Приобщение к труду в школе

               
               
В Акутихинской семилетней школе приобщать нас к сельскохозяйственному труду начали с седьмого класса. Осенью, в сентябре, наш класс возили в кузове грузовой машины в село Верх - Ануйское, чтобы помогать колхозникам, убирать кукурузу. Сначала ехали на кордон. Паром вёз на другой дерег Оби, а далее по улицам села Быстрый Исток, за Увал ехали в село Верх - Ануйское.

   С нами была Полина Александровна Мухортова - учительница по математике, молодая незамужняя девушка. В Быстром Истоке в кабину машины сел инструктор райкома комсомола. Мы ехали в кузове, и уже за Увалом был прекрасный обзор колхозных полей, где колосились пшеница, рожь и овёс. Конечно, в то время не понимали, где растёт рожь, а где - овёс.  В нашем посёлке не было совхозных полей. Но кукурузу мы отличили сразу, так как она росла и в наших огородах.

   На поле бригадир, мужчина из местных жителей, показал кукурузные посадки, рассказал, как нужно обрывать кукурузные початки. Каждый из нас взял ведро, его нужно наполнить початками и отнести к месту, где стояла наша учительница, чтобы высыпать початки  из ведра в одну кучу. Он поставил нас на полосу, за каждым семиклассником был закреплён рад. На этой полосе уже работали колхозники села. Нужно было проверить, не осталось ли неубранных початков.

Бригадир дал задание и уехал верхом на коне. Мы скрылись в зарослях кукурузы, которая была по росту выше нас, пошли искать початки. Но колхозники честно работали. Всё оборвали. И вот мы с одним - двумя початками в ведре ходили по своему ряду. Неинтересно было так работать. Кто-то из мальчиков ушёл со своего ряда, зашёл на другую полосу и наткнулся на кучу уже сорванных початков. - Сюда! Быстро, как по команде, ринулись многие одноклассники, склонились над кучей, набирая початки в ведро. Из девочек поспешила на зов только Галя Кованина. Она была из нас самая отчаянная. Мы с Розой Нагих шли по своим рядам, выполняя поручение бригадира, но - почти с пустыми вёдрами. Наконец, наломали по ведру початков, отнесли к учительнице.

   Полина Александровна сидела на горе из початков принесенных одноклассниками из другой кучи, отмечала в тетрадке количество вёдер, принесенных каждым учеником. Она ставила за каждое ведро вертикальные черточки против фамилий и мирно вела беседу с инструктором райкома комсомола. Они были довольны работой ребят, не зная, где семиклассники берут початки. Вереница работников – учеников бегали с полными вёдрами от кучи к куче, на которой восседала учительница с инструктором. А у меня и подруге Розы перед фамилией была поставлена первая чёрточка, поэтому мы с ней присоединились ко всем одноклассникам. Работа пошла веселее.

   К вечеру всю эту огромную кучу, что была на другой полосе кукурузника, мы перетащили к дороге, как муравьи. Поэтому и чёрточек в учётной тетрадке у учительницы после каждой нашей фамилии была тьма.

   Вечером пришел бригадир. Он очень был доволен нашей работой, когда увидел, как выросла куча, которая находилась у дороги. Потом он пошел в кукурузник, вернулся назад и спросил: «А кто увез кукурузу, что лежала за полосой?»
- Машина не приезжала, - ответила учительница.
- Так это ребятишки перетаскали её сюда. Ну, ладно, отсюда легче будет грузить в машину, - сказал бригадир.

  Ужином нас кормили в колхозной столовой. Ночевали мы в школе, которая находилась в бывшем доме купца Королькова. Все  спали на полу, подстелив под себя свои фуфайки. Утром опять-таки нас увезли в кузове машины в Быстрый Исток. Через Обь перевёз паром на другой берег, а там и до посёлка недалеко было. Машина подъехала к школе, и все разошлись по домам.

  А когда мы стали постарше, школьников из Акутихи возили в село Верх – Ануйское на подборку свеклы. Её, видно, трактором выкапывали из земли, а мы собирали с поверхности в ведра и носили в кучи. Свекла выросла крупной, и ведра были тяжелые. Осенью, когда учились в восьмом классе уже в Акутихинской средней школе, мы ездили на два дня в село Верх – Озёрное, Быстроистокского района. Весь день работали ученики на колхозном току. Он находился на полевом стане. Сюда же привозили нам еду, а  ночевали мы в школе. На второй день отвезли всех в кузове машины на полевой стан.  Уже с утра снег припорошил землю, но до обеда мы всё-таки работали, сметали сорняк с кучи пшеницы на крытом току. Потом стало совсем холодно. После обеда шофер отвёз нас в кузове совхозной бортовой машины в Быстрый Исток.
 
   Когда ехали к паромной переправе, то сверху хорошо было видно пшеничное поле, на котором колосилась уже припорошенная снегом неубранная пшеница. Николай Иосифович – наш математик грустно смотрел на это поле и отводил виновато в сторону глаза. Было понятно, что пшеница уйдет в зиму под снег, так много ее засеяли. Целинные земли Алтая распахали и освоили целинники в 1955 году, после этого разъехались по домам. А это была осень 1956 года. Теперь вовремя убрать выросший урожай, видно, было некому, не хватало сил у колхозного руководства. На берегу Оби вылезли из кузова колхозной машины, далее на пароме мы обычно добирались на другой берег Оби, от кордона шли пешком к своим домам. Кирзовые сапоги, в которые были обуты одноклассники, сильно натирали ноги.

   Весь сентябрь 1957 года, наши девятиклассники работали  во второй бригаде в селе Верх – Ануйское. Спали на матрасах, набитых соломой, на полу деревянного барака. Мальчики расположились с одной стороны, в середине – учитель Анатолий Ефимович Наливкин, а девочки – с другой стороны от учителя.

    Каждый день работали допоздна, провеивали пшеницу, сметали сорняк с огромной кучи с зерном, загружали его в машину. Она отвозила пшеницу в Заготзерно, в Быстрый Исток. Эта работа мне была уже знакома, так как я весь август работала вместе с женщинами из артели, где работала мама. Я работала вместо мамы в колхозе им. Молотова, только в другой бригаде, в четвёртой.

    Весь сентябрь с раннего утра и до позднего вечера мы выполняли какую-то работу на полевом стане второй бригады. Все мои одноклассники заработали в тот год по мешку муки. Мешки развезли вместе с нами на бортовой машине по домам после окончания уборочных работ.

   В девятом классе ещё зарабатывали деньги на поездку в Алтайские горы. Классным руководителем была Роза Савельевна, но Николай Иосифович - завуч школы и учитель математики лазил вместе с нами в зимнем лесу по снегу. Мы с ним срывали сосновые шишки, затем их сдавали в Заготпункт. Семена из них делали потом.

 Весной наш девятый класс работал в Акутихинском стекольном заводе, помогали строить новый цех, делали замесы бетона, заливали фундамент. Николай Иосифович с Толей Почуфаровым мастерили лодку, участвовали в этом и другие мальчики из нашего класса. В июне, после окончания девятого класса, мы сплавились на двух лодках с верховья Ануя и по Оби. Все эти общественные работы сплачивали класс, прививали любовь к труду.

Фото из Интернета.


Рецензии
Считаю что все дети должны знать "как достается хлеб".Тогда они не будуттакими инфантильными и будут ценить людей труда.:)

Ирина Давыдова 5   16.07.2019 14:04     Заявить о нарушении
Ценю Ваше мнение, Ирина. Другое время, другие дети, которые играют во дворе, каждый в своём смартфоне. Что им светит впереди, так неизвестно. Пусть всё у них будет хорошо! Спасибо за визит на мою страницу и отзыв.

Алифтина Павловна Попова   16.07.2019 16:19   Заявить о нарушении