Пятипальцевая теория темпераментов

Предисловие к статье «5-пальцевая теория темпераментов»

В начале 70-х годов, работая в Белорусской экнциклопедии (БелСЭ), я уже осознал, что отечественная (т.е. в пределах СССР) физиология на собственную активность нервной системы, не связанную с рефлексами, внимания не обращала и обращать не собирается. Как член Редакционного совета БелСЭ, я должен был критически читать всякие статьи, в т.ч. и по биологии. Некоторые из них у меня вызывали сильный протест, что и отразилось в многочисленных правках макетов энциклопедии и в выступлениях на редсовете. Увы, мне, как не-биологу, трудно было быть убедительным.

Но вот – удача! Я знакомлюсь с невропатологом Н.С.Мисюком, членкором АМН СССР, и нахожу в нем союзника. И нам совместными усилиями удается отстоять принципиальные правки в статьях «Сон» и «Торможение», написанными на основе уж очень устаревших представлений.

А следом шла статья «Темпераменты». Тут уж пришлось испытать свою беспомощность. Видишь, что «не то» написано, а – не исправишь: ведь наука держится на удостоверенном знании, по крайней мере опубликованном, а ни у Н.Мисюка, ни у белорусских физиологов по темпераментам работ не было. Должно быть, павловская теория темпераментов им творческую мысль сковала.

Прочитал я «Темпераменты» в БелСЭ, «по И.П.Павлову» поданные, и решил: надо научную статью готовить, физик-теоретик в таких делах способен разобраться. И подготовил. Гипократовы темпераменты я интерпретировал по-новому: как проявления реактивности и собственной активности нервной системы, причем для каждой функции рассматривал 2 уровня – сильное проявление и слабое. 2 качества, 2 уровня, т.е. по-прежнему 4 комбинации. И показал, что павловская теория, как основывающаяся на изучении лишь условнорефлекторного поведения (т.е. лишь одной реактивности), адекватную интерпретацию гипократовых  темпераментов дать никак не может, и надо переходить на новые представления.

Получилось красиво. Но мой единомышленник сказал, что опубликовать подобное нечего и думать. Ведь в «Журнале высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова»  есть лишь 2 главные рубрики: «Физиология условного рефлекса» и «Физиология безусловного рефлекса». «Даже я, -- сказал Н.Мисюк, -- с моим академическим званием, там напечатать ничего подобного не смогу».

И я оставил эту затею. Лишь через 10 лет про статью вспомнил. Мысль возникла, чтобы хорошая идея не пропадала, в шуточном виде ее представить. Кто-то как чистый юмор воспримет, но кто-то, может, и научное содержание извлечет. И в «Химии и жизни», моем любимом научно-популярном журнале, в № 12 за 1985 г., под рубрикой «Ученые досуги», появилась статья

Пятипальцевая теория темпераментов

Научную работу украшают ссылки. Они показывают эрудицию автора и укрепляют доверие к его результатам.

И.П.Павлов [1] показал, что теория темпераментов должна быть построена на нервной основе. По последним данным [2], у нервной системы имеется 12 свойств. Если у каждого лишь 2 проявления – сильное и слабое, то и тогда различных вариантов-темпераментов [3] набирается 2х2х…х2 (12 раз), т.е.  2**12, или 4.096, а это гораздо больше, чем можно запомнить. Надо попытаться собрать малый джентльменский набор темпераментов, с которым не стыдно показаться в ученом сообществе.

От одного до пяти

Существует лишь один, общечеловеческий темперамент, т.е. N = 1. Такую уравниловку современная наука отвергает. Темпераментов 2 или 3 – не намного лучше. Дальше на очереди N = 4. Гипократова идея, хоть и принадлежит истории, но и поныне учение о темпераментах без сангвиников, холериков, меланхоликов и флегматиков не построишь.
Решительный научный шаг к N = 5 совершается в настоящей 5-пальцевой теории.

Экспериментальная часть

В общественном транспорте, желательно в час пик, будем наступать на ноги пассажирам, упакованным вместе с нами в вагон. Это позволит снять широкий спектр реакций на стандартный раздражитель и выявить уровни реактивности человека.

С учетом типичных реакций эксперимент лучше проводить как мысленный. Результаты – в табл. 1. Заодно см. и Табл. 2 – в ней показаны уровни активности жизненной позиции.

Таблица 1. Реактивность и ее проявления

Реакции ..............................Проявления
................................сильное..--....cлабое
двигательные:…........... легок на подъем -- тяжел на подъем
мышление:.......................живой ум..--...тугодум
чувствительность:...........кисейная барышня -- чурбан
эмоции:....................оголенные нервы..-- весь в себе
поведение:……………….............реактивное..--.....инертное

Таблица 2. Активность и ее проявления
Активность...............................Проявления
…………………………...........................сильльное..--...слабое
Двигательная:.........................непоседа -- с места не сдвинуть
Речевая:…………..........................говорун..--..молчун
Мышление: ....................умственный труженик--умственный лентяй
Фантазия:.............................фантазер..--..любитель фантастики
Поведение:...........................активное -- пассивное

Проявления активности и пассивности независимы: так, автор лично знает ленивых кисейных барышень и тяжелых на подъем говорунов.

Построение минимального набора

Изобразим оси координат «активность—реактивность» и продлим их в сторону слабых проявлений – «пассивность—инертность». Тогда гипократов холерик получит активно-реактивную характеристику, сангвиник – пассивно-реактивную, флегматик – активно-инертную, а меланхолик – пассивно-инертную.

Воображаемый график получается очень красивый, вот только раздражает дырка посредине. Заполним ее еще одним темпераментом.

Отдавая себе отчет в условности термина, назовем новый темперамент аквиническим, поскольку вода (aqua) – главная жидкость в организме, легко заполняющая всевозможные дырки. Формула аквиника: активно-пассивно-реактивно-инертный. Т.е. если человек ни Ф, ни Х, ни С, ни М, то он наверняка А.

Аналогии

Преимущество нашего набора перед гипократовым и павловским – в возможности установить взаимно-однозначное соответствие с пальцами руки. После этого, возможно, пальцы придется переназвать. Вместо большого пусть будет флегматический (флегматики обычно крупные люди), вместо указательного – сангвинический (указующий перст нередко принадлежит сангвиникам), а вместо безымянного – холерический (холерик, когда разойдется, так и имя собственное забывает). Мизинец, естественно, назовем меланхолическим (и то и другое на букву «М»). Аквиническому темпераменту будет тогда соответствовать средний палец; объяснение этому феномену еще предстоит найти.

Заключение

Сформулированная выше 5-пальцевая теория темпераментов не оставляет никакого простора для инициативы последователей, ибо введение еще хотя бы одного нового темперамента подорвет самоё основу теоретической схемы – ее пятипальцевость. В этом залог долговечности теории.

Литература
Павлов И.П. Собр. соч., т. 3(2), АН ССР, 1951.
Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы. M.: Просвещение, 1966.
Виленкин Н.Я. и др. Математика. Учебник для начальной школы. M.: Просвещение, 1984.

(Опубликовано в 1986 г. в 12-м номере журнала «Химия и жизнь»).

Послесловие к статье «5-пальцевая теория темпераментов»

В начале 70-х годов, работая в Белорусской энциклопедии (БелСЭ), я уже осознал, что отечественная (т.е. в пределах СССР) физиология на собственную активность нервной системы, не связанную с рефлексами, внимания не обращала и обращать не собирается. Как член Редакционного совета БелСЭ, я должен был критически читать всякие статьи, в т.ч. и по биологии. Некоторые из них у меня вызывали сильный протест, что и отразилось в многочисленных правках макетов энциклопедии и в выступлениях на редсовете. Увы, мне, как не-биологу, трудно было быть убедительным.

Но вот – удача! Я знакомлюсь с невропатологом Н.С.Мисюком, членкором АМН СССР, и нахожу в нем союзника. И нам совместными усилиями удается отстоять принципиальные правки в статьях «Сон» и «Торможение», написанными на основе уж очень устаревших представлений.

А следом шла статья «Темпераменты». Тут уж пришлось испытать свою беспомощность. Видишь, что «не то» написано, а – не исправишь: ведь наука держится на удостоверенном знании, по крайней мере опубликованном, а ни у Н.Мисюка, ни у белорусских физиологов по темпераментам работ не было. Должно быть, павловская теория темпераментов им творческую мысль сковала.

Прочитал я «Темпераменты» в БелСЭ, «по И.П.Павлову» поданные, и решил: надо научную статью готовить, физик-теоретик в таких делах способен разобраться. И подготовил основательную статью, показав, что павловская теория, как основывающаяся на изучении лишь условнорефлекторного поведения (т.е. лишь одной реактивности), адекватную интерпретацию гипократовых  темпераментов дать никак не может, и надо переходить на новые представления. Гипократовы темпераменты получили в результате новую основу для их различий – реактивность и собственную активность нервной системы, с 2 уровнями проявлений для каждой из этих функций – Реактивность—Инертность и Активность—Пассивность. 2 качества, 2 уровня, т.е. по-прежнему 4 комбинации. Получилось красиво: холерик – АР. сангвиник – ПР, флегматик – АИ, меланхолик -- ПИ.

Мой единомышленник, которому идея собственной активности нервной системы тоже была близка, по поводу этой статьи сказал, что опубликовать ее нечего и думать. Ведь в «Журнале высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова»  есть лишь 2 главные рубрики: «Физиология условного рефлекса» и «Физиология безусловного рефлекса». «Даже я, -- сказал Н.Мисюк, -- с моим академическим званием, там напечатать ничего подобного не смогу».

И я оставил эту затею. Лишь через 10 лет о статье вспомнил. Мысль возникла, чтобы хорошая идея не пропадала, в шуточном виде ее представить. Кто-то как чистый юмор воспримет, но кто-то, может, и научное содержание извлечет. Так в «Химии и жизни», моем любимом научно-популярном журнале, в № 12 за 1985 г., под рубрикой «Ученые досуги», появилась статья «Пятипальцевая теория темпераментов».

А месяца через 2—3 после выхода журнала с «Учеными досугами» я в свежих поступлениях в академической библиотеке обнаружил изданную в США по-английски книгу по психофизиологии варшавского профессора Яна Стреляу. И обнаружил где-то в середине толстенной книги регуляционную теорию темпераментов. И внутренне ахнул: да там же «моя» схема «активность—реактивность» в основу заложена! И к тому же эта главка написана на основе работы, опубликованной в 1974 г. Т.е. подготовил он ее к печати скорее всего тогда же, как и я, в 1973-м. Потом, правда, оба схему дополнили: Я.Стреляу – новой координатой «мобильность», ну а я – аквиническим темпераментом.

Вспомнился Вс.Рождественский: 

Мы на концах единой нити,
Мы на одной звучим струне
Для размышлений и открытий,
Понятных лишь тебе и мне.

Вот ведь как бывает: то, что было «для юмора» (помните «заполнить дырку»?), оказалось чуть ли не научным открытием. Ведь чистых флегматиков, меланхоликов и прочих чистых не так-то уж часто можно встретить.

И теперь я уже всерьез считаю, что аквиники есть, даже массово распространены. И себя к ним причисляю.

Из письма профессору Варшавского университета Яну СТРЕЛЯУ (перевод с польского) :

Уважаемый господин Профессор!

Летом прошлого года, когда статья «5-пальцевая теория темпераментов» уже была отправлена в редакцию «Химии и жизни», на выставке издательства «ORPAN» в академической библиотеке, просматривая Вашу книжку «Личность – темперамент», испытал приятные чувства: оказалось, что мои дилетантские мысли 1970-х гг. имеют много общего с профессиональной наукой, точнее, с регуляционной теорией проф. Я.Стреляу. В те годы я работал в Белорусской Энциклопедии и, как член Редакционного Совета, идучи вслед за своими научными увлечениями, принимал довольно активное участие в редактировании статей по биологии. (Замечу a parte , что моя профессия – это теоретическая физика), и теория темпераментов на плоскости «активность – реактивность» стала случайным продуктом этой моей деятельности. Через 10 лет, т.е. в 1984 г., я вспомнил о ней -- и написал автопародию для   «Химии и жизни».

Я подумал, что Вам будет приятно прочитать ее. Если Вам захочется черкнуть несколько слов по моему адресу (имеет ли смысл выделение аквинического темперамента*) как среднего типа? Ту ли самую плоскость Вы имеете в виду? Как Вы устанавливаете соответствие с темпераментами Гипократа (Павлова)? Как Вы пришли к анти-павловской идее о собственной  активности нервной системы как базовом факторе новой классификации?), то тут уж Вы доставите мне еще большее удовольствие (в оригинале: “to tu juz cala przyjemnosc bedzie po mojej stronie).
С пожеланиями больших успехов в Вашей научной и педагогической деятельности,

Владимир Третьяков,
к. ф.-м. н., ст. н. сотр. Политехнического института.
12 января 1986 г.

*) В 1974-м до аквинического типа я еще не додумался.

P.S. (27.02.2012): Письмо было направлено почти что «на деревню дедушке» – на адрес Варшавского университета, и, не получив оттуда ответа, я так до сих пор и не знаю, насколько серьезна была моя шутка с аквиническим темпераментом...


Рецензии