэродром, откуда были первые рейсы в Нижний Новгород, что манеж выстроили к Олимпиаде-80, но с аэродрома летают по-прежнему и поэтому наша станция так и называется «Аэропорт», а он ходил туда на работу в КБ Микояна, оттуда, кстати, работников каждый день в Раменское отвозил ИЛ-14 и возвращал вечером обратно. Так вот откуда шум винтов слышный в Чапаевском парке, где с детства видел памятник Яковлеву и понимал, что он тут не просто так.  После уже, будучи школьником, агитировал одноклассников сходить на 5-й этаж школы, оттуда из актового зала был хорошо виден аэродром.  Мы часами смотрели на него и ждали, когда кто-нибудь прилетит. Это были неописуемые часы ожидания и ощущения  того, что больше этого никто не видит, и ты будешь с гордостью друзьям по двору рассказывать об увиденном. Это уже позже мы лазили на забор и знали, когда кто прилететь должен. А сейчас все начиналось, нам по 7 лет, а мы знаем, чем знаменит район, пролетая мимо которого по «Ленинградке» в наше время, многие вообще не знаю, что там за забором………….. А там столько истории
Часть 2 «Ходынка, «шпионерия», студентчество»
Новая квартира пришла в жизнь родителей незаметно для меня. Вообще, нам свойственно легко пользоваться плодами чьих то успехов, мне тогда не понять было, что такое отстоять в очереди с десяток лет, да побегать по кабинетам, собирая бумажки. Но когда в новой 17тиэтажке получены новые квадратные метры, то даже дети прыгали до потолка. Знали одно- аэродром рядом. По совпадению мы переехали на другую сторону аэродрома имени Фрунзе, на другой край той самой Ходынки. В жизни нет случайностей тем более таких. Мы до одуренья готовы были слушать звук машины, которая чистила полосы- это был звук реактивного МИГ-15 и из окон кухни новой квартиры долго смотреть на лётное поле, вокруг которого ещё и плотными рядами были казармы и солдаты, маршировали по району под незабвенный марш  «Прощание Славянки».
После школы мы часами охаживали аэродром, сидели на заборах, за что были неоднократно гонимы ВОХР, хотелось и былось ближе к летающим птицам.  Да репетициям парадов к 7 ноября и 9 мая.  Искали дырки в заборе, чтобы пробраться на поле, снова убегали от ВОХР, который догонял нас на УАЗике и этим были неожиданно счастливы, жили этим изо дня в день, как шпионы в пионерских галстуках. Этакие «шпионеры-герои», да и это понятно-  есть что после рассказать одноклассникам.  Шло время, а мы продолжали лазить  туда, где не ступала нога, как нам казалось обычных детей. Облюбовав памятник с надписью «Советским Лётчикам- Покорителям неба», где  каникулы проходили незаметно, рядом с памятником играли в бадминтон и пели песни под гитару, а родители знали где нас искать. ВОХРовцы уже знали всех в лицо, а мы со стороны памятника ближе всех смотрели на вертушки и то что двигалось по полосам. Что только не прошло мимо нас- и первый взлёт ИЛ-96-300, Су-26, , и множество авиационных выставок и праздников- прообразов современных авиасалонов МАКС, на которые боевые машины – МиГ-25, Миг-23, МиГ-29, СУ-27, 25 пребывали своим ходом, а  спортивно-пилотажные репетировали одиночный и групповой пилотаж, да ещё парашютисты раскрашивали небо куполами.  Вопрос «что делать и где встречаться?» никогда не возникал.. Конечно, у забора Ходынки, где в 90-е уже при более лояльном пропускном режиме можно было идти на поле гулять с собакой или кататься на лыжах, а мимо тебя разгонялись или оттормаживались большие птицы. Что поделать? Лихие 90-е. И нам нравилось эта причастность к Великому. 
Как-то,  прийдя в военкомат, обратил внимание на агитационные плакаты о воинской службе, конечно, привлекли внимание те, что были посвящены лётной работе. «Ах!!!»- отозвалось в душе, «Ну, где же я?»- вопрос  второй. Долго карил себя и не находил места: «А может ошибся с выбором специальности?  Хотя нет. 90-е, развал и отрицание всех идеалов прошлого, да Бог с ними с идеалами, что с профессией?»- уже тогда задавал себе вопрос. Может не надо было идти на поводу волны популярности экономических  ВУЗ-ов? Как показало, время, а только оно, да Бог, способны расставить все на свои места, выбор на тот момент был правильным. Закончил, выпустился, без проблем нашёл работу, вкалывал и добивался. Подчас не видя дня, но своё сожаление от того что в 96м году я уже не успел попасть в Барнаульское Высшей Военное Училище Лётчиков, я запомнил на всю жизнь, а после и училище закрыли. Это как раз та часть самовоспитания, когда, находясь на первой ступени взрослости, чуток не дожал, а может и не увидел очевидность принятого решения. Но со временем ни разу не пожалел о том как сложилось, просто у каждого свой путь. Не ища оправданий, надо его пройти, видя лишь мечту и не предавая её. И я пошёл…
Часть 4 «Правда о стабильности и скуке»
98-й дефолтный год. Тяжко, хоть и появилась первая работа, было весело, все-таки зарабатываю сам.  Отец менял работы, без дела не был, хоть и сдавал местами физически, мать рвалась на жилы, братишка подрастал. Незаметно стал для себя опорой сам, да ещё Саньке давал постоянно на карман, а после впрягся в оплату его  учебы. Что и говорить  было приятно, но инфляция ела заработанное.
Шла работа, начальники сменяли друг друга, в жизнь вошёл интернет, искать вакансии стало проще, а вообще обратил внимание: тенденция к мобилизации жизни возросла: все чаще у людей были мобильные телефоны, в дом прочно вошли компьютеры, факсы. Мир становился быстрее, жестче, наглее.  Рынок труда заточил таки под себя: по объявлениям звонить- пустое занятие. Впервые составил резюме, купил факс и давай ставить его на рассылку. И клюнуло! Походив по кабинетам банка первой 5-рки , чувствовал себя весьма уверенно, ну, конечно, молодая поросль наконец-то набралась наглости и заявляла напрямую о своих намереньях и амбициях мужикам в галстуках, да рубашках стоимостью  как  подержанная иномарка в то время. Вроде ничего не происходило, а внутренний мир менялся, нет он скорее обрастал от общения с ними кучей правил и ограничений, которые заставили таки спрятать душу за лацкан дорогого пиджака от «Хьюго Босс» и кремовое пальто «Аля- олигарх», так хотелось попасть туда, где ты, пусть и на первой-второй ступени,  можешь почувствовать себя успешным нью-йоркским «яппи» одетым как «дэнди». Режет слух, правда? И прорвало! Сижу в кресле заместителя руководителя отделения крупного банка, играю бумажками, толстею от еды. Засовываю карточку в банкомат: «Инфляция, от винта!»- крутится в голове, у нас всё в валюте. И так по кругу.  А боссы жмут на голову. А что вокруг??? Бумага, бумага, бумага, опять бумага.. Приезжаешь домой- мобильник как вулкан, выключаешь, включаешь снова, мол совесть  не позволяет выключить и снова «вулкан». А голова то разрывается, очевидно, что ручка и бумага даёт ощущение мелочности дел.  А комсомольцы в моём возрасте строили Днепрогэс, ехали на целину и возводили «Магнитку».  Не влезешь же в кино о нашем советском прошлом.  «А ты когда на Ходынке то крайний раз был?». И сам себе отвечаешь: «Давно это было!» И как так, я перестал замечать из окна, то чем готов был жить всего пару лет назад, слепнув от монитора с графиками и кучей объяснительных о цифрах выполнения плана, написанных под час по принципу «копировать-вставить»
«В чем сила, Брат?»-«Сила в правде, у кого правда, у того и сила!». Кабинет, бумага, заявление и ощущение, что надо что-то менять. Работа должна соответствовать внутренней органике:  «прошу по собственному желанию, дата подпись! И за дверь!»
Часть 5 «За-МКАДье»
Так вышло, что подыскивая новую работу, в голове вертелась память о недавней командировке. Всё как-то легко и креативно прошло. Меня поразила, и в дальнейшем поражала восприимчивость и жадность людей до работы, до первоисточника, дающего практические знания, единственная цель которого-научить и быть уверенным, что после его отъезда всё будет работать как часы, равно как и при проверках работоспособности людей по месту, когда пребываешь с ревизией.  То была Казань. Как только поезд лязгнул сцепками и едва покатился, стало понятно- моё….  Позвонил старому знакомому, у которого когда то подрабатывал, занимаясь активными продажами спортинвентаря- тот мне с ходу: «Приходи, есть место!». Вот так, шагнув к нему в контору единожды, лет на 10 «подвис» в Регионах.
Я счастливый человек! Мне дано было благо вложить в коллег новизну и определенные правила игры, а главное не дать погаснуть интересу к работе. Я сбивался со счета от городов и перелётов, подчас было 2-3 вылета в неделю. Выработался рефлекс: в гостинице главное протянуть руку к тумбочке и  взять визитку, где написано название отеля и город пребывания.  Меня вообще захватывала эта пассажирская суета и возможность быть свободным  с коллегами от офисных дрязг, лишь изредка отстаивая какие-то принципиально новые решения. И всё равно тянуло далеко- туда где объясняешь один раз и с первого же раза с коллективом что то делаешь на 5 баллов, мне там не нужно было участвовать в «крысиных бегах по кругу», когда доказательство, казалось бы очевидных вещей упирается в чьи то амбиции и завышенные самооценки с самолюбиями.
Шло время, аэропорты сменяли друг друга, появились и знакомые экипажи бортпроводников, фотоаппарат забит фотографиями пейзажей и любимых городов с воздуха. Невероятные ощущения, когда летишь над Страной, а внизу узнаёшь знакомый город: ты знаешь его по очертаниям, ты гулял с картой по его улицам и там столько друзей. Приятно лететь и символически махать им ладонью с высоты 10000 метров, зная то, что они где-то там внизу со своими проблемами и работами помнят о тебе, а после прилёта быстренько по почте разослать  им письма-напоминания о себе и о видах их города с высоты птичьего полёта.
А эти предполетные и аэропортовские ритуалы? Когда идёшь в метро через один и тот же турникет, а в аэроэкспрессе стараешься занять одно и тоже место, на регистрации пара комплиментов девчатам и дальше в уют любимого кафе, где оставляешь  всё земное, обнимая ладонями чашку с кофе и ёжась в любимый свитер.  И так по кругу, С задержками и промежуточными посадками, уходом на запасные, но в движении. Позже уже стал замечать- месяц без этого прожить- тяжело, очень тяжело. Мегаполис отбирает много… 
Ну вот и дожил: Регион, Филиал, Директор! Долетался, дослужился, допрыгался. «Партия» сказала: «Надо!», комсомол подумал, выбрал вариант, поторговался и, согласившись, сказал: «Есть!».  А дальше всё просто:   новый город принял, да старое не отпускает. И вроде всё есть, да что-то тяготит, и кто-то завидует успехам, а для тебя это просто работа. Всё чаще мотаешься на служебной машине к торцу полосы аэропорта, захватывая фотоаппарат и расписание взлёт/посадок, гоняешь в аэроклуб, да вот причастность к чему-то Великому утрачена, как раз то самое мальчишество, что родом, как и мы из детства, проведенного на Ходынке, утрачено. Год, два, три, четыре, давишь себя лирикой прочитанных книг и мыслью: «А я ещё успею!»- «Врёшь! Время уходит, тебе уже не двадцать лет!». Посмотрев в очередной раз «Мимино» снова жадно ищешь зацепки за «Большую Авиацию», а в голове инертность какая-то: вот поработаю ещё годик и уйду, скорее, улечу в романтику, которой так не хватает на земле….. Опять бега по кругу!  Но, Бог всё видит и, видимо, расчищает дорогу к будущему, которое так рисовал и в котором представлял себя сотни раз: перевод в Москву, опять новое место, а дальше не сложилось с начальством, в очередной раз убеждаюсь: офисная романтика- это выжженная планета человеческих отношений…  Подумал, отпустил всё и разошлись с ними как в море корабли, а тут  и ВЛЭК на подходе!  Суечусь в сборе справок, документов, чего-то ещё. Успеваю отвечать на звонки потенциальных работодателей, но только сел в аэроэкспресс, как всё отступило.  Не было сомнений, что поступаю правильно. И почему мы так зациклены, именно зациклены на своём прошлом? Да было, да неплохо, но ведь оно подчас бывает как дорогущий чемодан с оторванной ручкой- нести тяжело, а выбросить жалко! Но когда-нибудь всё равно надорвёшься и разожмёшь руки, чтобы с лёгкостью отталкиваться от земли в только тебе ведомом направлении.  А аэроэкспресс просто плыл по привокзальным станциям, уже машу рукой МКАД-у и вдыхаю запах подмосковных лесов. Внутри какая-то лёгкость. Как жил до этого момента, ума не приложу.
Часть 6 «Там где сейчас….»
А там где сейчас всё только начинается, но начало положено и в который раз доказал: все мы родом из детства- всё заложено там, а ещё и «дорогу осилит идущий», до Бугуруслана дошли, осилим и дальше. «Не биография делает человека, а человек биографию!» (Л.Кассиль). Принимайте решения,  живите с азартом и тогда полоса неудач обязательно окажется взлётной!!!


Рецензии
Прочёл "на одном дыхании".....очень понравилось! И твои мысли в голове (А я ещё успею! Врёшь! Время уходит......" аналогичны моим. У настоящих авиаторов мне кажется именно так и происходит, когда сжимается и сжимается внутри неведомая пружина, но наступает предел и рррраз! Она разжимается и ты делаешь не то, что выгоднее, а то, что подсказывает сердце и душа! Спасибо Володь! Отличный рассказ!

Сергей Санников 78   03.03.2012 23:23     Заявить о нарушении