О фильме Красная палатка

Ах, вот какая она, настоящая любовь! Когда он засыпал вечным сном в арктическом морозе бескрайних просторов Северного полюса, она внезапно проснулась, словно получив толчок, подобный удару электрического тока, дома, в своей солнечной южной стране – Италии. Она, неизвестно как, почувствовала эту страшную новость. Как почувствовала? Кто знает?  Ведь в мире столько необъяснимых вещей. Какими волнами или флюидами передались события на громадное расстояние, отделяющее солнечную Италию от многовековых  ледяных глыб  Северного ледовитого океана?

А он, в тот момент, когда понял, что теряет последние силы и дальше идти просто не может, отдал все свои теплые вещи двум своим товарищам.  Быть может, это им поможет выжить? Он отдал им и обувь. Взамен попросив сделать ему во льду последнее убежище. У него уже не было сил. Хотелось только одного – лечь и отдохнуть от этого бесконечного холода, усталости. Заснуть. Он закрыл глаза и думал о ней. Поэтому-то за тысячу километров полетел сигнал SOS, от  того, кому уже нельзя было помочь, но можно было только услышать самым невообразимым образом о непоправимой беде. Потом он  заснул. Постепенно этот сон освободил от мук холода, унося мысли и сознание, в какие-то неизведанные дали.

Шведский исследователь Мальмгрен надеялся на благоприятный исход, когда решил идти с двумя другими товарищами самостоятельно искать большую землю. Когда они уходили в направлении горизонта,  его просто не было видно, потому что вверху было белое небо, а внизу – сплошной бескрайний слой ослепляющего своей белизной снега. И все это, сливаясь вместе, не давало возможности отделить небо и землю, расстилавшуюся вокруг, линией горизонта. Три мужских силуэта уходили куда-то в даль, делаясь все меньше и меньше по мере удаления, пока не исчезли совсем.

Фильм «Красная палатка». Честно говоря, его не зря создавали две страны с участием известнейших актеров СССР, Италии, Англии. Как не напрасно и спасатели нескольких государств, в свое время, в 1928 году, пытались протянуть руку помощи пострадавшим. Реально же помогли  летчики и моряки теплохода «Красин» молодой Советской республики. Именно они спасли оставшихся в живых членов экспедиции.  Именно советская республика и ее люди, откликнулись всем сердцем, и, не считая затраченных средств, сделали все, чтобы спасти терпящих бедствие людей-исследователей северной земли.

Рауль Амундсен, после успешной экспедиции дирижабля «Норвегия», где он был вместе с генералом Нобиле и Мальмгреном,  тоже отправился им на помощь, но сам затерялся в бесконечных льдах и снегах севера. После того, как он отправился на поиски пропавшей экспедиции, его больше никто и никогда не видел. Именно Рауль Амундсен, которого в фильме сыграл Шон Коннери, подтвердил своей жизнью и смертью право оценивать поступки всех членов экспедиции и тех, кто, так или иначе, имел отношение к спасению людей, попавших в ледяной плен. И судить о них справедливо.

Фильм необычен и в то же время правдив. В нем герои говорят мудрыми отточенными фразами, так похожими на афоризмы, а актеры, снимавшиеся в нем, попали в самые настоящие полярные условия, максимально приближенные к тем, в которых оказались герои той трагедии. Нестерпимый холод. Ледяная вода. Позже - тающие и ломающиеся под весом людей, находящихся на них, льдины.

Картина ставилась советским режиссером Калатозовым и  итальянским продьюсером Кристальди. В фильме были сняты редчайшие кадры зарождения айсбергов. Таких кадров не было даже в научно-документальных фильмах. 

В принципе, фактически на основе одного и того же сценария были созданы два разных фильма, в которых был использован отснятый совместно материал. Советский фильм  был продолжительнее на полчаса. А, кроме того, случай тоже совершенно уникальный – музыка в фильмах была разной. У нас – прекрасная музыка Александра Зацепина, в итальянском варианте – музыка композитора Марриконе. Так случилось потому, что советский вариант фильма еще «доснимался» и дольше монтировался.

Итальянцы настолько трепетно отнеслись к вышедшему фильму, что когда  в Италии фильм вышел в прокат, на одной из римских площадей поместили дирижабль, который напоминал о том времени, когда жили герои.

Фильм глубоко психологический. Смотрела его несколько раз, не переставая  удивляться силе духа людей.  Интересна его постановка и сам сценарий, в котором реальные события перемежаются с  выдуманными,   в принципе даже невозможными. Ведь авторы собирают вместе некоторых участников этой трагедии, живых и тех, которые уже покинули землю, отправившись совсем в другое, далекое странствие, из которого еще не возвращался никто, разве что, в совсем другой оболочке, в другое время, где их никто не может узнать. Режиссер и продьюсер фильма  усаживают их всех за «круглый стол», чтобы разобраться во внутренних  причинах произошедших тогда событий. И им это в общем-то удается.  Мне этот фильм понравился. Его воздействие на зрителя, если смотреть его внимательно, потрясающее. Нельзя сказать, что он не актуальный, каким посчитали его когда-то некоторые зарубежные кинокритики. Наоборот, он актуален всегда, потому что несет в себе настоящие, а не искусственно созданные ценности.


Рецензии
Да, прекрасное кино. Откуда-то глубоко из детства.

Лев Рыжков   08.08.2019 22:30     Заявить о нарушении
Спасибо вам большое! Очень рада, что благодаря моей миниатюре вы заглянули в прошлое...

Ирина Некрасова   10.08.2019 09:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.