С сегодняшнего дня у православных начался Великий

               
С сегодняшнего  дня  у православных начинается Великий Пост. Многие верующие идут в храм с Верой и надеждой, что Господь поможет им очиститься от всякой скверны,  излечит  их больные души и даст сил для борьбы с пороками зла. Целую неделю утром и вечером будут идти службы. Утром в эти дни в храмах читаются особые молитвы, о которых я хочу Вам здесь написать. Но напишу я не свои мысли, а поучения архиепископа Иннокентия. Эти поучения, Владыко разделил на каждый день Великого Поста. Вот и я, раба Божия Надежда, в течении 40 дней, буду публиковать каждую неделю по одной статье.   
                Поучения

                На Святую Четыредесятницу
                Из сочинений
                Иннокентия архиепископа
                Херсонского и  Таврического
                На  молитву  святого  Ефрема   Сирина
                ,, Господи  и  Владыко  живота  моего”

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему!
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков!

Не без особенной причины, братья мои, молитва сия так усвоена святому и великому посту, что многократно повторяется на каждом Богослужении. Без сомнения, это сделано св. Церковью потому, что всей краткости сей молитвы, в ней сокрыто великое богатство святых мыслей и чувств, и весьма ясно изображены наши духовные нужды.

  Посему мы поступим сообразно намерению Св. Церкви и нашей духовной пользе, если обратим сию молитву в предмет наших собеседований, и рассмотрим порознь каждое прошение, в ней заключающееся. Таким образом, откроется пред нами целый ряд святых добродетелей, коими должно украшать свою душу каждому, и явится целое темное полчище грехов и пороков, от коих надобно беречь свое сердце.
И без напоминания, вероятно, известно многим, что эта молитва св. Ефрема Сирина. В дополнение к сему, скажем, что св. Ефрем, принадлежит к числу величайших подвижников благочестия, которые украшали собою древнюю Церковь Христианскую.

Человек он был по плоти, но Ангел по духу и совершенствам. От самых юных лет св. Ефрем оставил мир и вселился в пустыню, где долговременное пребывание – без наставников соделало его учителем Востока и светилом вселенной.
 Самым любимым предметом и созерцаний, и поучений Ефремовых было – покаяние. Церковь Сирская, к которой принадлежал он по месту обитания, имела в нем все – и учителя Веры, и и обличителя нравов, и питателя во время глада, и чудотворного врача от болезней, и защитника от еретиков и язычников.

 Всеобщее уважение за все эти добродетели, еще при жизни св. Подвижника, простиралось до того, что поучения его читались по церквам непосредственно за святым Писаниям.
Из такого то ума и сердца проистекла молитва, нами рассматриваемая, - из ума Богопросвещенного, - из сердца, пламенеющего любовию к Богу и ближним,

совершенно очищенного и освященного Благодатию.
И в молитве своей, как в душе и жизни, св.Ефрем прост и безыскусствен. Он молится и располагает всех нас молить Господа во – первых, об удалении от нас душевредных пороков, во – вторых, о ниспослании вместо них Боголюбезных добродетелей, предполагая, что и пороки не удалятся от нас, и добродетели не придут к нам без особенного содействия силы Божией.

Такое чувство ненадеяния в деле спасения на свои силы и призывание на помощь Благодати Божией есть отличительное свойство нравственности Христианской. Гордый язычник говорил самонадеянно: ,, Пусть дадут мне боги честь, богатство, здравие, а добродетель я сам себе достану.”  Но откуда была у него эта пагубная самонадеянность?

Оттого, что язычник не знал хорошо греховного растления природы человеческой и ее бессилия духовного, не понимал свойств самой добродетели, ограничивая ее одною внешнею честностью. Просвещенный светом Евангелия Христианин напротив ясно видит, как падший человек не способен сам по себе и помыслить, не только совершить что - либо истинно доброе, как грех и зло, до того проникли в нашу душу, что овладели самым внутренним источником мыслей и чувств.
 
Ясно видит, так же с другой стороны, чего требуется от добродетели, дабы она была совершенно чистою  и благоугодною не пред очами Божьими, что для сего необходима, не блестящая только наружность, часто прикрывающая собою одну тайную гордость и своекорыстие, а искренняя любовь к добру, совершенное послушание воле Божьей и закону совести, с отвержением всех рассчетов самолюбия; видит, говорю, все это Христианин и, признав в себе невозможность освободиться собственными силами от яда греховного, стяжать собственными средствами добродетель столь чистую и совершенную, падает в смирении пред престолом Благодати и восклицает:

-Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему! Если Ты, всеблагий и всемогущий, Сам не затворишь бездонных хлябий зла, во мне гнездящагося; то, при всех усилиях моих, оне вечно будут источать поток худых мыслей и деяний, наводнять нечистотою мою душу и сердце.
 
Если Ты, всесвятый и праведный, Сам не поставишь меня на путь правды и истины, не утвердишь на камени заповедей Твоих колеблющиеся стопы мои, то я вечно буду претыкаться и падать, всегда буду собираться идти к Тебе и не тронусь с места, тем паче не достигну той цели вожделенной, которая предназначена мне Твоею премудрою любовью.

Нельзя также, братья мои, не остановиться вниманием на самом выражении, которое употреблено св. Ефремом в его молитве. Он молит Господа не о том только, чтобы от него были удалены пороки, и чтобы ему поданы были добродетели, но чтобы он освобожден был от самого духа, тогда как люди плотские в самых духовных предметах видят не редко одну плоть!

Что же здесь называется духом пороков и духом добродетелей? То ли, что мы обыкновенно называем таким то пороком и такою добродетелию, или что - либо другое, большее? Не погрешим, если скажем, что св. Ефрем, моляся, об отгнании от него духа праздности, уныния и любоначалия, и о даровании ему духа целомудрия и смиренномудрия, имел в виду действительных духов, - в первом случае – духов темных и злых, в последнем – духов добрых и свтоносных.

Человек, по учению св. писания, постоянно находится между двумя мирами:
Горним – светоносным
И дольним – мрачным и дьявольским.
Тот и другой мир действуют на него непрестанно и ведут между собою брань за него. Мир ангельский действует на человека тем, что охраняет, поддерживает, укрепляет его на пути покаяния и добродетели, вдыхая благия мысли и чувства, сообщая духовную силу и крепость.
 
Мир дьявольский действует тем, что старается совратить человека с пути правды, удержать в плену страстей и порока, вдыхая для сего в его душу и сердце все нечистое и богопротивное. Не удивительно после сего, если каждая добродетель имеет своего духа чистаго, который, по преизбыточествующей силе сей добродетели в нем самом, становится споспешником его для людей грешных.
 
Сих – то духов, яко начало – вождей добра и зла, видит человек Божий своим богопросвещенным оком, и молитв Господа о ниспослании ему светоносных духов добродетели и об удалении от него темных ангелов греха.
Кроме сего каждая добродетель, коль скоро утвердится в человеке, и каждый порок, коль скоро овладеет им, образуют из себя самих свой дух, по виду своему.

 Этот дух добродетели сильнее и светоноснее, нежели самая добродетель; этот дух порока мрачнее и злее, нежели самый порок. Как образуется в душе этот дух?
Так же, как в вещах чувственных. Наполните комнату какими либо вещами и оставьте их там на долго: в комнате образуется дух этих вещей, так что если и вынесете их, дух этот останется надолго. Если наполните веществами благовонными, то останется благовоние, если зловонными, то зловоние.

Так бывает и с душою, когда она наполняется известным каким либо видом добродетелей или пороков: в ней образуется дух любимого порока. Кто например теперь, в продолжении св. поста, потрудится не лепостно постяся, у того, и по окончании постных дней, останется дух поста и соделает его трезвым и воздержанным во всем.

Кто напротив в прошедшие дни предавался много роскоши и сладострастию, из того и св. пост не вдруг может изгнать духа чувственности и плотоугодия, так что он и среди духовных предметов, в минуты самые священные, будет возмущаться от воспоминаний и мыслей плотских.

Вообще борьба с духом порока гораздо труднее, нежели с самим  пороком.  Порок можно тотчас оставить, но дух порока не скоро оставит тебя: надобно долго подвизаться и
терпеть, чтобы освободиться от него. Все это, без сомнения, имеет в виду св. Подвижник Христов, и поэтому просит у Господа совершенного освобождения от зла, совершенного уничтожения в природе своей закваски греховной.

Подражая этому, не остановимся и мы, братья мои, на поверхностном очищении души нашей посредством исповеди от некоторых только, видимо злых и богопротивных дел. Что пользы отсекать ветви, когда остается корень зла? Благоразумно ли убивать одну большую змею, когда десять малых готовы на ее место?
 
Вооруженные духом ревности по Бозе и своем спасении, проникнем до самого исходища зла в душе нашей и постараемся истребить его совершенно. Для нас самих  это было бы невозможно: но мы имеем всемощную благодать Божию, перед которой вся нага и откровенна, вся возможна и удобна.

 Когда мы усердною молитвою низведем сию Благодать в свою душу, предадим ей сердце свое, и дадим беспрепятственно действовать в нас и врачевать недуги наши; то бездна тьмы и зла, нас обуревающая , разделится; явится суша  - твердое хождение в заповедях Божиих, воссияет над нами свет лица Божия, создастся сердце новое, обновится дух правый; и мы вообразимся прежнею, первобытною добротою невинности и правды, если будет со всеми нами Благодатию Христовою.  АМИНЬ.

   А на вечерних службах будут читать ВЕЛИКИЙ КАНОН - творение святого
                АНДРЕЯ КРИТСКОГО.

Великий канон - творение греческого церковного песнотворца седьмого века святителя Андрея, архиепископа Критского, - поется и читается в Великом посту, на великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг Первой седмицы по частям и затем полностью на утрени в четверг Пятой седмицы (,, Марьино стояние,,).

 Содержанием духом он соответствует посту, как времени покаяния, и потому называется также каноном покаянным или умилительным. Святой Андрей, излагая последовательно события ветхозаветной и новозаветной священной истории, извлекает из них побуждение к покаянию и нравственному исправлению.

 С особой силой изображает он покаяние, когда упоминает тексты Ветхого и особенно Нового Завета, откуда почерпает ободряющие душу примеры Божественного исцеления души и тела, прощения грехов Господом Иисусом Христом, Его сострадания к кающемуся, милосердия и снисхождения.

 Какнон святого Андрея Критского именуется Великим, как по содержанию, высоте мысли и силе воздействия так и по объему. Обычно каноны состоят из 30 или немногим более тропарей, канон же святого Андрея Критского содержит до 250 тропарей с ирмосами.

 Кроме того, в его состав входят песнопения в честь преподобной Марии Египетской, которые вероятно, принадлежат также святому Андрею, прежде всех сотавившему ее жизнеописание. Ирмосы и тропари канона написаны поэтическим языком и приспособлены к пению на 6-й глас, который по умилительности напева, способного возбуждать чувство покаяния, соответствует и содержанию этого канона, и времени Святой Четыредесятницы.





               


Рецензии
Пост - это очень нужно для души и для тела.
А я бы с удовольствием прочитал о праздновании Сочельника.
И сравнил бы с тем, как отмечался Сочельник моей бабушкой, женой православного священника.

Олег Киселев   28.12.2012 17:40     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Олег. Очень рада видеть Вас у себя в гостях. Простите, что не смогла сразу Вам ответить, была в отъезде. Про сочельник я обязательно попробую написать, только спрошу об этом подробнее свою маму.
От всей души поздравляю Вас и всю Вашу семью с НОВЫМ ГОДОМ!!! Желаю Вам всем счастья, здоровья, успехов в жизни и еще Вам желаю творческих успехов!!! С наилучшими пожеланиями, Татьяна.

Татьяна Богдан   31.12.2012 15:54   Заявить о нарушении
Надюшка, подскажи, где тебе можно написать.
Я уже всё посмотрела.
Может где-то пропустила, подскажи
Спасибо большое за такую дружбу.
Приезжай в Москву.Жду
Целую
Твоя ИРА

Ирина Склярова   03.02.2013 18:32   Заявить о нарушении
semakina.19631@mail.ru - Иришка, это мой электронный адрес. Пиши, родная, буду только тебе рада. А для Москвы я сейчас в поисках ф... В электронке напишу подробней. Целую тебя, мое солнышко.

Татьяна Богдан   03.02.2013 19:14   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Олег. Вы хотели почитать о праздновании Сочельника, милости прошу. Наконец то я это осилила и написала. В таких условиях жила моя мама. Правда елку я уже придумала, а то что это за праздник, без русской красавицы? С большим уважением, Татьяна.

Татьяна Богдан   03.03.2014 06:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.