Любительская пьеска За полчаса до весны

Первая сцена.
Королевская опочивальня, в окна льётся солнечный свет. Королева дремлет на пышных подушках, изящно откинув за голову руку. Её волосы разметались. Всё кругом так и лучится изысканностью, но слишком много ХОЛОДНОГО золота.

Служанка (входя и раздёргивая шторы): Хороша, нечего сказать. Одно слово - Королева! (Королева сонно шевелится) Надо вести себя потише. А то проснётся в самый неподходящий момент, когда я ляпну о ней сущую правду, и завизжит, и погонит с работы... если не прикажет кое-что похуже! (Королева шевелится опять, что-то бормочет) Хе, снова кого-то мучает во сне. Даже во сне занимается любимым делом. Надо разбудить, а то ещё лопнет. От важности, что её все слушаются. - Ваше величество! (теребит край её роскошной сорочки) Ну ваше величество, уже утро.
Королева (потягиваясь): М-м... который час?
Служанка: Самое время.
Королева (резко садится; совсем другим, решительным тоном): Ты поговори ещё у меня! Что, хочешь, чтобы тебя постигла та же участь, что и твою предшественницу?
Служанка (помогая ей одеваться): А что с ней случилось?
Королева: Она была такой же, как ты, ей нравилось посмеиваться за моей спиной.
Служанка: Что вы, ваше величество!
Королева: Что, думаешь, я ни о чём не догадываюсь? Все слуги таковы, и чтобы это знать, не обязательно ловить их на месте преступления. (Королева становится всё наряднее, кровать убирают, и получается комната для приёма гостей)
Служанка (тоном оскорблённой невинности): Зря вы так, ваше величество! Я вот уже почти год служу вам верой и правдой, а вы браните меня. Ведь сами просили разбудить пораньше.
Королева: Это так. Ну, последнюю булавку приколи вот здесь. Всё, я готова. (в утренней тиши слышен звон городских часов) Кажется, ему уже пора появиться...
Служанка (с девичьим любопытством): Кому?
Королева: Это что такое? Лезешь не в своё дело, совсем распустились! Вот погоди, прикажу сделать с тобой то же самое, что с твоей предшественницей.
Служанка (бесстрастно): Я по-прежнему не знаю, что с ней сталось.
Королева: Её изгнали из королевства! Отослали в страну дикарей и говорящих животных.
Служанка: Вот как? Надо же. Я не знала, что бывает такая страна.
Королева: Куда уж тебе, ты и имени своего без ошибок написать не сможешь. (отвлекается, и Служанка успевает скорчить за её спиной рожицу) Ну что ж, проверь, не ждёт ли меня кто-нибудь... (Служанка выходит; Королева любуется в зеркало) Я прекрасно понимаю своих завистниц. Они клянутся, что я ведьма, потому что нельзя быть настолько красивой, не поколдовывая тайком. Что им ещё остаётся, бедняжкам? Лишь утешаться этими злыми выдумками. (нетерпеливо поглядывая на дверь) Странно... Почему я его жду? Я никогда не позволю этому юноше даже коснуться края моего рукава. Я хорошо знаю это. Я смеюсь над несчастным при каждой встрече. И всё-таки я его жду. Каждый день только его и жду. (появляется Служанка; нетерпеливо) Ну?
Служанка: Прибыл.
Королева: Кто? Кто?
Служанка: Английский Лорд.
Королева (разочарованно): Что ж, пусть войдёт.
Служанка (лукаво): Я сообщу, если придёт кто-нибудь ещё?
Королева: Не заставляй ждать Лорда! (Служанка уходит, входит Лорд и целует Королеве руку) Доброе утро, милорд.
Лорд: Good morning, my queen. You, как всегда, само очарование.
Королева: Благодарю, милорд. Очень рада видеть вас так рано... (весь её тон и вид говорит о противоположном)
Лорд: Пребывание в вашем королевстве абсолютно beautiful! Мне здесь very нравится. Я должен благодарить вас за приглашение every day. Вы так добры ко мне...
Королева: Ну что вы, не стоит так... (за дверями какой-то шум, Королева мгновенно оборачивается) Он...
Лорд: Вы, вероятно, кого-то ждёте?
Королева: Что?.. Нет, конечно, ведь мы договорились с вами на это время. (за окном слышна гитара: песня "Не потому что ты мне не нужна")

*используется песня Андрея Корообова:

Когда придёт пора раздать долги,
когда не в силах промолчать о главном,
и по воде расходятся круги
так не спеша, так безнадежно плавно,
когда за всё заплачено сполна,
а голос мой невесел и натужен -
не то беда, что ты мне не нужна,
всё дело в том, что я тебе не нужен.

Проходит день, проходит месяц, год,
проходит всё, чтоб снова повториться.
Листок исписан, знаю наперёд
всё, что придёт, и всё, что не случится.
Пусть за окном твоим давно весна,
в глазах твоих осколки зимней стужи.
Не потому, что ты мне не нужна,
а потому что я тебе не нужен.

Ну вот и всё, поскольку больше нет
возможности почувствовать иначе.
Отложен только начатый сонет,
потеряно решение задачи.
И между нами ровная стена,
и слава Богу, вряд ли будет хуже...
Не оттого, что ты мне не нужна,
а оттого, что я тебе не нужен.*

Служанка (заглянув в дверь): Пришёл тот Рыцарь с грустным лицом.
Королева (торжественно): Пусть войдёт! - Я буду очень рада, если он познакомится с вами, милорд. (входит Рыцарь и, увидев пару, застывает как статуя, он и так очень бледен) Вот он, милорд. Не правда ли, милый юноша?
Лорд: Правда, very beautiful boy!
Королева: Я его зову Рыцарем Неудачи.
Лорд: Какое грустное прозвище.
Королева: Он его заслужил, потому что давно добивается благосклонности одной дамы, а она его то и дело отвергает. (в её деланно добродушном голосе полно яда, взгляд жестоко обращён на юношу)
Лорд: Это очень грустно.
Королева: Странно, что вы молчите, сэр Неудачливый. Тем не менее, позвольте представить вам милорда Английского... (Рыцарь поспешно кивает и убегает)
Лорд: Наглец! Без позволения Королевы!
Королева (небрежно): Ничего страшного, милорд, я питаю к нему слабость, и он позволяет себе очень многое. Я давно привыкла закрывать глаза на его шалости. Все влюбленные так глупы, что напоминают шутов... (беседуя, они уходят)
((Служанка (входит, скрестив руки, и сердито садится): Капризная, злая, грубая девчонка! Она доведёт Рыцаря до безумия. Стоит ему пасть духом - она тотчас ему ласково разулыбается. А когда он возвращается, полный новых надежд, она обдаёт его смертельным холодом. О Королева! Вы не женщина, а мраморное изваяние женщины! Прекрасны настолько же, насколько жестоки! Ах, если бы вам полюбить кого-то, кто сумеет втоптать в грязь вашу любовь!))
Рыцарь (входя): Я снова ошибся! Я не должен был так убегать! Нужно догнать её, нужно...
Служанка (вскочив): Сэр Рыцарь, не ходите сейчас к ней!
Рыцарь: Почему? Из-за него? Из-за этого милорда? Кто он такой, почему он здесь так рано?
Служанка: Он обычный титулованный индюк.
Рыцарь: Королева бы так не сказала.
Служанка: Конечно, ведь сама она - титулованная гусыня.
Рыцарь: Не говори о ней плохо при мне.
Служанка: Вы знаете, что я говорю правду! Королеве нравится делать вам больно!
Рыцарь: Да! Но что я могу поделать? Куда ни пойду, везде вижу её, а если остаюсь один, кажется, что я даже слышу её голос.
Служанка: Бедолага! (ехидно) Галлюцинация не из приятных, скажу я вам.
Рыцарь (слабо улыбаясь): Ты добрая девушка. Ты не смеёшься над тем, что я так глуп.
Служанка (весело): Ну, глуп-не глуп, но будь вы поумней, выбрали бы более достойную девушку.
Рыцарь: Она хоть иногда вспоминает обо мне?
Служанка: Да как сказать... Она никогда и не забывает. Но вы для неё - мышка для кошки. Это очень весело: отпустить мышку на длину вытянутой лапы, а потом снова поймать за хвост. А вы соберите лучше гордость в кулак и уезжайте.
Рыцарь: Я умру тогда. Я должен хоть издали её видеть.
Служанка: Полная чепуха! Поверьте, если желаете сохранить здоровье, то лучше как раз её НЕ видеть.
Рыцарь: Расскажи что-нибудь о ней.
Служанка: И рассказать нечего, тоска зелёная. Целыми днями вертится перед зеркалом и пугает участью её бывшей служанки. Вы подумайте! Только что болтала о какой-то звериной стране, куда мою предшественницу якобы отослали. В жизни не слышала подобной чуши...
Рыцарь: Да нет, я слышал, что у границ нашего королевства лежит загадочная страна. Там живут волшебники, а животные могут говорить человеческим языком.
Служанка: Так вот в чём дело! Уверена, Королева отдала бы всё на свете, лишь бы присоединить эту маленькую страну к своим землям. Поэтому и говорит о ней всякие гадости.
Рыцарь: Может, попробовать завоевать её для Королевы? Знаю, это безумие, но мне уже всё равно... (доверительно) Пока я для Королевы только новую песню сложил. Хочешь послушать?
Служанка: Очень! (Рыцарь встаёт перед ней на колено и поёт, играя на гитаре; внезапно входит Королева, и музыка обрывается)
Королева (визгливо): Это как понимать? Что вы здесь делаете? Кто вообще вас впустил?.. (Служанка делает реверанс и, улыбаясь, убегает) Итак, Рыцарь, что это было?
Рыцарь: Песня, которую я сложил для вас.
Королева: Ах для меня?
Рыцарь (грустно и беззлобно): Вы не стали меня слушать, и я решил спеть для Служанки. Скажите, почему вы всегда смеётесь, хотя вам совсем не весело?
Королева: У женщины одна сила - её слабость. Чем мне защищаться, если не смехом?
Рыцарь: Зачем вы защищаетесь от меня? Я готов жизнь за вас отдать.
Королева: И поёшь песни служанкам! Нечего сказать, рыцарская преданность не знает границ.
Рыцарь: Тогда прикажите! (с отчаянной решимостью, с гневом, с торжеством): Скажите, чем я могу доказать преданность, и я пойду на край земли, я принесу вам луну...
Королева: Браво, Рыцарь Неудачи, вы превзошли себя. Но зачем мне луна? Она бесполезна. А я хочу подарок, который уже давно... (замирает, озарённая идеей) Да, именно это! Я поняла, чего хочу больше всего на свете, мой Рыцарь.
Рыцарь: Вам стоит только сказать.
Королева (возвращаясь к насмешливому тону): Ведь ты уже догадался? Королева вправе потребовать самого лучшего. И я хочу видеть чудеса отваги. Если тебе хватит смелости... Но поклянись, что исполнишь любую мою просьбу.
Рыцарь: Клянусь.
Королева: Нет, не так. Присягни моему величеству. (вынимает щит, Рыцарь касается его губами и повторно клянётся) Хорошо! Итак, я хочу, чтобы ты привёл ко мне одного человека.
Рыцарь: Кто это?
Королева: Это девушка. Раньше она служила во дворце, а теперь стала Принцессой одной дикой страны.
Рыцарь: Страны волшебников и говорящих животных?
Королева: Девчонка вообразила, что она способна поднять восстание. Тоже мне, Жанна д'Арк! Год за годом армия моего королевства атакует этот клочок земли у самой границы, но эти варвары пока не сдались. Многое бы я отдала, чтобы в моих руках оказалась душа их сопротивления - эта бывшая прислужница, которую они зовут Принцессой...
Рыцарь: Наверное, она очень смелая девушка.
Служанка (мелькнув в дверях): И, говорят, очень красивая...
Королева: Я бы так не сказала! (сердито глядя вслед Служанке) И вообще, до чего своенравна прислуга в наши дни... позволяет себе обсуждать... Но не станем же мы терять время! В путь, мой Рыцарь!
Рыцарь (целует ей руку): Обещаю, девушка будет перед вами. (убегает, Королева мечтательно напевает, на заднем плане показывается Служанка, восхищённо и неодобрительно глядя вслед Рыцарю, и машет украдкой рукой)

Вторая сцена.
С печальной музыкой Рыцарь движется сначала по залитому солнцем лугу, а затем погружается во влажный полумрак леса. Кругом тени и зелёные блики. Редкие свист, топот, шорох, стук. Движутся силуэты животных и птиц, незаметно для Рыцаря.

Рыцарь: Как странно иногда случается. Вот смотрю я на то, что делаю, и понимаю: я круглый дурак. Пустился в такую даль, продираюсь через болото, по непроходимым местам прошёл - а зачем? Ради прихоти красотки. Королева сказала, что луна ей не нужна. Но ведь и страна говорящих животных нужна ей не больше. А Принцесса? Увидеть перед собой сбежавшую служанку, вставшую во главе свободного народа? Зачем? Чтобы вновь и вновь упиваться собственным тщеславием. Нет, я и в самом деле Рыцарь Неудачи. Сам себе не рад, а удача приходит лишь к тем, кто твёрдо знает, чего хочет. (вдали крики и стрельба, выбегает Крысолов)
Крысолов (прячась за его спину): Умоляю... будь ты принц или нищий... помоги мне...
Рыцарь (вынимая меч): Кто за тобой гонится? (выбегают разбойники)
Атаман: Это ещё кто? Схватить обоих.
Рыцарь: Лучше уходите и поскорей.
Атаман: Смотрите-ка, на нём алый плащ! Он подданный очень богатого королевства, я бывал там когда-то...
Рыцарь: Это так! и я учиню расправу над всеми разбойниками, если вы заставите меня ждать и не уберётесь.
Атаман: Ха, ещё нужно посмотреть, кто кого, щенок! (сражаются; может быть, здесь тоже песня, вступление Hurricane 2000 Scorpions подойдёт; сквозь гвалт прорывается вдруг тонкий звук флейты - это играет Крысолов, и разбойники постепенно перестают сражаться)
Рыцарь (изумлённо оглядываясь): Что происходит? Откуда здесь флейта?
Атаман: Да что же такое, он успел схватить свою дудку, и теперь нам конец! (бросает оружие, то же самое делают остальные)
Рыцарь (как и все, следует за Крысоловом): Да объясни, наконец, что ты делаешь? Ты волшебник? Может быть, ты тоже из страны говорящих животных?
Крысолов знаками даёт понять, что не может говорить. Продолжая играть, он заставляет разбойников перейти мост через реку (шум воды), после чего обрезает верёвку, и мост падает.
Крысолов (облегчённо вздыхая и убирая флейту в сумку): Ну вот, теперь они не смогут вернуться.
Рыцарь: Хотя лучше было бы их связать. А теперь они снова будут разбойничать, хоть и по ту сторону реки. (указав на сумку) Что это за штука? Волшебная палочка?
Крысолов (улыбаясь): Нет, самая обыкновенная флейта. А вот я... не совсем обыкновенный.
Рыцарь: Так я и знал, ты из страны говорящих животных.
Крысолов: Всё может быть. Но на самом деле неизвестно, где я родился. Я всегда путешествовал и всегда носил свою флейту с собой.
Рыцарь: Зачем?..
Крысолов: Меня зовут Крысолов. (Рыцарь встаёт) Да, вижу, ты обо мне слышал...
Рыцарь: О таких, как ты! Так вот, почему эти разбойники тебя послушались?
Крысолов: Да, потому что крысы часто встречаются среди людей... Что ж, теперь всё позади, а я обязан тебе жизнью.
Рыцарь: Не благодари, так поступил бы каждый.
Крысолов: Но я хочу сделать что-нибудь для тебя.
Рыцарь: Никто не может мне помочь. Я просто иду своей дорогой.
Крысолов: Я должен был догадаться... У тебя какое-то горе, мой друг? (Рыцарь отворачивается и идёт прочь, Крысолов замечает алую ленту на его запястье) Неужели очередная безответная любовь?
Рыцарь (с горечью): На свете есть безответная любовь, это правда. Но, закаляясь в ней, как сталь в холоде и пекле, мы становимся сильнее, как вот этот меч! (поднимает меч над головой) И это полбеды, если видишь в любимых глазах хотя бы дружбу, хотя бы участие, так и не получая любви. А вот настоящая беда - это любовь не просто безответная, это любовь, которая не отпускает тебя ни на шаг. Стоит научиться дышать, и она вновь удерживает тебя рядом, чтобы снова напоминать о себе и запускать в тебя кинжал за кинжалом. Что ты знаешь об этом, Крысолов, чтобы говорить: "Неужели твоё горе - очередная любовь"?
Крысолов: Прости, мой друг. Так молод и так печален! Как тебя зовут?
Рыцарь: Моё настоящее имя - Рыцарь Неудачи.
Крысолов: Неподходящее имя, скажу я вам, от него и все беды. (извлекает из флейты пронзительную трель) Ха-ха! Нет ничего прекраснее надежды, мой друг! (трель) Она похожа на весенний ветер, она приходит в час перед рассветом, в самый тёмный и безнадёжный час! (трель) И я не стану звать тебя неудачником, потому что ты спас мне жизнь, а ведь я приношу удачу! (трель) Флейта не смогла увести тебя за реку, ты слишком чистосердечен, чтобы её слушаться. А людям с чистым сердцем всегда сопутствует удача! (трель!!!)
Рыцарь (смеясь): Но если ты пойдёшь со мной, моя удача, Крысолов-оруженосец, как же ты станешь называть меня?
Крысолов: Рыцарь Надежды, сэр, вы Рыцарь Надежды!.. (песня дороги под флейту, постепенно спускаются сумерки)
Рыцарь (остановившись и во все глаза глядя кругом): Никогда раньше не видел так много гор! Но как странно стоять над ними... ужасная высота... Если бы не Королева, я не отважился бы зайти так далеко. Я не смог бы даже заглянуть за край этой бездны.
Крысолов: При чём же здесь королева?
Рыцарь: Эх, удача моя, Королева - самая прекрасная женщина на свете. Неужели ты не слышал о ней?
Крысолов: Королева богатейшего королевства? Слышал, а как же. Но ведь она занята только деньгами да политикой, разве стоит она того, чтобы ради неё увидеть горы с такой высоты?
Рыцарь: Она... прекрасна.
Крысолов: Крестьяне в её королевстве голодают, а торгаши толстеют год от года. Художники обязаны писать портреты вельможи, нарочно делая их красивее и благороднее оригинала, иначе живописца упрячут в темницу. И Королева позволяет это!
Рыцарь: Прошу тебя, не продолжай.
Крысолов: Она - твоя великая жестокая любовь? Это смешно!
Рыцарь: Смешно, но очень грустно.
Крысолов: Ты просишь молчать? Не замолчу. (сердито и озадаченно) Я просто должен понять, почему такой славный парень, как ты, на службе у такой жестокой женщины. Что ты в ней нашёл, зачем ты слушаешься её?
Рыцарь: Я дал присягу и сдержу своё слово.
Крысолов: Но зачем ты вообще присягнул?..
Рыцарь (как фаталист, со светлой печалью): Тебе не понять! Никто не поймёт, да я и сам себя не понимаю. Однажды я встретил Королеву на прогулке, она проезжала через лес. Случайно из окна экипажа выпала драгоценная шкатулка. "Что же вы, сэр Рыцарь, усмехнулась красавица, помогите мне её поднять". Я вернул пропажу, а красавица улыбнулась и вынула из шкатулки алую ленту, чтобы повязать мне на запястье. Она смеялась, приглашала во дворец и обещала, что я её обязательно узнаю. Это верно - только во дворце я узнал, что поднял шкатулку самой Королевы. Но было уже поздно.
Крысолов (присвистнув): Да-а... Любить Королеву - ничего хуже и выдумать нельзя. Значит, ради неё ты готов на всё?
Рыцарь: На всё.
Крысолов (сердито): Значит, и на подлость?
Рыцарь: Я...
Крысолов: Значит, и на злодейство? На унижение?
Рыцарь: Замолчи! Этого она от меня не потребовала.
Крысолов: Ну так расскажи мне, наконец, на какой же подвиг подвигла тебя твоя фурия?
Проходят дальше. Следом крадутся волки под предводительством девушки. Так же медленно скрываются, с другой стороны выходят Крысолов и Рыцарь.
Крысолов: Десять дней? На всё, про всё - всего десять дней?
Рыцарь: Королева считает, этого достаточно. Она сказала: "Если вернётесь с пленницей, может быть, расстанетесь со своей неудачей".
Крысолов: Не понимаю, кто из вас хуже - тот, кто издевается, или тот, кто молча всё терпит.
Рыцарь: Все вы правы, и ты, и та добрая Служанка из дворца. Королева смеётся, а я люблю её больше жизни. Но могу ли я её уважать? И разве возможна настоящая любовь без уважения?
Под звуки флейты скрываются. Выходят волки и девушка, она молча указывает им идти за странниками, а сама исчезает. Волки издают пронзительный вой, который сливается в трелью флейты, и уходят.

Третья сцена.
Лес изменился, теперь кругом светятся синие и зелёные огни, шум ручья гораздо громче, зато все остальные звуки стихли.

Рыцарь: Такое странное ощущение, будто... Нет, нелепость.
Крысолов: Да нет, мне тоже кажется, будто не мы пришли сюда, а кто-то завёл нас.
Рыцарь: Точно! и, стало быть, мы сбились с пути?
Крысолов: Не обязательно.
Рыцарь: Ты бывал здесь раньше?
Крысолов: Ну... я столько странствовал, что... мог и не запомнить.
Рыцарь: Одно хорошо - раз кругом магия, значит, до страны волшебников мы уже добрались.
Крысолов: Мы шагали целый день. Сил нет, давай отдохнём.
Рыцарь: Ты прав. Если мы заблудились, то уж лучше искать дорогу на отдохнувших ногах.
Крысолов (дунув в флейту): А если поблизости есть крысы, они уйдут за мной, а ты будешь в безопасности.
Рыцарь: Куда ты?
Крысолов: Хочу найти дрова. Какой-то странный лес - такая влажность, что щепки не поджечь. Дожди что ли часто идут... (уходит)
Рыцарь (садясь на камень): Ну вот, мы идём ещё каких-нибудь пару дней, а я к нему уже привязался. (на заднем плане появляются волки и переглядываются друг с другом, они оценивают гостя) Он ушёл за дровами, а мне тоскливо, будто я потерял младшего брата. Глупый я человек... (волки не заметили в Рыцаре ничего опасного и намерены уйти) Жаль, не все выкроены из одной материи, а то Королева уже давно привязалась бы ко мне, к моим песням и моей любви... (волки резко поворачиваются и окружают Рыцаря кольцом, но он их пока не видит)
Первый волк (тихо другому): Посмотри, какой на нём плащ.
Второй: Алый цвет - цвет богатого и нищего королевства.
Третий (соседу): Этому королевству следовало взять чёрно-белое знамя.
Четвёртый: Ведь в нём нет золотой середины. Одни там измучены горем, а другие - испорчены счастьем.
Хором: И в итоге никто не счастлив.
Рыцарь (поднимаясь с камня): Мне кажется, я слышу вой. Снова дикие звери? По пути сюда мы часто слышали их.
Первый: Ну, теперь пора...
Волки бросаются вперёд и окружают Рыцаря, но он успевает схватить меч. То один, то другой волк пытается атаковать, но натыкается на лезвие. В конце концов, Рыцаря сбивают с ног и отбрасывают меч в сторону. Звучит флейта, откуда ни возьмись мчится Крысолов.
Крысолов: Оставьте его!
Волки: Уходи. - Тебя мы не тронем. - У тебя нет оружия. - И ты не служишь Королеве.
Крысолов: Это мой друг, отпустите его. (трель, волки отступают) Странно, что моя флейта не прогнала вас. Ведь вы напали на человека из-под тишка и вчетвером.
Первый: Мы защищали свою землю, а защитников крысоловы не трогают.
Крысолов: Позвольте ему уйти со мной, я согласен откупиться.
Второй: Чем, лохмотьями своими?
Третий: Или золотом, любимой игрушкой людей?
Четвёртый: Оно нам ни к чему.
Крысолов: Тогда скажите, что вам нужно.
Первый (тихо остальным): Принцесса будет рада... (вслух) получить флейту.
Крысолов (сжав флейту обеими руками): Но нас никто не тронет?
Первый (взяв флейту): Никто, будь спокоен. (волки убегают)
Рыцарь (встаёт при помощи Крысолова): Как ты мог! Это же была...
Крысолов: Обойдусь пока без флейты. Я же говорил, в ней нет ничего необычного. Окажусь в городе и куплю новую.
Рыцарь: Но теперь... нам придётся уйти?
Крысолов: Нас никто не тронет, верно? Значит, мы можем идти дальше. Уйдём, как обещали, но другой дорогой. (уходят)

Четвёртая сцена.
В другой части леса выходят Принцесса и волки с флейтой.

Принцесса: Что это? (вертит флейту так и сяк) Где это вы встретили музыканта?
Первый: Это был Крысолов.
Принцесса: Но Крысолов никогда не расстанется с флейтой.
Второй: Он выкупил ей своего друга.
Третий: Рыцаря Королевы.
Четвёртый: В алом плаще и с мечом в руке.
Принцесса (после паузы): Видимо, это те самые, те двое.
Волки: Это они.
Принцесса: Проводите меня, я хочу ещё раз их увидеть. Крысолову нужна флейта. Он не пожалел самого дорогого, чтобы спасти друга.
Первый: Они не пошли обратно и скоро сами будут здесь.
Принцесса: А вот и Крысолов. (входит Крысолов) Ведь это твоя флейта?
Крысолов: Что?.. Флейта?.. Забудьте о ней! Там Рыцарь, ему нужна помощь... волки ранили...
Принцесса: Нужно только знать, какую траву привязать к ране. (волкам) Не ходите за мной. (волки уходят, Принцесса и Крысолов приближаются к Рыцарю без сознания) Бедняга! Сейчас, потерпи немного, главное остановить кровь. (возится с раной)
Крысолов: Спасибо, целительница!
Принцесса: Что привело вас сюда?
Крысолов: Мы ищем одну Принцессу. Говорят, раньше она служила в королевском дворце.
Принцесса: Кто говорит? (чуть сильней стягивает Рыцарю руку, и тот от боли приходит в себя) Значит, тебя прислала Королева?
Рыцарь: Друзья, вы спасли меня.
Принцесса: Как его зовут, Крысолов?
Крысолов: Рыцарь Надежды.
Принцесса: Всё с вами понятно, Рыцарь, вы приехали нарочно, чтобы повидать Принцессу. Ваши поиски кончены.
Рыцарь: Вы?..
Принцесса: Очевидно, прекрасная Королева заскучала? А вы - её верный паж?
Рыцарь: Посмейтесь надо мной, всё правильно! Вы спасли мне жизнь, а я должен взять вас в плен. Который долг важнее? Перед данным словом или перед вами?
Принцесса: Ну, пока ваш первый долг - остаться в живых. Идём, Крысолов, отведём его в мой город. (фыркает) Тоже мне, Рыцарь Надежды!.. (уходят, выходят животные, птицы и волшебники, они готовят костёр, украшения и прочее)
Волк: Мы первые его заметили.
Журавль: Птицы ещё раньше видели их с неба.
Кобра: Под землёй змеи слышали, как ступают тяжёлые сапоги.
Фея: Феи и эльфы сразу поняли, что в лесу чужаки.
Волк: Смотрите, они идут. (входят Рыцарь, Принцесса и Крысолов) С возвращением, Принцесса.
Журавль (Крысолову, держащему флейту): Моё почтение, ведь музыканты поют как птицы.
Кобра: Будь осторожен, Рыцарь, не раздави одну из моих сестёр, гуляя по траве в своих тяжёлых сапогах.
Рыцарь: Удивительно! Я никогда раньше не заговаривал со змеями. (Фее) Ты ведь не обычный ребёнок?
Фея: Я обычная Фея.
Рыцарь: Раньше я только читал о вас сказки.
Принцесса: Хочешь, мы споём о себе?
Все садятся в круг, каждый издаёт музыку на свой манер, птицы поют, животные бьют ритм, Крысолов играет на флейте. Рыцарь танцует с Принцессой.
Рыцарь: Только что я был ранен, и вот танцую.
Принцесса: Это волшебный лес.
Рыцарь: В волшебной стране?
Принцесса: Да.
Рыцарь: С волшебной Принцессой?
Принцесса: Кому как не тебе знать, что я была обычной служанкой.
Рыцарь: Почему ты ушла?
Принцесса: Ты тоже ушёл.
Рыцарь: Я... да, ушёл.
Принцесса: Там не было волшебной страны.
Рыцарь: Верно.
Принцесса: Там не было волшебной Королевы. И раны там не затягивались.
Рыцарь: Зато там умели ранить.
Принцесса: Ты и сам понимаешь. Зачем же спрашиваешь? (останавливаются) Что с тобой, Рыцарь?
Рыцарь (не отпускает её руку): Ничего.
Принцесса: Твои глаза... как-то странно светятся. Может, это лихорадка?
Рыцарь: Нет, я в порядке. (отпускает её)
Принцесса (улыбаясь): Жаль, что ты служишь Королеве - ты всем здесь понравился.
Рыцарь: И тебе?
Принцесса: И мне. Но Королева хотела завоевать эту страну.
Рыцарь: Ей этого не позволили. Ты не позволила.
Принцесса: Просто я хорошо её знала. Волшебная страна не покорилась не от величия Принцессы, а благодаря мужеству народа.
Рыцарь: Принцесса... ведь я здесь из-за тебя.
Принцесса: Я догадалась.
Рыцарь: Королева хочет, чтобы я взял тебя в плен.
Принцесса (резко отходит): И ты согласился?
Рыцарь: Я поспешил, когда обещал Королеве исполнить любой приказ.
Принцесса: Как тебя угораздило?
Рыцарь: Любовь ведь не выбирает. А теперь я жалею, что...
Принцесса: Значит, ты любишь её?
Рыцарь: Любил. (берёт её руку) Твои руки залечили и другую рану.
Принцесса: Будь здесь, Рыцарь Надежды. (уходит)
Крысолов: Ну что? Рассказал?
Рыцарь: Велела ждать. Кажется, я сошёл с ума, Крысолов. Я не хочу возвращаться.
Крысолов: Может быть, наоборот, ты пришёл в себя?
Рыцарь: Я не понимаю, как мог так долго любить Королеву. Как это я не видел никого, кроме неё? Стоило мне оказаться вдали от неё, я нашёл друга, я нашёл настоящую волшебную Принцессу...
Крысолов: Наконец-то ты оклемался! А Принцесса? Не слишком сердилась?
Рыцарь: По-моему, она даже не удивилась.
Принцесса (входит решительным шагом): Рыцарь Надежды, я еду с тобой.
Рыцарь: Нет! ни за что.
Принцесса: Это решено. Я не боюсь Королевы, но хочу, чтобы ты успел вернуться в установленный срок. А уж там сам решай, что будешь делать дальше.

Пятая сцена.

Рыцарь: Но почему?
Принцесса: Королева не оставит волшебную страну в покое, пока я не окажусь в её руках.
Крысолов: Каждый сам принимает решение! (трель)
Рыцарь: Принцесса, давай убежим! Неважно, что сделает Королева! Она никогда нас не найдёт!
Принцесса: Она ворвётся в волшебную страну, а меня не будет рядом, чтобы защитить моих друзей.
Крысолов: Решаем только мы! (трель)
Рыцарь (взглянув на Крысолова, Принцессе): Ты хочешь выкупить волшебную страну, как он выкупил меня у твоих волков?
Принцесса: Он отдал флейту, я отдам свободу. Мы жертвуем самым дорогим ради своих друзей.
Крысолов: Решайте сами! (трель, все уходят, звучит тревожная небыстрая музыка)
Служанка (запыхавшись): Мне кажется, я видела его. Это наверняка был он...
Королева (выглянув из-за занавески): Что ты говоришь? Рыцарь Неудачи вернулся?
Служанка: Нет, нет, спите. Если вернётся, я сразу позову. (Королева уходит) Уф, с тех пор, как Рыцарь уехал, Королева просто больна от беспокойства. Никого не хочет видеть... Но это почти наверняка был он!
Рыцарь (осторожно входит): Здравствуй.
Служанка: Здравствуй, Рыцарь! Я знала, что это был ты... Идём, Королева ждёт тебя...
Рыцарь: Подожди... меня одного?
Служанка: Да, только тебя.
Рыцарь: Стой. Я нашёл Принцессу.
Служанка: Теперь это неважно.
Рыцарь: Разве?.. (видят Королеву) Ваше величество!
Королева (слабо): Ты вернулся? Ты не снишься мне?
Рыцарь: Я здесь. И Принцесса волшебной страны со мной.
Королева (бодро): Отлично! Привести её сюда! (Служанка уходит) А ты, Рыцарь, больше никогда не вспомнишь о неудаче! Послушай...
Рыцарь: Ваше величество, я исполнил вашу волю и теперь свободен.
Королева: Что это значит?
Рыцарь: Я привёл вам Принцессу. Но она спасла мне жизнь, и хоть я был вашим подданным, теперь моя жизнь принадлежит не вам.
Королева: Изменник! Я ждала тебя, я забыла о Принцессе... А ты возвращаешься, чтобы попрощаться? (возвращается Служанка с Принцессой и тут же исчезает)
Принцесса: Здравствуйте, Королева.
Королева: Ты! Не думала, что и впрямь снова увижу тебя. Что же я хотела тебе сказать? Честное слово, не помню.
Принцесса: Я сама пришла к вам, ваше величество.
Королева: Ты всё зовёшь меня, как звала, когда была служанкой.
Принцесса: Я давно не звала вас так, но мне сказали, вы больны.
Королева: Да... мне очень не хватало моего Рыцаря.
Принцесса: Рыцаря Надежды?
Королева (Рыцарю): Это твоё новое имя? Она дала его тебе? (встаёт и ходит мимо них полукругами) Ты слышала это?
Служанка (на миг появляясь): Да, я же Служанка, служанки всё слышат.
Королева: Считаете, я поступила подло? Ну да, я предпочту подлости, лишь бы достичь цели. Считаете, я жестока? Конечно, раз чужие горести меня забавляют. (придирчиво рассматривая Принцессу) Надежда лучше Неудачи. Не удивительно, что он предпочёл её.
Служанка: Не удивительно.
Королева: Но мне он казался таким преданным.
Служанка: Казался.
Королева: Значит, я ошибалась.
Служанка: Ошибались.
Рыцарь: Я любил вас, но больше не люблю.
Королева: Я смеялась над тобой, но теперь жалею.
Крысолов (торопливо входя): Рыцарь, Принцесса... (заметив Королеву, приведённую в отчаяние) Идите, разрешите мне поговорить с ней. (Принцесса, Рыцарь и Служанка уходят) Вы Королева?
Королева: Развенчанная.
Крысолов: Нет, сейчас вы просто женщина.
Королева: Разочарованная.
Крысолов: Отчего же?
Королева: Любовь рыцарей ничего не стоит.
Крысолов: Но вы никогда не нуждались в его любви! И сейчас в вас задето пустое самолюбие.
Королева: А ты кто, что так смело учишь Королеву?
Крысолов: Я пришёл прогнать крыс из вашего дворца.
Королева: Что?
Крысолов вынимает флейту и издаёт несколько пронзительных трелей, от которых Королева отбегает на несколько шагов в страхе. Затем следует вдохновенная мелодия. Королева стоит притихшая и спокойная.
Крысолов (тяжело дыша, с напусканой весёлостью): Ну что, ваше величество? Всех ли крыс я разогнал?
Королева: Теперь я тебя узнаю. Ты Крысолов. (подходит ближе, она неузнаваема, она прекрасна и юна)
Крысолов (опускаясь на одно колено): А вы - Королева!
Королева: Зови всех, скорее! (Крысолов убегает) Пока играл этот юноша, я чувствовала, как что-то отпускает меня на свободу. Как странно! Почему раньше я не могла этого почувствовать? Я слышала лучших музыкантов королевства, и никто не мог меня растрогать, напомнить, кто я на самом деле. Чего же не хватало органу, что есть в простой флейте? (вбегают Рыцарь, Принцесса, Крысолов и Служанка) Нет, здесь не все. Эй, милорд, я знаю, что вы в приёмной! Сюда, скорее! (степенно входит Английский Лорд) Скажите, в чём флейта превосходит орган?
Лорд: Что с вами, my queen? Вы так странно... tell me... Флейта не может быть bigger орган... it is impossible... это не бывает...
Крысолов (смеясь): Орган далеко не унесёшь. А флейта - инструмент дороги. Без стен!
Королева: Инструмент свободы. Крысолов, сыграй нам снова!..
Крысолов играет торжественный марш. Под него неторопливо входят Волк, Фея, Журавль и Змея. Они надевают на Принцессу и Рыцаря белые накидки, а на Королеву - голубую. Общий танец, общая песня. Завершение на высоких звенящих нотах флейты.
Лорд (высунувшись из закрытого занавеса): My friends, это чудо: сквозь снег проросли цветы!..


Рецензии