Сердце матери

Пред ним открыто было сто дорог –
Он быть ученым мог, он стать поэтом мог,
Но верит мать и ждет:
Раздастся в двери стук и  сын вернется вдруг.
Все люди спят, но мать не спит сейчас,
И льются слезы из усталых глаз.
И много дней, и много лет
Она все сына ждет, а сына нет.
Н.Рублев
Я знаю ее давно, мы  вместе работали в школе в одном из районных центров. Антонина Ярмола  из тех, о которых  говорят: «Учитель от Бога».  Некоторые считают, что дети учителей страдают от недостатка родительской любви - ведь ее приходится делить на всех. Но она все самое лучшее  отдавала ему, своему дорогому и любимому, в котором души не чаяла. С гордостью вела его за руку из детского сада, любуясь им, ведь он был лучше всех детей на улице. Возвращаясь домой с прогулки, сын нес новую игрушку  и рассказывал, что катался на каруселях, смотрел кино и ел много мороженого. Кто еще во дворе мог похвастаться этим?  «Избалуешь!» – говорили ей подруги, а она знала – материнской любовью избаловать нельзя. И была права. 
Он рос добрым и отзывчивым, скромным (где-то даже незаметным), но очень общительным.  В школьные годы их дом   напоминал детский клуб, в котором всегда суетилась ребятня,  и  каждый находил себе занятие по интересам.  Так было и потом, в курсантские времена.  А  ее материнской любви по-прежнему хватало на всех – и на сына, и на его друзей, и на десятки девчонок и мальчишек, которых она каждый день встречала на пороге школьного класса. Своей искренностью он подкупал  учителей и одноклассников.  Всегда серьезно относился к учебе, получив невысокую оценку по какому-либо предмету, очень переживал: «Мама расстроится». И делал все для того, чтобы она им гордилась.  Решение сына стать кадетом мать восприняла с радостью.  Знала, ее мальчик будет достойным этого звания. Годы быстро летели. И вот уже школьные экзамены, выпускной вечер, вступительные испытания.…Сколько всего  пришлось ей пережить,  пока услышала долгожданное «Мама, я курсант!» Казалось, можно немного  вздохнуть - у него началась новая, самостоятельная жизнь. Но материнское сердце  все же болело - сможет ли, выдержит? 
И вот он окончил первый курс Военной академии, дорога к мечте на один шаг стала короче. «Он смог, выстоял, он будет офицером».  Помню,  как светились счастьем ее глаза, когда она рассказывала о его предстоящем участии в  военном параде. «Да, было тяжело, трудно, но  он, ее Женя, пройдет твердым шагом в курсантском строю по главной  площади страны», - пело материнское сердце.
Любовь матери была настолько сильной, что, казалось, поможет сыну выдержать все,  защитит от всех бед.  Но, оказывается, есть в жизни что-то сильнее любви. Рок? Судьба? Случай? Один день, который превратил всю жизнь в «черный квадрат»,  и единицей измерения стало «до и после».
…Она никогда не болела, а точнее не позволяла себе болеть. Но однажды нестерпимая боль пронзила грудь и резко отдалась под лопаткой. Мысли лихорадочно носились в голове, и в первый раз она испугалась, испугалась не за себя. Сын, что с ним? Кое-как добравшись до дивана, она устало опустилась и вдруг отчетливо увидела, как в кино: вот, она идет из роддома и несет маленькое существо, пахнущее молоком.  Детский сад, школа, военно-патриотический класс, Военная академия. Как быстро пролетело время… Пролетело и остановилось. Почему ничего нет дальше, а где же офицерские погоны, где лейтенантские звездочки?
Вечер. Дорога. Машины, летящие на бешеной скорости. Зловещий скрежет металла… и тишина. Скорая помощь неслась по дороге, пугая своей сиреной прохожих.
- Терпи, сынок, я здесь, я скоро! – сквозь сотни километров кричало материнское сердце.
 Но  оно оказалось бессильно в неравной схватке со смертью. «Он ушел», - раздавались вокруг чьи-то голоса. Но она никого не слышала. Мать повторяла про себя: «Нет. Нет, этого не будет. Не отдам!...»  В один миг она как-то сникла и постарела, словно жизнь покинула ее тело. Мольбы, слезы, чувство вины, что не смогла спасти, нещадно терзали ее душу. Она стала совершенно другой женщиной, печальной и молчаливой, в некогда веселых глазах застыло безмерное отчаяние. Мать всей душой проклинала этот жестокий мир.
Попрощаться с Женей  приехали одноклассники и  однокурсники, учителя и преподаватели, друзья и подруги. Только теперь, даже если бы  они все вместе отдали по искре своей  сыновней и дочерней любви его маме, вряд ли оттаяло бы, обледеневшее в один миг, материнское сердце.
Метет снег, льет  проливной дождь, светит  палящее солнце –   Антонину  всегда можно встретить там, где  спит ее мальчик, которому  посвятила всю свою жизнь. С холодной мраморной плиты смотрит на нее любимый сын: лучезарная улыбка  и    взгляд, обращенный к ней, к самому дорогому  человеку:   
- Мама, прошу тебя, живи!


Рецензии