Еще раз о ящике Пандоры

В различных сказках добро и зло локализованы по-разному.  В русских народных сказках они, как правило, персонифицированы. Так например, Баба-Яга, Кащей бессмертный, Змей Горыныч являются носителями зла, причем это сразу ясно читателю. Они — аксиоматические злодеи, так сказать. Носители же добра (Иваны-царевичи и просто Иваны-дураки ) что-то делают, чтобы уничтожить злодеев, а вместе с ними и зло.  А вот в некоторых скандинавских сказках, дело обстоит, как мне показалось, сложнее. Там тоже много всякой нечисти, вроде троллей и русалок, от которых можно ожидать всяких пакостей, но совсем не очевидно, что в данной сказке они выполнят свое предназначение. Поэтому сказка воспринимается как триллер, который все время держит читателя в напряжении. Я не филолог и, возможно, не вполне прав. Но вот вам частный случай (норвежская сказка), который и подтолкнул меня написать этот рассказ.

Сюжет сказки вкратце следующий. Один юноша долго скитался, гонимый какой-то бедой, не находя ни пищи, ни крова и совсем обессилил, когда оказался на скалистом берегу пустынного фиорда. А тут, как назло, разыгралась буря, сверкали молнии, а холодные свинцовые волны грозили смыть его в Северное море. И вдруг он заметил тускло мерцавший огонек, побрел туда и оказался у порога мрачного каменного дома. Постучал, и ему открыл старик — худой, мрачный да еще и горбатый. Он ничего не сказал, а только кивком головы предложил парню войти. Там он обогрел и накормил его и, ничего не спросив, уложил спать.
На следующий день старик приказал гостю остаться у него на месяц, но ни о чем не расспрашивал, да и сам ничего не рассказывал. Он требовал лишь принести хвороста из ближнего леса и воды из ручья, за что платил ему пищей, которую ел сам, а с наступлением темноты задувал свечи, приказывал ложиться спать, а сам уходил куда-то в дальний угол дома и запирался в одной из многочисленных комнат. С полуночи и до рассвета оттуда доносились странные глухие звуки, похожие на скрежет стали по стеклу и повизгивания. Молодому человеку было не по себе, но он не мог осмелиться ни на вопрос, ни на побег. Так  продолжалось несколько дней. И вот, старик засобирался куда-то, а парню сказал: “Я отлучусь по делам на три дня, хозяйничай сам, бери, что понадобится, но только не входи вот в эту комнату. Если же ослушаешься, то не сносить тебе головы ”.

Разумеется, молодой человек не удержался и все же заглянул в запретную комнату. Не важно, что он там увидел. Старик же, вернувшись, сразу все понял и в страшном гневе занес, было, меч над головой юноши, но тот со слезами глубокого раскаяния взмолился о пощаде, и старик смилостивился.  Через какое-то время ситуация повторилась, хотя и  с другой комнатой. И снова старик простил любопытного парня. Уезжая из дома в третий раз, он опять строго предупредил, что на этот раз за нарушение запрета прощения не будет и расплаты не миновать. Парень долго мучился, но не стерпев, все же открыл запретную комнату и, увидев там сверкающий меч-кладенец, взял его...

Едва переступив порог, старик до неузнаваемости изменился в лице, а спина его распрямилась. Не произнеся ни слова, он медленно вытянул из ножен свой длинный меч. Но молодой человек не заплакал, он уже был трижды предупрежден, а теперь еще и вооружен. Его волшебный меч, с визгом рассекая воздух, не оставил старику никакого шанса сохранить голову.

Вот такую, примерно, сказку я прочитал в детстве, и, помнится, был доволен ее финалом: таинственное зло потерпело поражение. А теперь, вспомнив ее, задаюсь вопросами. А в чем зло и кто злодей? Горбатый старик, приютивший отчаявшегося мальчишку?  Ясно, что он грешен тем, что искушал парня, который, возможно, и не открыл бы запретную комнату, если бы не был уведомлен о ее существовании, или если бы она была заперта. Но, быть может, старик и не искушал вовсе, а лишь предупреждал о бедах, которые воцарятся, если “ящик Пандоры” будет вскрыт? Ведь и Бог предупреждал Адама и Еву, а не искушал их.  А что сделал молодой человек? Показал свою полную неспособность нести ответственность, как, впрочем и Адам, пытавшийся все спихнуть на Еву. В конце концов, он убил своего благодетеля.  Так что, юноша приумножил свои грехи, а тем самым увеличил и общее зло.
 
И еще, дело не в ящике Пандоры. Похоже, что если уж он появится, то вскрыт будет обязательно; это неизбывное любопытство — родовой грех человечества, тянущийся, как хорошо известно, от самого Адама. Дело в том, как мы умерим выплеснувшееся зло генерацией добра, коль скоро  генетически (благодаря Адаму с Евой) способны отличать одно от другого. А действительно ли умеем?


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.