Русская словесность

   Дочь у меня растет. Большая уже, в седьмом классе. Умница, скажу вам, хорошо учится. Только иностранный язык тяжело ей дается. Ну, так бог с ним, с этим иностранным. Вот если там радио или телевизор послушать, да газеты почитать, такое ощущение возникает, что половина жителей нашей страны со своим русским, родным языком не в ладах. А дочка моя хорошо учится, очень хорошо. Опять же читать любит. Много читает и не абы, какую там литературу, а настоящую, серьезную. Потому, наверное, и рассудительная такая.
   Вчера вот прихожу домой с работы, а дочь меня встречает и ну о проблемах и делах своих школьных тараторить, прям, что сорока. Я, понятно, «слушаю», переоделась, да на кухню. Она за мной и, помогая ужин приготовить, (взрослая, я же говорю, уже много чего приготовить может сама, а под моим руководством так и вообще вкуснятину готовит), продолжает делиться школьными новостями:
   - …Мама, а знаешь, у нас сегодня новый учитель русского языка и литературы появился? Ну, конечно же, появляется черт из табакерки, а этот сам пришел на урок литературы. Сам, представляешь? Никто его не привел с нами, его учениками, знакомить. Сам, значит, маленький такой, худенький, видно, только после института. Поздоровался, значит, разложил журнал, да свои книги на столе. Ну, думаем, щас поприкалываемся, когда он перекличку будет делать. Потом вопросы позадаем. А там, смотри, и урок кончится. 
   А он, представляешь, журнал даже не открыл? Глазами своими голубыми, чистыми на нас смотрит и говорит: «Замечательный языковед – В. И. Чернышев, которого можно смело назвать ревнителем живого родного русского слова, в свое время писал «Педагог, желающий добра и пользы детям, должен всеми мерами содействовать ознакомлению их с народным языком…». Этот ученый языковед уже тогда, в далеком от нас времени, видел, что народное слово покидает одну за другой все сферы своего бытования, в том числе и сферу повседневного общения, через которую оно усваивалось органично, естественно. К сожалению, в наш век это видно уже, как говорится, невооруженным глазом. Так вот, что говорил этот ученый муж: «Вы несчастны, если у вас не было бабушки или няни, которая рассказывала вам сказки в детстве! Разве это можно сравнить с образованной мамой, читающей о пряничном домике из Гримма? Эта мама вся пропитана книгой, ее голос однообразен и скучен: она не верит рассказу, не переживает его; она исполняет долг чтения сказки с заметным принуждением. Ах, как нам рассказывали сказки наши неграмотные бабушки! С каким богатством интонаций, с каким драматизмом они их говорили: сколько радости, сколько интереса было с обеих сторон при этом рассказе! Через десятки лет эта радость бабушкиного рассказа оживает и чувствуется в нашем сердце, когда мы о ней вспоминаем».
   Сказал эти слова учитель и замолчал. Тишина в классе. Помолчал он малость, а потом вдруг возьми и спроси нас: «Вот кому из вас бабушки рассказывали сказки?».
   Мы зашевелились, зашумели.
   А ведь никому, во всем классе. Представляешь, мама, никому?!!
   Учитель, тот вздохнул так тяжело и говорит: «Нечто подобное и ожидал я. Это же катастрофа, ребята, все русская трагедия. Но, к сожалению, уже свершившийся факт. Поэтому учить вас русской словесности должна настоящая, русская, серьезная литература, ну и, конечно же, мы - учителя словесности. Поднимите-ка руки, кто имеет дома книги русских классиков».
   Ты представляешь, оказывается, только у нас дома и есть эти книги? По-моему, увидев мою одинокую руку, учитель даже растерялся. Потому как долго молчал, а потом, так удивленно, изрек: «Ну, ребята… как можно так? Не понимаю. Библиотека - это, это…. - Потом безнадежно махнул рукой. - Да ладно, что это я. Спасибо за честность. Однако не думал, что дело так запущено. Ну, дела, ну, дела. Как же так может быть, жить без чтения? Ребята, так недолго и язык свой забыть. Один жаргон, да заимствованные слова в речи нашей останутся. - А потом так заразительно засмеялся. - Ну, ничего, - говорит, - ничего. Не все еще потеряно. Будем вместе с вами, ребята, этот непорядок устранять. Для начала запишите произведения, каких авторов вам желательно прочесть. А начнем мы прямо сию минуту. Вот давайте я вам прочту повесть Куприна «Поединок»».
   Ты знаешь, мама, он так интересно читал, что мы его даже на перемену не пустили! Вот Куприн писал классно, мама! Ты помнишь эту повесть? А другие читала?
   - Да стоит у нас на книжной полке сборник его произведений.
   - Нет, ты не уходи от ответа. Читала или нет?
   - Ну, кое-что… и то давно. Ты понимаешь, дочь, дела, работа…, - мямлила я, и сама понимала неубедительность своих слов. И было мне стыдно, очень стыдно, нестерпимо.

   После ужина, вместо просмотра телевизора, взяла в руки книгу и…. Правда, как хорошо пишет, словно говорит с тобой. Да непросто говорит, а ярким, чистым, настоящим русским языком. Вот у кого надо брать уроки русской словесности. Может быть еще не поздно?


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.