Актриса ночью
Фарс
2 действия, 8 сцен
Пьеса стала одним из победителей конкурса Sib-Altera и была награждена специальным призом молодежного жюри. Напечатана в сборнике пьес «Мы выбираем Новосибирск». Поставлена в театре "САНТ" г. Актау Республики Казахстан. На снимке сцена из спектакля театра "САНТ".
Игорь Муренко, член Гильдии драматургов России, пьесы ставились и игрались в России, Узбекистане, Казахстане, Украине, Белоруссии, Литве, Болгарии и Франции.
Пьеса «ШУТКИ В ГЛУХОМАНИ» поставлена в 89 театрах России, Литвы и стран СНГ (на момент 2020 года). Спектакли по этой пьесе стали лауреатами фестивалей в Узбекистане (Ташкент), Казахстане (Усть-Каменогорск), Болгарии (Враца), Франции (Нанси);
а также:
в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Иркутске, Перми, Кирове, Самаре, Твери, Йошкар-Оле, Ульяновске, Мурманске, Барнауле, Омске, Томске, Сызрани, Тобольске, Ханты-Мансийске, Пскове, Тюмени, Кургане, Комсомольске-на-Амуре, Костроме.
Последние премьеры: в Хакасском русском драматическом театре имени М. Ю. Лермонтова (2015), в Озерском театре драмы и комедии "Наш дом" (2016), в Курганском государственном театре драмы (2018), в Театрально Концертном Центре "Щёлковский драматический театр" (в Подмосковье, 2019), в Кимрском театре драмы и комедии, в Чувашском государственном академическом национальном драматическом театре имени К.В. Иванова (2020).
В марте 2015 года пьеса поставлена в Литве в театре имени Бориса Даугуветиса (город Биржай). Несмотря на то, что автор из России, премьера прошла с огромным!!! успехом.
Спектакль "ШУТКИ В ГЛУХОМАНИ" подмосковного театра "Т-ВИД" победитель ХХ Международного театрального фестиваля в Болгарии (г. Враца) в номинации "Лучший драматический спектакль". Плюс специальный приз жюри "За хранение школы К. С. Станиславского".
В Санкт-Петербурге на 2-ом Всероссийском фестивале-конкурсе любительских театров «Невские театральные встречи - 2016» Гран-При и Приз зрительских симпатий завоевал спектакль «ШУТКИ В ГЛУХОМАНИ» Объячевского народного театра имени Г.Д. Горчакова, Республика Коми, Прилузский район, село Объячево.
Народный театр города Буя в январе 2018 года победил на Международном фестивале-конкурсе "Адмиралтейская звезда" в Костроме с комедией "ШУТКИ В ГЛУХОМАНИ".
Пьеса "ОДИН ДЕНЬ ИВАНА МИЛЛИАРДОВИЧА или СТАКАН ВОДЫ 2" - в Днепровском академическом театре драмы и комедии (в Днепропетровском академическом русском театре драмы и комедии имени М. Горького). Премьера состоялась 4, 5 ноября 2017 года.
Пьеса «ОТЧЕ НАШ» - в Новосибирском Областном драматическом театре «Старый дом». Показана в эфире Государственной телерадиокомпании «Новосибирск». Стала лауреатом фестиваля в Украине (Одесса).
Пьеса «ПРИЗВАНИЕ - УБИЙЦА» - в Новосибирском Государственном Молодежном академическом театре «Глобус». Стала лауреатом Международного Рождественского фестиваля в Новосибирске.
Пьеса "АКТРИСА НОЧЬЮ" в театре "САНТ" г. Актау Республики Казахстан.
Пьеса "СЕМЕЧКО ТЫКВЫ" - на Новосибирской студии телевидения (ныне ГТРК "Новосибирск"), а также на сцене МАУ ГЦНК «Приморье» детской театральной студией "Софит" из школы № 3 поселка им. С. Лазо Дальнереченского района Приморского края. Пьеса поставлена еще и в Караганде (Казахстан) преподавателями и учениками театрально-музыкального отделения школы искусств № 2 «Клуб ЮНЕСКО», спектакль победил в Астане на 5-м Международном конкурсе детского, юношеского и взрослого творчества «Музыкальный фейерверк» в номинации «Театральное искусство».
Пьеса «F 1 – ПОМОЩЬ. ПАМЯТИ WINDOWS 2000» - в Белоруссии, в молодежном театре «На филфаке» Белорусского государственного университета и была представлена на Международном фестивале студенческих театров «Тэатральны куфар 2009» в Минске.
«КОРОЛЕВА ЛИР» - пьеса поставлена Государственной телерадиокомпанией «Новосибирск» и показана в эфире Сибири и Алтайского края.
Пьеса «БАБУИН И ДЕМБЕЛЬ» - пьеса поставлена Государственной телерадиокомпанией «Новосибирск» и показана в эфире Сибири и Алтайского края.
Пьеса «МУСОРНЫЕ БЯКИ» - пьеса поставлена Государственной телерадиокомпанией «Новосибирск» и показана в эфире Сибири и Алтайского края. Пьеса признана победителем конкурса новогодних пьес, который проводила ГИЛЬДИЯ ДРАМАТУРГОВ РОССИИ в 2019 году.
Пьеса «СЫН ПРИЕХАЛ» - пьеса поставлена Государственной телерадиокомпанией «Новосибирск» и показана в эфире Сибири и Алтайского края.
Пьеса «КЛАД КРЕМ или ПРИЕМ ВЕДЕТ ПСИХОЛОГ» победила на Международном конкурсе современной драматургии "Время драмы, 2014, осень". Участвовало 156 авторов (243 пьесы) из 10 стран: Израиль, Англия, США, Украина, Белоруссия, Казахстан, Германия, Швейцария, Латвия, Россия.
Пьеса "КОМЕДИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ" вошла в шорт-лист Международного конкурса современной драматургии "Время драмы, 2015, весна". Участвовали авторы из 9 стран: Германии, Дании, Израиля, Италии, Швейцарии, Латвии, Белоруссии, Украины, России. А также вошла в шорт-лист Международного конкурса пьес «Автора – на сцену!» Национальной Ассоциации драматургов в 2019 году. Поступило 306 пьес от участников из 17 стран: России, Украины, Казахстана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Израиля, Белоруссии, Азербайджана, Киргизии, Грузии, Молдавии, Болгарии, Чехии, Германии, Франции, США. Пьеса поставлена в студенческом театре "ГлаголЪ" Челябинского государственного университета. Спектакль победил в Магнитогорске на фестивале молодежных театров в апреле 2016 года. И победил в Челябинске на театральном фестивале "Весна студенческая 2017". Пьеса поставлена и в народном театре села Бердюжье Тюменской области в мае 2017 года. И в учебном театре "Кама" имени В.А.Сартарова Елабужского колледжа культуры и искусств города Елабуги в 2018 году. И в народном театре "Казахмыс" города Балхаш (Казахстан)в 2017 году. И в Иркутской области в поселке Чунский в постановке молодежного театра "Смайлик" и народного театра "Песочные часы" в апреле 2019 года: этот спектакль получил Гран-При фестиваля "Театральная весна на БАМе". Пьеса принята для читки Московским драматическим театром под руководством Армена Джигарханяна. Пьеса поставлена театральным коллективом "Маски" Рыбинского сельского Дома культуры Каменского района Алтайского края, коллективом Ардатовского (Республика Мордовия) народного театра имени В. Б. Лазерсона в 2020 году, Псковским областным драматическим театром имени А. С. Пушкина.
Пьеса "МУЖИКИ ЛЕТЯТ НА ПИРОГИ" названа победителем Международного конкурса современной драматургии «Время драмы, 2016, лето». Участвовали авторы из Украины, Кыргызстана, Беларуси, Молдовы, Латвии, Германии, Израиля, Канады, Франции, США, России. Пьеса поставлена в народном театре села Парабель Томской области.
Пьеса "ЛЕЖАТЬ РАЗРЕШАЕТСЯ" вошла в число семи победителей (дипломант) Международного конкурса пьес «Смех сквозь слезы» Гильдии драматургов России (ноябрь 2018 года).
Пьеса «ДЕРЕВЕНСКИЕ В ГОРОДЕ, или ГИТАРА и РУЖЬЁ» вошла в шорт-лист Международного творческого конкурса на лучшую современную пьесу 2018 года «Автора – на сцену!» Национальной Ассоциации драматургов. В конкурсе приняли участие 235 авторов из 13 стран мира. А также вошла в шорт-лист Международного конкурса пьес "Время драмы, 2019, зима" в номинации "Пьеса". Участвовали драматурги из 6 стран....Пьеса заинтересовала Московский цыганский театр «Ромэн» и народный театр Тихоокеанского океанологического института имени В. И. Ильичева Дальневосточного отделения Российской академии наук города Владивостока.
Пьеса «МОЯ ЖЕНА – РОБОТ» стала победителем Международного конкурса пьес «ВРЕМЯ ДРАМЫ, 2019, осень». Участвовали драматурги из России, Украины, Беларуси, Молдавии, Узбекистана, Чехии, Германии, Канады, Израиля, США. Опубликована в Электронном литературном журнале "ЛиTerraтура" в номере 152 (январь 2020). 28 февраля 2020 состоялась читка этой пьесы в Новосибирском Доме актера под эгидой Союза Театральных Деятелей и Товарищества сибирских драматургов ДРАМСИБ. 12 мая 2020 года состоялась читка этой пьесы в "карантинном варианте" актерами Калужского областного драматического театра.
Печатался в журнале «Современная драматургия», в сборнике «Мы выбираем Новосибирск», в Электронном литературном журнале "ЛиTerraтура".
Рецензии на спектакли по пьесам печатались в журнале "Театральная жизнь", в "Независимой газете", в газете "Культура", в "Литературной газете", на многих Интернет-порталах.
Интервью Игоря Муренко программе «Авторская ремарка» на радио «Русский мир» прозвучало в интернет-эфире на все страны мира 14 мая 2020 года. Это интервью выложено на сайте интернет телерадиокомпании «Русский мир».
Один из соучредителей Секции драматургов при Авторском Совете Российского Авторского Общества.
Участник лаборатории драматургов, режиссеров и критиков Урала, Сибири и Дальнего Востока, семинара драматургов России в Рузе, семинара молодых драматургов СССР в Москве.
Один из победителей конкурса пьес Sib-Altera (пьеса «Актриса ночью»).
Телефон в Новосибирске 383 (код) 356 38 38 (дом),
8 905 945 76 57 (сот). 8 905 945 88 44 (WhatsApp)
Есть странички в Фэйсбуке, В Контакте, в Одноклассниках
Академик драматургии (шутка) – три пьесы поставлены в шести академических театрах драмы. Пьесу "ПРИЗВАНИЕ - УБИЙЦА" поставили в Новосибирском государственном академическом Молодежном театре "Глобус", пьесу "ШУТКИ В ГЛУХОМАНИ" поставили в Тверском государственном академическом театре драмы, в Государственном академическом театре драмы им. В. Савина Республики Коми и в Академическом русском театре Узбекистана (Ташкент), и в Чувашском академическом драматическом театре имени К.В. Иванова, пьесу "ОДИН ДЕНЬ ИВАНА МИЛЛИАРДОВИЧА или СТАКАН ВОДЫ 2" поставили в Днепровском академическом театре драмы и комедии. До 2016 года это Днепропетровский русский академический театр драмы и комедии имени М. Горького.
АКТРИСА НОЧЬЮ
Действующие лица:
ЛИДИЯ
ВАЛЕРИЙ
ЛЕОНИД
СВЕТЛАНА
ВЛАДИК
ЖЕНЯ
РАДИОВЕДУЩИЙ, и даже более того
НОЧЬ ПЕРВАЯ
Квартира Лидии. Обычная мебель. В глаза бросается перекошенная гардина со шторой над окном. Лидия в постели, в радионаушниках. Звучит музыка и затем голос радиоведущего.
РАДИОВЕДУЩИЙ. За окном ночь, вы уже в постели, а я нет. Я работаю для вас, продолжаю принимать ваши телефонные звонки к нам на радио. Алло…
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Алло…
РАДИОВЕДУЩИЙ. Как чудесно, когда в ночной немоте прорезывается чей-то голос. Представьтесь.
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Наташа.
РАДИОВЕДУЩИЙ. Наташа, мы продолжаем слушать истории. Итак, с кем вы познакомились в последнее время и как развиваются ваши отношения?
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Я познакомилась с тремя мужчинами. Один бросил меня, другого бросила я, а третий…
РАДИОВЕДУЩИЙ. Что же третий, Наташа?
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Третий не замечает во мне женщину, видит лишь друга, коллегу. Он очень интересный человек. Много знает.
РАДИОВЕДУЩИЙ. Много знает – много лет. Ему, поди, уже под сорок?
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Нет, не так уж сильно все запущено.
РАДИОВЕДУЩИЙ. А вам сколько?
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС. Двадцать.
Лидия резко снимает наушники и голоса исчезают. Лихорадочно набирает телефонный номер.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Да.
ЛИДИЯ. Как чудесно, когда в ночной немоте прорезывается чей-то голос.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Узнал.
ЛИДИЯ. Ты один?
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Театр всегда знает, когда я не один. Я ничего не скрываю от театра.
ЛИДИЯ. Ты не спишь?
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Дальше.
ЛИДИЯ. Я слушала радио. Если я не слушаю ночью радио, я слышу, как все трещит по швам. Даже земной шар.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Дальше.
ЛИДИЯ. Я не слишком сильно тебя сегодня ударила?
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Возможно.
ЛИДИЯ. Мне показалось: переборщила.
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Дальше.
ЛИДИЯ. Не хочешь разговаривать?
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Ночь. Полпервого.
ЛИДИЯ. Ты не мог бы … ко мне придти… сейчас?…
МУЖСКОЙ ГОЛОС. Зачем?
ЛИДИЯ (взорвавшись). Если не придешь, сейчас же, немедленно – я сверну тебе скулу в следующий раз! Ты меня знаешь! (Бросает трубку, вскакивает с постели, включает музыку, снимает ночную рубашку. Выбирает в шкафу платья, останавливается на том, что с разрезом до бедра, надевает его. Причесывается перед зеркалом).
Звонок в дверь. Уходит открывать и возвращается с Валерием. Он в пижаме.
ВАЛЕРИЙ (зевая). Пришел.
ЛИДИЯ (о пижаме). Музыка, видимо, ни к чему. (Выключает музыку). Пришел. А чего тебе не придти? Я на третьем этаже, а ты на пятом. Один подъезд, один дом. Раз – и спустился. Альпинист!
ВАЛЕРИЙ. Чего звала-то?
ЛИДИЯ. Валера…
ВАЛЕРИЙ. Ну.
ЛИДИЯ (открывая разрез до упора). Лера…
ВАЛЕРИЙ (гасит зевок, увидев разрез). Да.
ЛИДИЯ. Я не спала. Мучилась. Все-таки я сегодня переборщила. Ударила тебя гораздо сильнее, чем обычно. Я говорю свой текст…
(Играет)… «Я всегда вижу, когда ты мне изменяешь! Всегда!»… Ты: «Как?»… Ну, говори.
ВАЛЕРИЙ. Зачем?
ЛИДИЯ. Говори.
ВАЛЕРИЙ. Ну, хорошо. …«Как?»
ЛИДИЯ. «Ты чувствуешь вину и не против, чтобы тебя наказали! Это написано у тебя на лице!»… (Дает Валерию сильную пощечину).
Пауза.
Сильнее, чем обычно?
ВАЛЕРИЙ (ошеломленно). Да…
ЛИДИЯ. Это за пижаму.
ВАЛЕРИЙ… Я же…
ЛИДИЯ. Вот-вот, ты и в жизни не против наказания. (Дает еще одну пощечину)… За то, что зеваешь в гостях у женщины!
Пауза!
ВАЛЕРИЙ…Ну, знаешь…
ЛИДИЯ. А на сцене сегодня за что?
ВАЛЕРИЙ. Иди ты!…
ЛИДИЯ. Нет, ты спроси: «Лидия Петровна, за что вы меня сегодня во время спектакля, который мы играем уже пятый сезон, ударили гораздо сильнее, чем обычно?»… Спроси.
ВАЛЕРИЙ. Взбесилась. И спрашивать нечего.
ЛИДИЯ. Тебе еще врезать бы за то, что с пустыми руками приходишь к женщине ночью.
ВАЛЕРИЙ. А я напрашивался? Это ты меня…
ЛИДИЯ. «Это ты меня»…Врезать бы и за это. Мужик тоже мне.
ВАЛЕРИЙ. Я не мужик, а твой бессменный муж и любовник. По сцене. Годика двадцать два уже.
ЛИДИЯ. Врезать тебе и за «годики».
ВАЛЕРИЙ. Хватит. И так весь сон насмарку. Когда поставят спектакль, где я тебя буду бить?
ЛИДИЯ. А ты не дожидайся.
ВАЛЕРИЙ. Да?
ЛИДИЯ. Да.
ВАЛЕРИЙ. Точно?
ЛИДИЯ. Точно. Проверим – настоящий ты или нет.
ВАЛЕРИЙ. И ударю.
ЛИДИЯ. И ударь.
ВАЛЕРИЙ (приближаясь). И не слабее, чем ты меня.
ЛИДИЯ (отступая). И очень хорошо.
ВАЛЕРИЙ. По этой мордашке.
ЛИДИЯ. Ведущей актрисы.
ВАЛЕРИЙ. Ну, это субъективно. Каждая актриса считает себя ведущей.
ЛИДИЯ. Давай выйдем на улицу и спросим.
ВАЛЕРИЙ. Сейчас?
ЛИДИЯ. Да, сейчас.
ВАЛЕРИЙ. На улицу?
ЛИДИЯ. На улицу.
ВАЛЕРИЙ (играет воображаемую сцену на улице)… Прохожий. Ночь. Никого. Испуганно: «А-а! Незнакомец!»
- Кто ведущая актриса нашего театра?
- Заберите все. Вот бумажник, вот часы. Можно я оставлю фотографию своего ребенка?
ЛИДИЯ. Ты не настоящий. Бутафория.
ВАЛЕРИЙ. Настоящие в театре не играют. (Садится на постель). К тому же, зачем тебе фингал под глазом, когда у тебя бенефис на носу?
ЛИДИЯ. Расселся на моей постели, в пижаме. Встать!
ВАЛЕРИЙ (садится ближе). Ну, присел. Что тут такого? Точно так же сидел в «Простой мелодии». Помнится – нужно было даже и прилечь.
ЛИДИЯ. Это тебе не на сцене. И там была не моя постель… Почему ты сейчас меня не ударил?
ВАЛЕРИЙ. Я же говорю – бенефис. Он уже объявлен. (Возвышенно). Двадцать пять лет в театре Лидия Колесинская!… Хороша ты будешь с фингалом.
ЛИДИЯ. И не потребовал объяснения за оплеуху на сцене. Не возмутился, не наорал. Меня для тебя – нет?
ВАЛЕРИЙ. Орать на шаровую молнию?
Пауза.
ЛИДИЯ. Я старая?
ВАЛЕРИЙ. Ты прекрасно выглядишь. Это все говорят.
ЛИДИЯ. Я старше, чем выгляжу?
ВАЛЕРИЙ. Конечно.
ЛИДИЯ. И это заметно?
ВАЛЕРИЙ. Что?
ЛИДИЯ. Что я старше, чем выгляжу?
ВАЛЕРИЙ. Нисколько. Все думают – тридцать пять, хотя знают, что гораздо больше.
ЛИДИЯ. Кто знает?
ВАЛЕРИЙ. Наши, кто еще. Остальные думают – тридцать пять. А, может, и тридцать. Могла же ты и с пяти лет играть в нашем театре – играют же дети – и вот теперь бенефис, через четверть века. Пять, плюс двадцать пять – тридцать.
ЛИДИЯ. Издеваешься. Сам-то – спущенный воздушный шар.
ВАЛЕРИЙ (обнимая Лидию). У меня камешки в желчном и почках. Заклинивает спину. И годика через два такой же юбилей, как у тебя. (О почке). О, кольнуло… Летом опять на воды ехать.
ЛИДИЯ. Я уже не сержусь. Почти…
ВАЛЕРИЙ. Это мне нужно сердиться. Излупасила и на работе и дома.
ЛИДИЯ. Видела бы Светочка, как мы сидим. Твоя любовница.
ВАЛЕРИЙ. Ну, ты тоже не монашка. То Женечка, то Владик.
ЛИДИЯ. А ты со всеми актрисами нашего театра, даже с гримершами, костюмершами и бухгалтершами. Кроме!…(Резко толкает Валерия).
Валерий падает на пол.
Ага!
ВАЛЕРИЙ… Бухгалтерия – клевета…
ЛИДИЯ. Ты не Валерий, ты – Роман. Роман ходячий.
ВАЛЕРИЙ. Ну, и ночка выдалась… (Встает). Пора выпить. Пойду принесу.
ЛИДИЯ. Неси.
ВАЛЕРИЙ. И принесу. (Уходит).
ЛИДИЯ. «Все думают – тридцать пять, хотя знают, что гораздо больше». Чушь! (Перед зеркалом). О такой фигуре не подумают – гораздо больше. Девочка и девочка. Животика нет. Ножки сходятся в пяти позициях – идеально. Мои ноги даже снимали для рекламы. Если бы не театр, я была бы топ-моделью. А у Светочки, между прочим, плоские бедра. А ноги – на бочке сохли. И хотя ей тридцать пять, выгляжу я ничуть не старше. А эта ее манера – вечно открытый рот. Что она будет делать, когда у нее испортятся зубы?
Снимает платье, вешает в шкаф. Надевает ночнушку. Падает на кровать.
Внешность есть… Душа талантлива… Аплодисментов – море… А счастья нет…
Входит Валерий. В руках туфли, брюки, рубашка, галстук, пиджак. Полбутылки водки. Соленый огурец в банке.
ВАЛЕРИЙ. Взял все.
ЛИДИЯ (не поднимаясь и не смотря на Валерия). А я что-то уже…В сон как-то… (Зевает).
ВАЛЕРИЙ. Да, но… зачем тогда избила?… И вообще?
ЛИДИЯ. Сказать?
ВАЛЕРИЙ. Ну, да.
Лидия поднимается и, увидев Валерия, начинает хохотать. Она обходит его со всех сторон и падает на постель, сотрясаясь от хохота.
НОЧЬ ВТОРАЯ
Там же. Валерий в пижаме с молотком в руках возле перекошенной гардины.
ВАЛЕРИЙ. Ночь уже. Поздно.
ЛИДИЯ. Давай, давай. Третью ночь уже ночуешь, а гардина моя тебе не по глазам.
ВАЛЕРИЙ. Конец медовому месяцу.
Ставит стул, встает на него, пробует прибить гардину, но падает на пол, оставив гардину еще более перекошенной.
(Со стоном). Говорил же – поздно.
ЛИДИЯ. Да, поздно. Уже не научишься.
Валерий с кряхтеньем и стоном перебирается на постель.
(Подбирает молоток, садится рядом). Сильно ушибся? Нога цела? Ребро? (Мнет Валерия, тот стонет). Давай вызову «Скорую»?
ВАЛЕРИЙ. Не. Колоть станут. И с собой заберут.
ЛИДИЯ. Что заберут – сомневаюсь.
ВАЛЕРИЙ. Пройдет.
ЛИДИЯ. Ну, смотри. (Кладет молоток на Валерия. Надевает радионаушники).
РАДИОВЕДУЩИЙ….Ага, вы уже в постели, а я нет. Я работаю для вас, я бодр и свеж. Как вам это забытое «ретро?».
Звучит полузабытое танго. Некоторое время Лидия слушает, затем снимает наушники. Музыка исчезает и слышен храп Валерия.
ЛИДИЯ. Послушай - какая музыка. (Протягивает Валерию наушники). Эй, медовый месяц! (Валерий не реагирует. Надевает наушники и вновь звучит танго).
Лидия встает и начинает танцевать. Во время одного из поворотов, словно луч света, перед ней возникает партнер – в безупречном белом костюме, с безупречной внешностью, с безупречными движениями. Некоторое время они блистательно танцуют. Танго заканчивается и Лидия срывает наушники.
Вы кто?
ПАРТНЕР. Не узнаете? (Целует ей руку).
ЛИДИЯ. Вы прекрасно танцуете.
ПАРТНЕР. Конечно. В свою очередь должен сказать – вы восхитительны, мадам. Прекрасней женщины в мире нет. Никто с такой грациозностью не танцует. А ваше платье – у вас самый изысканный вкус.
ЛИДИЯ. Кажется, я вас знаю.
ПАРТНЕР. Само собой… За окном ночь, вы уже в постели, а я нет. Я работаю для вас, продолжаю принимать ваши телефонные звонки к нам на радио… Алло…
Храп.
Я сплю на животе и не храплю.
ЛИДИЯ. Вашей жене везет.
РАДИОВЕДУЩИЙ. Я не женат. Одну секунду. (Переворачивает Валерия на живот и храп прекращается). Правда, для этого нужно не иметь живота. Как у меня.
ЛИДИЯ. Да, я вас знаю.
РАДИОВЕДУЩИЙ. Еще бы.
ЛИДИЯ. Я очень хорошо вас знаю.
РАДИОВЕДУЩИЙ. Вне всякого сомнения. (Замечает перекошенную гардину). У вас есть отвертка?
ЛИДИЯ. Кажется, есть. Но я сейчас не найду.
РАДИОВЕДУЩИЙ. Я знаю, где она. (Мгновенно находит отвертку). Одну секунду. (Встает на стул и в несколько уверенных движений вкручивает шуруп. Гардина зависает абсолютно ровно). Все.
ЛИДИЯ. Идеально.
РАДИОВЕДУЩИЙ. Другого и быть не может.
ЛИДИЯ. И так уверенно, по-мужски.
РАДИОВЕДУЩИЙ. А как же еще?
ЛИДИЯ. И быстро.
РАДИОВЕДУЩИЙ. Я не все быстро делаю, мадам.
ЛИДИЯ. Я знаю. (Медленно кружатся по направлению к постели). Если бы не вы, я бы давно повесилась, отравилась, выбросилась, застрелилась. Если бы не вы, если бы не ты… Этот треск… Когда все по швам… Это доконало бы меня…
РАДИОВЕДУЩИЙ. Я знаю, мадам. Моя дорогая… (Оказываются в постели рядом с Валерием).
ЛИДИЯ. Одну секунду. (Сталкивает Валерия с постели на пол).
Радиоведущий раздевается, демонстрируя великолепную фигуру.
Нет, я так не могу. (Вскакивает и помогает Валерию подняться). Ты в норме?
ВАЛЕРИЙ. Да.
ЛИДИЯ (дает Валерию сильную пощечину). За гардину!
ВАЛЕРИЙ. Согласен.
ЛИДИЯ (дает еще пощечину). За храп!….(Еще пощечину)… За живот!…(Еще)… За то, что спишь, когда нужно танцевать с женщиной!… (Еще)… За Светлану! Ты ей уже третью ночь изменяешь, болтаешься неизвестно где, а она, наверно, звонит, беспокоится!… (Еще и еще)…А это за все, за все… Убирайся!…
Валерий, шатаясь, уходит. Лидия опускается на пол, плачет…
НОЧЬ ТРЕТЬЯ
Квартира Валерия. Он в костюме. Смотрит на телефон, затем на радиоприемник. Включает радио, крутит ручку настройки. Слышен голос радиоведущего.
РАДИОВЕДУЩИЙ. …Звоните нам, ведь ночь – это пора откровений. Расскажите о нем или о ней. Что вас беспокоит? Поделитесь с нами. И вам станет легче. А, может, даже и получите совет.
Валерий набирает телефонный номер.
Звоните, не стесняйтесь. Вы ничего не теряете. Соберитесь с духом – и прыгайте к нам в эфир…
ВАЛЕРИЙ. Алло… Радиостанция?
РАДИОВЕДУЩИЙ. Да, мы вас слышим. Представьтесь, пожалуйста.
ВАЛЕРИЙ. Валерий.
РАДИОВЕДУЩИЙ. Давайте, Валерий, чего-нибудь «вкусненькое». Ага?
ВАЛЕРИЙ. Ну, не знаю… Короче, у меня есть знакомая, коллега – она в это время слушает радио…
РАДИОВЕДУЩИЙ. Она сейчас нас слышит?
ВАЛЕРИЙ. Думаю – да. Если она не слушает радио, ей кажется, что мир трещит по швам.
РАДИОВЕДУЩИЙ. Точно, очень точно, Валерий. Я передаю привет вашей знакомой.
ВАЛЕРИЙ. А я хотел бы ей сказать – я не в пижаме и жду ее звонка. (Кладет трубку).
РАДИОВЕДУЩИЙ. Алло… Валерий положил трубку, а жаль.
Резкий, требовательный звонок в дверь. Валерий идет открывать. Стремительно входит Лидия. Затем Леонид с мольбертом.
ЛИДИЯ… А чего ему спать? Он должен слушать ночные вибрации, заряжаться. (Валерию). О тебе, о тебе.
ВАЛЕРИЙ. Ты слышала?… Хотя, ты не могла успеть…
ЛИДИЯ. Мы успеем. Мы будем работать ночью. Это срочный заказ. К моему бенефису. Знакомься. Это Леонид. Самый модный нынче художник. (Леониду). Располагайтесь. Я сейчас придумаю – где и как.
Леонид устанавливает мольберт. Лидия скидывает туфли и встает на диван.
ВАЛЕРИЙ. Лида, в чем дело?!
ЛИДИЯ (в картинной позе). Если так?
ВАЛЕРИЙ. Лидия Петровна!
ЛИДИЯ. Гордись – твое ложе разврата попадет на картину.
ВАЛЕРИЙ. В чем дело, черт подери?!
ЛИДИЯ. Может, так? (Ложится, томно потягивается).
ЛЕОНИД. Мне все равно. Главное – в срок.
ЛИДИЯ (встает на пол, затем, оглядев квартиру, залезает на стол). Это самая высокая точка. Все будет хорошо видно. (Сбрасывает со стола тарелку и стакан). Долой унылую посуду холостяка!
ВАЛЕРИЙ. Может, и меня долой?
ЛИДИЯ. Ну, не торчать же мне ночью в мастерской у Леонида?! Это неудобно во всех смыслах.
ЛЕОНИД. Ничего неудобного. Нормально.
ЛИДИЯ. Утром тащиться домой?
ЛЕОНИД. Человеку бы не мешали.
ЛИДИЯ. У меня тоже ни то ни се… Мы с Леонидом еле знакомы… Сам понимаешь…
ВАЛЕРИЙ. В моей квартире самое то!
ЛИДИЯ. Вот видишь – и ты так считаешь. (Леониду, о платье). Может, приподнять?
ВАЛЕРИЙ. Что за спешка?! Почему ночью? Можно и днем, и вечером, и утром…
ЛИДИЯ. Заказчик просил к бенефису. День в день. И цену назначил такую, что Леонид все бросил и занялся только мной. Ты понял?
ВАЛЕРИЙ. Нет.
ЛИДИЯ. Говорю открытым текстом. У меня появился богатый поклонник!
ВАЛЕРИЙ. Поздравляю.
ЛИДИЯ. И красивый.
ВАЛЕРИЙ. Рад.
ЛИДИЯ. Он боготворит меня.
ВАЛЕРИЙ. Ну, еще бы.
ЛИДИЯ. Может, тебе с ним познакомиться?
Валерий не отвечает.
Научишься чему-нибудь. Как не храпеть, например.
ВАЛЕРИЙ. Я не храплю. (Берет телефонную трубку, набирает номер).
ЛИДИЯ (приподнимает юбку). Покороче лучше. Такие ноги нельзя скрывать.
ЛЕОНИД. Вам виднее.
ВАЛЕРИЙ (в трубку). Светлана? Привет тебе из мастерской… Потом скажу из какой… Если я сейчас беру такси и к тебе? Пойдет?… Хорошо. (Кладет трубку, собирается уходить).
Лидия прыгает со стола, усаживает Валерия на стул, садится к нему на колени.
ЛИДИЯ. Я передумала. Картина будет такой: «Звезда мирового театра Лидия Колесинская на коленях у неизвестного».
ВАЛЕРИЙ. Пусти.
ЛИДИЯ. Сидеть.
ВАЛЕРИЙ. А вдруг ты будешь неизвестной?
ЛИДИЯ. Не смеши. Ты и сейчас заметен лишь в лучах моей славы. Не будь ее – где Валерик? Кто это такой? Ау!
ВАЛЕРИЙ. Пусти. Меня ждут.
ЛИДИЯ. Не пущу.
Валерий пытается подняться.
Еще движение и я расцарапаю тебе лицо. Месяц будет заживать.
ВАЛЕРИЙ. А бенефис? С кем ты будешь играть?
ЛИДИЯ. Заменим тебя.
ВАЛЕРИЙ. Кем?
ЛИДИЯ. Да хоть Владиком.
ВАЛЕРИЙ. Не смеши. Этим «кушать подано?»
ЛИДИЯ. У него были и главные роли.
ВАЛЕРИЙ. Какие?! Напомни! Что-то я забыл!
ЛИДИЯ. Не ори. Ночь. И ты не на сцене. Не видишь – я позирую художнику. Это на века.
ВАЛЕРИЙ. Хорошо. Я тихо. Какие у Владика были главные роли?
ЛИДИЯ. Ну, в том смысле – он мог бы справиться, если бы с ним ,как следует, поработал хороший режиссер.
ВАЛЕРИЙ. Нет такого режиссера. И ты знаешь это, и Владик знал. Оттого и распустил колючки и допился до инфаркта. А ты сюсюкала с ним, таскала ему в больницу курагу и мед, чего-то протирала на терке. Молодец! Ты не бросишь в беде! Наоборот, если беда – ты тут как тут!
ЛИДИЯ. Недостаток, да?
ВАЛЕРИЙ. Как коршун!
ЛИДИЯ. Я жалела его. Он же не такой талантливый, как ты.
ВАЛЕРИЙ. Наконец-то.
ЛИДИЯ. Кто бы поставил в партнеры к ведущей актрисе бездарность?
Смеются.
Зачем ты к Светочке?
ВАЛЕРИЙ. «Ты уже третью ночь болтаешься неизвестно где, а она, наверно, звонит, беспокоится!»
ЛИДИЯ. У ней ноги на бочке сохли.
ЛЕОНИД. Это интересно.
ЛИДИЯ. И вечно открытый рот.
ЛЕОНИД. Дадите телефон?
ВАЛЕРИЙ. Зачем?
ЛЕОНИД. Любопытная натура.
ЛИДИЯ. Бездарная актриса.
ВАЛЕРИЙ. Перебор.
ЛИДИЯ. Это всем известно.
ВАЛЕРИЙ. Ладно, ладно. Зато с ней тихо.
ЛИДИЯ. Уютно.
ВАЛЕРИЙ. Да, уютно.
ЛИДИЯ. И всегда приготовлен ужин.
ВАЛЕРИЙ. Да всегда. Не то, что у некоторых.
ЛИДИЯ (Леониду). У меня, между прочим, фирменное блюдо – гусь жареный в яблоках и бруснике. В ресторане такого не сыщешь.
ЛЕОНИД. Давайте. Я бы сейчас не прочь.
ВАЛЕРИЙ. Ага, раз в пять лет на большой праздник, когда нужно шибко выпендриться. Пустить пыль.
ЛЕОНИД. Случайно – сегодня – нет?
ВАЛЕРИЙ. Сегодня дежурная пустота.
ЛИДИЯ. Ну, и проваливай! (Леониду). И чего я к нему привязалась? Хочет человек к Светлане – пусть идет. Хочет к Марине – пусть. К Татьяне – пожалуйста. Так и было все двадцать два года, что я его знаю. Чего теперь-то? У него и ребенок есть, оказывается. Я думала – врал. Несколько дней назад я видела его перед спектаклем с женщиной и девочкой-подростком. Обе, как будто, деревенские. Он их усаживал. И по тому, как суетился, можно было понять – девочка его ребенок…
ВАЛЕРИЙ. Я не врал.
ЛИДИЯ. И проваливай!
ВАЛЕРИЙ. Я не начинал эту тему. Ты сама.
ЛИДИЯ. Ступай. (Встает с колен Валерия).
ВАЛЕРИЙ. Ты сама…
ЛИДИЯ. Свободен.
ВАЛЕРИЙ. Пошел?
ЛИДИЯ. Пошел, пошел.
Валерий уходит.
(Леониду). И ты, проваливай!
ЛЕОНИД. Я?!
ЛИДИЯ. Чего уставился?! Пошел вон.
ЛЕОНИД. А заказ?!
ЛИДИЯ ( о картине). Здесь мне сорок семь. А, между прочим, больше тридцати пяти мне не дают.
ЛЕОНИД. У меня точный глаз и точная рука.
ЛИДИЯ. У меня тоже. (Хватает нож со стола и вонзает его в картину). Вот так!
ЛЕОНИД. Не понимаю. Но готов сначала.
ЛИДИЯ. Еще чуть-чуть и… все разлетится в разные стороны… И зачем тогда эта картина? (Надевает ее на Леонида).
НОЧЬ ТРЕТЬЯ (продолжение).
Квартира Светланы. Бочка. На ней сидит Светлана, вяжет свитер. Входит Валерий.
ВАЛЕРИЙ. Это я. Как дела?
СВЕТЛАНА. Тебя не было несколько дней, а мне нужно примерить. (Показывает на свитер). И дел-то осталось. Но вот здесь нужно петли сосчитать.
ВАЛЕРИЙ. И, правда – на бочке. А я как-то раньше не замечал.
СВЕТЛАНА. Давай-ка. (Прикладывает вязку к плечам Валерия, меряет по горлу). Так. Все ясно.
ВАЛЕРИЙ. Ну-ка, помолчи. Ничего не говори.
СВЕТЛАНА. Зачем?
ВАЛЕРИЙ. Ну, помолчи пять секунд.
СВЕТЛАНА. Но я уже несколько дней без тебя молчала.
ВАЛЕРИЙ. Прошу.
Пауза.
На самом деле – рот у тебя постоянно открыт. Раньше не замечал.
СВЕТЛАНА. У меня красивые зубы. Это все говорят. И ты говорил.
ВАЛЕРИЙ. Но почему на бочке?!
СВЕТЛАНА. Какая бочка? Где ты видишь бочку? Обыкновенное кресло. Перестань. Лучше иди поешь. Я разогрела и прикрыла, чтобы не остыло. (Открывает на столе, прикрытые полотенцем кастрюльки). Садись.
Валерий садится за стол.
А руки.
Валерий уходит мыть руки. Светлана садится на бочку, вяжет. Возвращается Валерий и хочет сесть за стол.
Покажи-ка.
Валерий подходит, показывает руки. Светлана внимательно их разглядывает.
(Принюхиваясь). Мылом не пахнет. Сколько тебе говорить? Руки моют с мылом. Ты уже взрослый. От грязных рук много болезней. Например, лямблиоз. Червячки такие в печени. Очень приятно, да?
Валерий уходит мыть руки с мылом, возвращается, садится к столу, задумчиво ест из кастрюлек.
Положи в тарелку. А то остальное прокиснет.
Валерий накладывает в тарелку, ест.
Ну, расскажи чего-нибудь.
ВАЛЕРИЙ. Нечего.
СВЕТЛАНА. Из какой мастерской ты звонил?
ВАЛЕРИЙ. А-а, так… Ничего не слышишь?
СВЕТЛАНА. Нет. А что?
ВАЛЕРИЙ (прикладывая ладонь к одной щеке, затем к другой). А я стал слышать ночью.
СВЕТЛАНА. И что же?
ВАЛЕРИЙ. Да так, шум, треск.
СВЕТЛАНА. Мог уши застудить. Давай покажу тебя знакомому лору… Ну, вот и все. (Заканчивает вязку). Готово. Примерь-ка.
ВАЛЕРИЙ. Может завтра?
СВЕТЛАНА. Ты не рад? У тебя новый свитер. Перестанешь простывать. Давай-ка.
Валерий надевает свитер.
Отлично. Прекрасно сидит.
ВАЛЕРИЙ. Живот больше проступает.
СВЕТЛАНА. Тебе не пятнадцать лет.
ВАЛЕРИЙ. Кое-кого это раздражает.
СВЕТЛАНА. Меня нет. Может, «спасибо» скажешь?
ВАЛЕРИЙ. Спасибо. (Хочет поцеловать).
СВЕТЛАНА (уклоняясь). Сначала сдай анализы, грязнуля.
ВАЛЕРИЙ. Пошел сдавать. (Собирается уходить).
СВЕТЛАНА. Не сейчас.
ВАЛЕРИЙ. Да?
СВЕТЛАНА. Конечно.
ВАЛЕРИЙ. Спасибо.
СВЕТЛАНА (подводит Валерия к постели). Давай-ка сюда. Кстати, что за мастерская?
Валерий падает на постель, не раздеваясь.
В одежде негигиенично.
ВАЛЕРИЙ. Сплю.
СВЕТЛАНА. Разденься.
ВАЛЕРИЙ. Я храплю?
СВЕТЛАНА. Меня это не раздражает. Давай. (Раздевает Валерия).
Дверь резко открывается. Входят Лидия и Леонид. Светлана испуганно кричит.
ЛИДИЯ (Леониду). Так и знала! Он уже в кроватке у другой! (Светлане). Заткнись! Убивать не будем! (Валерию). Встать!
Валерий встает.
(Светлане). «Я всегда знаю, когда он мне изменяет!»
ВАЛЕРИЙ. «Я не чувствую вину и против того, чтобы меня наказали!»
Лидия дает Валерию сильную пощечину.
СВЕТЛАНА. Ясно – какая мастерская! (Дает пощечину Валерию).
ЛИДИЯ. Извиняюсь за ночное вторжение. (Дает пощечину Светлане).
СВЕТЛАНА. Всегда рада вас видеть. (Дает пощечину Лидии).
ВАЛЕРИЙ. Нечего таскаться за одной из моих женщин! (Дает пощечину Леониду).
Д Е Й С Т В И Е В Т О Р О Е
НОЧЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Квартира Лидии. Гардина висит ровно. Лидия держит собачий поводок, который надет на Валерия. Валерий стоит на четвереньках у пустой миски.
ЛИДИЯ. Под другой женский бочок – как?
ВАЛЕРИЙ. Не-а.
ЛИДИЯ. Где место?
ВАЛЕРИЙ. Здесь.
ЛИДИЯ. Тогда поешь. (Выливает молоко из пакета в миску, крошит хлеб). Молочко. Хлебушек. Сегодня после спектакля купила. Так что свежее.
Валерий жадно ест.
Никто не скажет, что я издеваюсь над животным.
ВАЛЕРИЙ. Могла бы и колбаски дать. Все-таки я породистая собака, не какая-нибудь дворняжка бездомная.
ЛИДИЯ. Колбаску нужно заслужить. (Дает команду). Лежать!
Валерий ложится на пол.
Стоять!
Валерий встает.
Сидеть!
Валерий садится.
(Дает кружок колбасы). Колбаска. Молодец! (Гладит по голове). Будешь хорошо себя вести – часто станешь колбаску есть.
ВАЛЕРИЙ. Думал – в цирк отведешь. Хорошенькая карьера – из театра в цирк.
ЛИДИЯ. Там ты под бочок к лошадке уляжешься или к кошечке. Сиди пока здесь.
ВАЛЕРИЙ. Мне свежий воздух нужен. Прогулки. Я так умру.
ЛИДИЯ. А как ты думал надо мной издеваться?
ВАЛЕРИЙ. Чушь.
ЛИДИЯ. Все двадцать два года.
ВАЛЕРИЙ. Ругался? Было. Но со всеми ругался.
ЛИДИЯ. Ты ни разу за мной не приударил.
ВАЛЕРИЙ. У тебя заскок.
ЛИДИЯ. Это злило.
ВАЛЕРИЙ. И хорошо, что не приударил. (О поводке). А то бы это случилось раньше. Хоть пожил на воле. Как человек.
ЛИДИЯ. Как кобель. Только теперь я из тебя человека сделаю! Не будешь больше шляться неизвестно где, станешь дома сидеть, меня поджидать, тапки приносить.
ВАЛЕРИЙ. Ужин готовить, стирать.
ЛИДИЯ. Ну, это в перспективе. Не все сразу.
ВАЛЕРИЙ. Встану и уйду.
ЛИДИЯ. Как же. Тебе это нравится. Надоело мотаться. Захотелось стать кому-нибудь верным псом. Я дала тебе эту возможность.
ВАЛЕРИЙ. И ты сразу это задумала?… Когда позвонила пять дней назад?
ЛИДИЯ. Нет. Ролей не было. Само пошло.
Пауза.
ВАЛЕРИЙ. Лидка, неужели ты такая, а я такой?
ЛИДИЯ. Я всего добивалась сама. Каждую главную роль я выдирала зубами. И теперь я – Лидия Колесинская! На мой бенефис соберутся сливки общества! Все эти годы я дарила им наслаждение своей игрой! Я была лучшей и они помнят это!
ВАЛЕРИЙ. Лидка, ты дура.
ЛИДИЯ. Черта с два!
ВАЛЕРИЙ. Скотина.
ЛИДИЯ. Возможно. От необходимости. Думаешь, почему Клеопатра досталась мне? Ведь сначала режиссер отдал ее другой. Но я приперла режиссера. Сказала, что открою директору его тайну. Не болел он, а был в запое. А он панически боялся нашу директрису, ты помнишь. Результат: играла я и роль стала лучшей в сезоне по всем драмтеатрам. Да, шантажировала. Слабая женщина. За меня некому было заступиться.
ВАЛЕРИЙ. Теперь у тебя есть я… Но что это изменит? Что ты вытворяешь с замечательным артистом – со мной. Видели бы твои обожатели. Они думают – Колесинская – это нечто воздушное. А это садистка. Дрессировщица служебных собак.
ЛИДИЯ. Декоративных. Не надо льстить самому себе.
ВАЛЕРИЙ. Служебных. И сейчас докажу. (Бросается на Лидию, стараясь ее укусить).
Лидия увертывается, но вот Валерий ловит ее за ногу, валит на пол, рычит. Лидия отбивается, хохочет. Валерий целует ее.
ЛИДИЯ (нежно). Еще чего.
ВАЛЕРИЙ. Да, да.
ЛИДИЯ. Сам-то и мизинцем не пошевелил.
ВАЛЕРИЙ. Не был уверен. (Еще целует).
ЛИДИЯ. Дурачок… (Восхищаясь собой). Какой у меня диапазон! То грубая характерная шантажистка, то нежная и обольстительная героиня. Это диапазон великой актрисы!
ВАЛЕРИЙ. А у меня все одно и то же – сладострастный кобель. (Начинает длительно целовать Лидию).
НОЧЬ ПЯТАЯ
Квартира Лидии. Валерий в радионаушниках лежит на подстилке возле кровати. Музыка и голос радиоведущего.
РАДИОВЕДУЩИЙ. Хоп, хоп – надеюсь вы попрыгаете этой ночкой вместе со мной! Мальчики-девочки, папочки-мамочки, дедушки-бабушки, взметнитесь повыше! Только не падайте с нашего земного шарика! Хоп, хоп – начали!
Музыка.
От входной двери появляется Лидия. Пританцовывает, сбрасывает туфли так, что одна попадает в Валерия.
ВАЛЕРИЙ (снимает наушники). Лидия, в чем дело?! Уже два ночи! Где ты шлялась?!
Лидия сбрасывает плащ на Валерия.
Только не говори, что вы рпетировали!
ЛИДИЯ. Бу, бу, бу.
ВАЛЕРИЙ. Ты еще и пьяная.
ЛИДИЯ. А какие претензии, собственно, Бобик? Да, твоя хозяйка немного выпила и что? Какое твое собачье дело?
ВАЛЕРИЙ. Ну, я думал… после того, что…
ЛИДИЯ. После чего, что?…
ВАЛЕРИЙ. Ты сама, в конце концов…
ЛИДИЯ. Твой уровень подстилка, а не сама кровать. Так что суди по своему уровню. (Садится на кровать). Ветер в голове, на улице… Как сейчас бился тополь об окно подъезда… Я замечаю такие вещи. Ветка там, листик, травинка. Муравей. Ляжешь в траву, смотришь – куда он ползет? Навстречу другие – снуют, снуют. А завтра спроси зачем? – не вспомнят. А облака. Ты любишь облака?
ВАЛЕРИЙ. Не актуально.
ЛИДИЯ. Можно сказать, они из крема, а можно – из пудры.
ВАЛЕРИЙ. На мои мозги.
ЛИДИЯ. А чего ты? Я же пришла. Твоя Лидочка. Твоя кормилица. Вот она я. Спи.
ВАЛЕРИЙ. То туда меня, то сюда. Не понимаю.
ЛИДИЯ. Обиделся. Дурачок. Я скажу, где была. И была там, где скажу. Можно проверить. Я была у него. Ну, не хмурь свои черные бровки. Это художник. Леня. Он опять пишет мой портрет.
ВАЛЕРИЙ. Ты же стеснялась идти к нему в мастерскую?
ЛИДИЯ. А теперь пошла. Он намерен закончить портрет к бенефису. Настырный. Как я.
ВАЛЕРИЙ. Могла бы позвонить. Я жду тебя, и ты знаешь.
ЛИДИЯ. Именно поэтому и не хотелось звонить, идти домой – мой милый песик.
Пауза.
Валерий вытаскивает из брюк ремень.
ВАЛЕРИЙ. Кажется, вот чего тебе нужно. (Пробует, как лучше ударить).
ЛИДИЯ. Место!
ВАЛЕРИЙ. Мягкое место.
ЛИДИЯ (вскакивает с кровати, отбегает в сторону). Не посмеешь!
ВАЛЕРИЙ (приближаясь). Увидишь.
ЛИДИЯ. Поднимешь руку на лучшую актрису?!
ВАЛЕРИЙ. С большим удовольствием.
ЛИДИЯ. Перед бенефисом?
ВАЛЕРИЙ. Лучше будешь играть. Твои телесные муки примут за душевные.
ЛИДИЯ. Только попробуй! Закричу!
ВАЛЕРИЙ. Черта с два. Ты этого хочешь. Надоело мотаться. Захотелось крепкой мужской руки. Сейчас ты ее получишь! (Наносит удар ремнем). За пощечины!
Лидия вскрикивает, отбегает.
(Еще бьет). За Светку!… (Бьет). За поводок!… (Бьет). За то, что не хотела звонить!… (Бьет). За пижаму!… (Бьет). За гардину!… (Бьет). За миску!… (Бьет). За подстилку!… (Бьет). За неизвестного на картине!… (Бьет). За богатого поклонника!… (Бьет). За все двадцать два года!…
НОЧЬ ШЕСТАЯ
Квартира Лидии. Она недавно вошла и лежит на пуфике на животе, свесив руки и опустив голову. Рядом на полу цветы.
Леонид и Валерий вносят картину. На ней Лидия в полный рост.
Входят Женя и Владик. Все навеселе.
ВЛАДИК. Это мы! Лидия Петровна, в такую ночь не спят!… Если спят, то очень странно.
ЖЕНЯ. Лида, мы пьяны – потому что банкет пройден. Да, здравствует бенефис и его банкет! (Поет под гитару):
Двадцать пять, двадцать пять
Лет в театре играть,
Это можно рехнуться,
Ей Богу!…
Леонид и Валерий ставят картину перед Лидией.
ЖЕНЯ. Ворота в вечность.
ВЛАДИК. Как живая.
ЛЕОНИД. Это главное. Но это трудно.
ВЛАДИК. А она живая? Лежит как-то необычно. Такой ее не видел, а я пять лет был ее мужем.
ЖЕНЯ. Я шесть. И тоже не наблюдал. (Берет Лидию за руку)…. Пульс есть.
ЛИДИЯ. Хватит болтать. Лучше поставьте на ноги.
ВЛАДИК. Живая. (Валерию). Врезал кто-то?
ЛИДИЯ. Это я тебе сейчас врежу.
ВЛАДИК. Узнаём нашу Лиду.
Владик и Женя поднимают Лидию.
ЛИДИЯ. Радикулит.
ЖЕНЯ. Не заметно. Играла супер.
ВЛАДИК. Не скажешь, что плохо.
ЛИДИЯ. Чего пришли?
ВЛАДИК. Четверть века отпито, отъедено на театре… Вот уважили…
ЛИДИЯ. После банкета можно было и по домам.
ЖЕНЯ. В такую ночь?!…
ВЛАДИК. Ты же бывшая наша… (Обнимаются с Женей). Сначала моя, а потом твоя.
ЖЕНЯ. Наоборот. Я первый, ты второй.
ВЛАДИК. Как так?…
ЖЕНЯ. Так… Надо иметь смелость смотреть фактам в лицо.
ВЛАДИК. Я трус?
ЖЕНЯ. Не знаю.
ВЛАДИК. Тогда реконструируем события…
ЖЕНЯ. Реконструируем.
ЛИДИЯ (Валерию). Наливай. Эти без выпивки не уйдут.
Валерий наливает водку в стаканы на столе.
ВЛАДИК. Она твоя первая жена?
ЖЕНЯ. Не помню.
ВЛАДИК. А у меня… Лида, ты была моей первой женой!
ЛИДИЯ. Достижение.
ВЛАДИК (плачет). И последней.
ЛЕОНИД. А я еще не был женат. Ни разу.
ВЛАДИК. Молодец… Женя, давай его обнимем. (Обнимают Леонида). Сколько еще продержишься?
ЛЕОНИД. Как скажет…Лидия Петровна.
ВЛАДИК (Жене). Ты понял?
ЖЕНЯ. Нет.
ВЛАДИК. И я… Мы тебя спрашиваем – сколько ты еще не будешь жениться?
ЛЕОНИД. Лидия Петровна…. Я писал картину… Ваш портрет – ну, вы знаете… И влюбился… И сегодня хочу вам сказать – у меня это серьезно…
ВЛАДИК. Он что – хочет на ней, как мы?…
ЖЕНЯ. Я не понял.
ВЛАДИК. После нас что ли?
ЖЕНЯ. Не знаю.
ВЛАДИК. Мы не заразные. (Леониду). А сможете вы ее обеспечить? Вот мы с Женей артисты, а вы кто?
ЖЕНЯ. Портрет-то…
ВЛАДИК. Ну, да. Забыл.
ЛИДИЯ (Валерию). Пора выпивать.
ВАЛЕРИЙ (раздает всем стаканы). Тост…
ЛИДИЯ. Говорить буду я.
ВЛАДИК. Тсс-с!
ЛИДИЯ. Странно…, а, может, и нет… Сегодня пришли мужчины, которые… Женя.
ЖЕНЯ. Я.
ЛИДИЯ (Леониду). Это мужчина, который бросил меня.
ЖЕНЯ. Лида, я виноват.
ЛИДИЯ. Владик.
ВЛАДИК. Это обо мне.
ЛИДИЯ. Мужчина, которого бросила я.
ВЛАДИК. Это меня не украшает.
ЛИДИЯ. Валерий. Он двадцать два года демонстрировал мне ноль. (Разводит руками). Вот такой.
ВАЛЕРИЙ. Сейчас-то твердый плюс.
ЛИДИЯ. А Леонид только что обнародовал свое чувство.
ЛЕОНИД. Да, да. Могу повторить.
Лидия пьет.
ЖЕНЯ. А тост-то какой?
ВЛАДИК. Пей, как Лида, и все.
Все пьют.
ЛИДИЯ. Хороша я сегодня была? Ну!
ЛЕОНИД. Очень. Я в восторге.
ВЛАДИК. Мы уже высказались.
ЖЕНЯ. Да.
ЛИДИЯ (Валерию). А ты?
ВАЛЕРИЙ. Была великолепна, как никогда.
ЛИДИЯ. Да, я это чувствовала. (Леониду). А знаете, милый художник, от чего? Этот господин устроил мне порку накануне. Да, да – самую настоящую порку. Ремнем.
ВАЛЕРИЙ. Вранье.
ЛИДИЯ. Нет, не вранье! Пусть знает!… Сегодня ночь откровений! Особенная ночь! Межа! По ту сторону двадцать пять лет, по эту… как часто я себе представляла эту ночь и, как всегда, вышло не то. Наливай!
Валерий наливает всем.
Да, бенефициантка Лидия Колесинская, собравшая сегодня весь город, вчера была избита актером этого же театра. Ремнем по мягкому месту. Во время торжественной части я ни разу не присела, заметили?
ЖЕНЯ. Не помню.
ЛИДИЯ. Не верите? Могу показать. Там – синяки, кровоподтеки.
ВЛАДИК. Старик, она что – не шутит?
ВАЛЕРИЙ. Фантазии.
ЛИДИЯ. Да?! Ну, ладно. Вы, бывшие мужья, идите сюда. (Отводит Женю и Владика в сторону, поднимает платье).
Владик со стоном садится на пол. Женя закрывает лицо руками.
Фантазии?!
ВЛАДИК. Когда мы были на тебе женаты, ничего такого не позволяли.
ЛИДИЯ. Художник, ты еще влюблен?
ЛЕОНИД. Могу повторить. (Валерию). Но это мне не нравится.
ВАЛЕРИЙ. Я не собирался. Так получилось.
ВЛАДИК. Ты псих!
ЛИДИЯ. Пьем! (Берет стакан у Валерия, пьет).
ВАЛЕРИЙ. Не много ли? Ты и на банкете пила прилично.
ЛИДИЯ. Сегодня можно. Сегодня великая ночь! Я чувствую! Я, словно перехожу, или ухожу… Я меняюсь на ваших глазах… Каждую секунду я другая… И тянусь к той, прежней!… А там эти присоски! (Берет бельевую веревку. Один конец дает Леониду). Держите. Вы мое настоящее, а эти трое – о, они мое чудовищное прошлое! Что мне с ними сделать?!…
ЖЕНЯ. Не знаю.
ВЛАДИК. Лида, сегодня мы опять твои.
ЛИДИЯ. Тогда идите сюда, в кучку. Вот так. (Ставит троицу спинами друг к другу и обматывает их другим концом веревки). Вы агнцы, а я жрица. Вы прошлое, которое я сейчас принесу в жертву, и освобожусь.
ЖЕНЯ. Лида, накажи меня. Я подлец. Я хочу бросить и вторую жену.
ВЛАДИК. Прости за все.
ЛИДИЯ (Валерию). А ты?!
ВАЛЕРИЙ. Интересно, чем все это кончится.
ЛИДИЯ. О, финал я вам обещаю! (Леониду). Натяните крепче. Вот так. (Завязывает узел). Готово.
Все трое оказываются привязанными друг к другу и еле могут передвигаться.
Дайте-ка. (Берет веревку у Леонида и тянет, заставляя троицу двигаться к себе.) Глядите – вот оно мое прошлое! Как оно семенит за мной уродливыми шажками!
ВЛАДИК. Лида, не урони нас. Нам будет больно.
ЛИДИЯ. Потерпите. Скоро станет легко, легко…А теперь финал пьесы с названием «Бенефис немолодой актрисы». Сейчас мой монолог. Мой собственный. Импровизация. Итак…
Ты, Женечка, был моим первым мужем! Ты заставлял меня делать аборты! Ты кричал: «Вот когда будет нормальная квартира!». Я, молодая дура, слушалась тебя и услышала – беременеть больше не буду. А ты – ты перебежал к другой, помоложе. Обзовелся потомством, конечно. Помнишь тот день, когда вы катили колясочку по улице мне навстречу?! Я никогда не забуду. Впервые я узнала сколько во мне темного, злобного. И это вызвал ты, Женечка!…
Ты, Владик, был вторым мужем! Это ты допивался до того, что рука не могла держать ложку и тебя приходилось кормить, как годовалого ребенка. Ты не мог дойти до ванной и я тебя сажала в тазик, помыть твою – пардон – филейную часть. Ты показал мне, как может быть отвратителен мужчина физически. Ты, Владик!…
… Вы, трое, отравили мне жизнь. Было бы замечательно, если бы вдруг наш шарик крутанулся назад и сбросил эти двадцать пять лет, но это невозможно. Он может только замедлить ход. Да, да – ночью мне кажется – он замедляет вращенье, будто слышит мою мольбу и хочет продлить мне молодость. А тот, который крутанул шарик, относится ко мне, как ты, Валера!
…. Сегодня все должно измениться, я чувствую. На меня, словно устремились теплые ветры. Они разгонят все холодное и темное! Вы слышите – они распахивают окна? Они подхватят пламя, которое обнимет вас! На мгновение вы почувствуете боль. Боль, которую вы причинили мне. Затем вам станет легко, легко и вы обернетесь ветром, облаком, дождем, снегом. Но сначала огнем!… Я иду за огнем!… (Уходит, бросив веревку).
Пауза.
ВЛАДИК. Она не того? (Крутит пальцем у виска).
ЖЕНЯ. Не знаю.
ВЛАДИК. По-моему, она хочет нас поджечь.
ВАЛЕРИЙ. Сомневаюсь. Но сейчас она не играет.
ЖЕНЯ. А в ванную пошла зачем?
ВАЛЕРИЙ. В ванную?
ЖЕНЯ. Да, в ванную.
ВЛАДИК. Кажется, я знаю.
ЖЕНЯ. Зачем?
ВЛАДИК. После меня должен остаться керосин. В канистре, немного. Горло лечил. Народное средство. Плеснет, чиркнет и мы займемся, как стог сена.
ЖЕНЯ. Чего мы ждем?
Женя, Владик пытаются вырваться, тянут в разные стороны, все трое падают.
ЛЕОНИД. Лидия Петровна!… (Не получив ответа, идет к ванной, стучит, затем открывает дверь).
ВЛАДИК. Крепкий узел… Ты в эту сторону тяни!…
ЖЕНЯ. Тяну.
ВЛАДИК. Нет, в эту!…
ВАЛЕРИЙ. Ножом. И все дела.
ЛЕОНИД… Врача!… Скорее!…
ВАЛЕРИЙ. Режь! Быстро!…
Леонид разрезает ножом веревку. Валерий устремляется в ванную и возвращается с Лидией на руках, кладет ее на постель.
Веревку! Надо перевязать вены! Остановить кровь!
НОЧЬ СЕДЬМАЯ, АБСОЛЮТНАЯ
Картина Леонида. На ней Лидия в полный рост. По бокам от картины Женя и Владик с черными повязками на руках. Чуть в стороне Светлана в черной косынке. Звучит траурная музыка.
Женю и Владика сменяет Валерий и Леонид.
… Появляется радиоведущий и музыка становится веселой, танцевальной.
РАДИОВЕДУЩИЙ. Хоп, хоп – хорошо прыгаем этой ночкой. Конечно, не обошлось и без потерь. Кое-кто слетел с нашего земного шарика. Ну, да это происходит постоянно. А слетев, попадают прямо ко мне. Вы спросите – кто я такой? А я тот, кто крутанул наш шарик! Аплодисменты мне!
Аплодисменты, крики «Браво!»
Спасибо, спасибо… Я работаю для вас – кручу, верчу в небесном цирке… Теперь давайте познакомимся с новенькой. Зовите!
Появляется Лидия.
Мадам, вы узнаете меня?
Лидия растерянно осматривается.
Вы помните меня?
ЛИДИЯ. Не знаю.
Радиоведущий целует ей руку и приглашает танцевать. Некоторое время они танцуют. Лидия неуверенна, скованна.
РАДИОВЕДУЩИЙ. Вы восхитительны, мадам. Прекрасней женщины в мире не было.
ЛИДИЯ. Кажется, я вас знаю.
РАДИОВЕДУЩИЙ. Само собой… Ночь, вы спите, а я никогда не сплю. Я работаю для вас, кручу, верчу, даю свет, тепло… Кстати, вы что-то рановато прибыли. Я ожидал вас позже.
ЛИДИЯ. Так получилось.
РАДИОВЕДУЩИЙ. Напрасно. Посмотрите, как вас оплакивают.
ВЛАДИК. Это была замечательная женщина. Она не бросала в беде. Если беда – она тут как тут. Вы знаете… я падал… было такое… Лида вытащила меня… Если бы не она… (Вытирает глаза). Если я опять, то кто?…
ЖЕНЯ. Когда мы только начинали, она помогала мне, как артисту. У меня не все получалось. Если бы не она, я бы не достиг, не стал… У меня… семейные обстоятельства меняются и я хотел просить ее… опять позаниматься со мной… (Вытирает нос платком).
ЛЕОНИД. Я писал ее портрет, а она надела его мне на голову. Лидия Петровна незаурядная женщина. Такого поступка не было, по-моему, в истории живописи.
СВЕТЛАНА. Она была, как девочка. Животика нет. Ножки сходились в пяти позициях. Ее ноги снимали даже для рекламы. А мои – нет. Мои на бочке сохли. И к тому же, у меня плоские бедра… Но Лидия никогда публично не говорила о моих недостатках. О, это была великодушная женщина!
ВАЛЕРИЙ. Лида была прекрасной партнершей. У нас было море аплодисментов… Она была и необыкновенной женщиной, любовницей. Я никогда не забуду восхитительные минуты, которые… В общем, она была нашим солнцем. И как теперь без нее?
РАДИОВЕДУЩИЙ. Как?
ЛИДИЯ. Вернуться бы и врезать им, как следует.
РАДИОВЕДУЩИЙ. Ну, так возвращайтесь.
ЛИДИЯ. Серьезно?
РАДИОВЕДУЩИЙ. Серьезно.
ЛИДИЯ. Тогда – пока?
РАДИОВЕДУЩИЙ. Пока, пока.
ЛИДИЯ. Эй, придурки! Солнце всегда возвращается!
Разбегается и прыгает. Мужчины ловят ее и поднимают над собой.
МУРЕНКО ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ.
телефоны: 383 (код) 356 38 38 (дом),
8 905 945 76 57 (сот).
armariyn@rambler.ru
armariyn@yandex.ru
armariyn@gmail.com
Пьеса зарегистрирована в Сибирском отделении Российского Авторского Общества. Все права на пьесу у автора.
Коротко об авторе.
Член Гильдии драматургов России, пьесы ставились и игрались в России, Узбекистане, Казахстане, Украине, Белоруссии, Литве, Болгарии и Франции.
Пьеса «ШУТКИ В ГЛУХОМАНИ» поставлена в 89 театрах России, Литвы и стран СНГ (на момент 2020 года). Спектакли по этой пьесе стали лауреатами фестивалей в Узбекистане (Ташкент), Казахстане (Усть-Каменогорск), Болгарии (Враца), Франции (Нанси);
а также:
в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Иркутске, Перми, Кирове, Самаре, Твери, Йошкар-Оле, Ульяновске, Мурманске, Барнауле, Омске, Томске, Сызрани, Тобольске, Ханты-Мансийске, Пскове, Тюмени, Кургане, Комсомольске-на-Амуре, Костроме.
Последние премьеры: в Хакасском русском драматическом театре имени М. Ю. Лермонтова (2015), в Озерском театре драмы и комедии "Наш дом" (2016), в Курганском государственном театре драмы (2018), в Театрально Концертном Центре "Щёлковский драматический театр" (в Подмосковье, 2019), в Кимрском театре драмы и комедии, в Чувашском государственном академическом национальном драматическом театре имени К.В. Иванова (2020).
В марте 2015 года пьеса поставлена в Литве в театре имени Бориса Даугуветиса (город Биржай). Несмотря на то, что автор из России, премьера прошла с огромным!!! успехом.
Спектакль "ШУТКИ В ГЛУХОМАНИ" подмосковного театра "Т-ВИД" победитель ХХ Международного театрального фестиваля в Болгарии (г. Враца) в номинации "Лучший драматический спектакль". Плюс специальный приз жюри "За хранение школы К. С. Станиславского".
В Санкт-Петербурге на 2-ом Всероссийском фестивале-конкурсе любительских театров «Невские театральные встречи - 2016» Гран-При и Приз зрительских симпатий завоевал спектакль «ШУТКИ В ГЛУХОМАНИ» Объячевского народного театра имени Г.Д. Горчакова, Республика Коми, Прилузский район, село Объячево.
Народный театр города Буя в январе 2018 года победил на Международном фестивале-конкурсе "Адмиралтейская звезда" в Костроме с комедией "ШУТКИ В ГЛУХОМАНИ".
Пьеса "ОДИН ДЕНЬ ИВАНА МИЛЛИАРДОВИЧА или СТАКАН ВОДЫ 2" - в Днепровском академическом театре драмы и комедии (в Днепропетровском академическом русском театре драмы и комедии имени М. Горького). Премьера состоялась 4, 5 ноября 2017 года.
Пьеса «ОТЧЕ НАШ» - в Новосибирском Областном драматическом театре «Старый дом». Показана в эфире Государственной телерадиокомпании «Новосибирск». Стала лауреатом фестиваля в Украине (Одесса).
Пьеса «ПРИЗВАНИЕ - УБИЙЦА» - в Новосибирском Государственном Молодежном академическом театре «Глобус». Стала лауреатом Международного Рождественского фестиваля в Новосибирске.
Пьеса "АКТРИСА НОЧЬЮ" в театре "САНТ" г. Актау Республики Казахстан.
Пьеса "СЕМЕЧКО ТЫКВЫ" - на Новосибирской студии телевидения (ныне ГТРК "Новосибирск"), а также на сцене МАУ ГЦНК «Приморье» детской театральной студией "Софит" из школы № 3 поселка им. С. Лазо Дальнереченского района Приморского края. Пьеса поставлена еще и в Караганде (Казахстан) преподавателями и учениками театрально-музыкального отделения школы искусств № 2 «Клуб ЮНЕСКО», спектакль победил в Астане на 5-м Международном конкурсе детского, юношеского и взрослого творчества «Музыкальный фейерверк» в номинации «Театральное искусство».
Пьеса «F 1 – ПОМОЩЬ. ПАМЯТИ WINDOWS 2000» - в Белоруссии, в молодежном театре «На филфаке» Белорусского государственного университета и была представлена на Международном фестивале студенческих театров «Тэатральны куфар 2009» в Минске.
«КОРОЛЕВА ЛИР» - пьеса поставлена Государственной телерадиокомпанией «Новосибирск» и показана в эфире Сибири и Алтайского края.
Пьеса «БАБУИН И ДЕМБЕЛЬ» - пьеса поставлена Государственной телерадиокомпанией «Новосибирск» и показана в эфире Сибири и Алтайского края.
Пьеса «МУСОРНЫЕ БЯКИ» - пьеса поставлена Государственной телерадиокомпанией «Новосибирск» и показана в эфире Сибири и Алтайского края. Пьеса признана победителем конкурса новогодних пьес, который проводила ГИЛЬДИЯ ДРАМАТУРГОВ РОССИИ в 2019 году.
Пьеса «СЫН ПРИЕХАЛ» - пьеса поставлена Государственной телерадиокомпанией «Новосибирск» и показана в эфире Сибири и Алтайского края.
Пьеса «КЛАД КРЕМ или ПРИЕМ ВЕДЕТ ПСИХОЛОГ» победила на Международном конкурсе современной драматургии "Время драмы, 2014, осень". Участвовало 156 авторов (243 пьесы) из 10 стран: Израиль, Англия, США, Украина, Белоруссия, Казахстан, Германия, Швейцария, Латвия, Россия.
Пьеса "КОМЕДИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ" вошла в шорт-лист Международного конкурса современной драматургии "Время драмы, 2015, весна". Участвовали авторы из 9 стран: Германии, Дании, Израиля, Италии, Швейцарии, Латвии, Белоруссии, Украины, России. А также вошла в шорт-лист Международного конкурса пьес «Автора – на сцену!» Национальной Ассоциации драматургов в 2019 году. Поступило 306 пьес от участников из 17 стран: России, Украины, Казахстана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Израиля, Белоруссии, Азербайджана, Киргизии, Грузии, Молдавии, Болгарии, Чехии, Германии, Франции, США. Пьеса поставлена в студенческом театре "ГлаголЪ" Челябинского государственного университета. Спектакль победил в Магнитогорске на фестивале молодежных театров в апреле 2016 года. И победил в Челябинске на театральном фестивале "Весна студенческая 2017". Пьеса поставлена и в народном театре села Бердюжье Тюменской области в мае 2017 года. И в учебном театре "Кама" имени В.А.Сартарова Елабужского колледжа культуры и искусств города Елабуги в 2018 году. И в народном театре "Казахмыс" города Балхаш (Казахстан)в 2017 году. И в Иркутской области в поселке Чунский в постановке молодежного театра "Смайлик" и народного театра "Песочные часы" в апреле 2019 года: этот спектакль получил Гран-При фестиваля "Театральная весна на БАМе". Пьеса принята для читки Московским драматическим театром под руководством Армена Джигарханяна. Пьеса поставлена театральным коллективом "Маски" Рыбинского сельского Дома культуры Каменского района Алтайского края, коллективом Ардатовского (Республика Мордовия) народного театра имени В. Б. Лазерсона в 2020 году, Псковским областным драматическим театром имени А. С. Пушкина.
Пьеса "МУЖИКИ ЛЕТЯТ НА ПИРОГИ" названа победителем Международного конкурса современной драматургии «Время драмы, 2016, лето». Участвовали авторы из Украины, Кыргызстана, Беларуси, Молдовы, Латвии, Германии, Израиля, Канады, Франции, США, России. Пьеса поставлена в народном театре села Парабель Томской области.
Пьеса "ЛЕЖАТЬ РАЗРЕШАЕТСЯ" вошла в число семи победителей (дипломант) Международного конкурса пьес «Смех сквозь слезы» Гильдии драматургов России (ноябрь 2018 года).
Пьеса «ДЕРЕВЕНСКИЕ В ГОРОДЕ, или ГИТАРА и РУЖЬЁ» вошла в шорт-лист Международного творческого конкурса на лучшую современную пьесу 2018 года «Автора – на сцену!» Национальной Ассоциации драматургов. В конкурсе приняли участие 235 авторов из 13 стран мира. А также вошла в шорт-лист Международного конкурса пьес "Время драмы, 2019, зима" в номинации "Пьеса". Участвовали драматурги из 6 стран....Пьеса заинтересовала Московский цыганский театр «Ромэн» и народный театр Тихоокеанского океанологического института имени В. И. Ильичева Дальневосточного отделения Российской академии наук города Владивостока.
Пьеса «МОЯ ЖЕНА – РОБОТ» стала победителем Международного конкурса пьес «ВРЕМЯ ДРАМЫ, 2019, осень». Участвовали драматурги из России, Украины, Беларуси, Молдавии, Узбекистана, Чехии, Германии, Канады, Израиля, США. Опубликована в Электронном литературном журнале "ЛиTerraтура" в номере 152 (январь 2020). 28 февраля 2020 состоялась читка этой пьесы в Новосибирском Доме актера под эгидой Союза Театральных Деятелей и Товарищества сибирских драматургов ДРАМСИБ. 12 мая 2020 года состоялась читка этой пьесы в "карантинном варианте" актерами Калужского областного драматического театра.
Печатался в журнале «Современная драматургия», в сборнике «Мы выбираем Новосибирск», в Электронном литературном журнале "ЛиTerraтура".
Рецензии на спектакли по пьесам печатались в журнале "Театральная жизнь", в "Независимой газете", в газете "Культура", в "Литературной газете", на многих Интернет-порталах.
Интервью Игоря Муренко программе «Авторская ремарка» на радио «Русский мир» прозвучало в интернет-эфире на все страны мира 14 мая 2020 года. Это интервью выложено на сайте интернет телерадиокомпании «Русский мир».
Один из соучредителей Секции драматургов при Авторском Совете Российского Авторского Общества.
Участник лаборатории драматургов, режиссеров и критиков Урала, Сибири и Дальнего Востока, семинара драматургов России в Рузе, семинара молодых драматургов СССР в Москве.
Один из победителей конкурса пьес Sib-Altera (пьеса «Актриса ночью»).
Телефон в Новосибирске 383 (код) 356 38 38 (дом),
8 905 945 76 57 (сот). 8 905 945 88 44 (WhatsApp)
Есть странички в Фэйсбуке, В Контакте, в Одноклассниках
Академик драматургии (шутка) – три пьесы поставлены в шести академических театрах драмы. Пьесу "ПРИЗВАНИЕ - УБИЙЦА" поставили в Новосибирском государственном академическом Молодежном театре "Глобус", пьесу "ШУТКИ В ГЛУХОМАНИ" поставили в Тверском государственном академическом театре драмы, в Государственном академическом театре драмы им. В. Савина Республики Коми и в Академическом русском театре Узбекистана (Ташкент), и в Чувашском академическом драматическом театре имени К.В. Иванова, пьесу "ОДИН ДЕНЬ ИВАНА МИЛЛИАРДОВИЧА или СТАКАН ВОДЫ 2" поставили в Днепровском академическом театре драмы и комедии. До 2016 года это Днепропетровский русский академический театр драмы и комедии имени М. Горького.
Все пьесы можно прочитать в Интернете здесь
http://www.proza.ru/avtor/armariyn
и здесь https://sites.google.com/site/pesydlateatraigoramurenko/
ВНИМАНИЕ! Все авторские права на пьесу защищены законами России, международным законодательством, и принадлежат автору. Запрещается ее издание и переиздание, размножение, публичное исполнение, перевод на иностранные языки, внесение изменений в текст пьесы при постановке без письменного разрешения автора.
Свидетельство о публикации №212022701591