Глава 5. Экспедиция вблизи Красной Щели

 Летом 1961 года я организовал небольшую экспедицию для измерений пространственного распределения яркости водной толщи при естественном (солнечном) освещении. Измеритель яркости закреплялся в поворотном устройстве, с помощью которого можно было изменять как азимут оптической оси измерителя, так и её зенитный угол.

 Измеритель в поворотном устройстве закреплялся на опоре, которая устанавливалась на дне моря. Блок питания измерителя и регистрирующую аппаратуру размещали на небольшой шлюпке. Ориентацию измерителя в нужном направлении производил водолаз по команде, подаваемой со шлюпки на гидрофон, закреплённый вблизи поворотного устройства. 

 Это была прекрасная экспедиция, в чудесном, труднодоступном по суше месте, в районе Красной щели вблизи мыса Идокопас. (Ныне около этого мыса строится очередная резиденция президента России.) Экспедицию обеспечивало небольшое красивое судно «Акад.Ширшов». На судне мы, четверо членов рабочей группы экспедиции, спали, заряжали акваланги, завтракали и ужинали.

 А в середине дня, примерно с 11.00  до 17.00 (пока солнце стоит достаточно высоко) занимались измерениями. Погружались со шлюпки, на ней же была установлена надводная часть измерительной аппаратуры. В случае необходимости под водой мог работать каждый из четверых.

 Но фактически больше всех времени под водой проводил Миша Целлер, измерительной и прочей аппаратурой ведал Толя Жильцов, я по "горячим следам" обрабатывал результаты измерений. (Моя статья по результатам этих измерений была опубликована в Трудах Института.)

 Самый старший из нас по возрасту, бывший лётчик - истребитель, участник войны в Корее, майор в отставке Сергей Тачальный занимался разнообразными хозяйственными делами в нашем береговом лагере.

 Здесь мы обедали, не утруждая лишний раз судового кока приготовлением обеда для нас. В предвечерние часы мы обычно «самодурили» (ловили ставриду) с борта судна вместе с экипажем, которым командовал капитан М.Г.Чумаков.


Рецензии
Владилен,
мне как-то повезло быть в командировке на Чёрном море летом. Шли испытания. Когда выдался выходной, я с одним коллегой из НИИ пошли на пляж. Никого нет - запретная зона. Он мне говорит: "Володя, представляешь, а нам за этот день ещё и командировочные заплатят!". Я читаю Ваши воспоминания и думаю:" Не-е-ет, не туда я пошёл после школы!"
Шучу, с дружеским приветом,
Владимир

Владимир Врубель   31.07.2012 23:24     Заявить о нарушении
Владимир, Вы, конечно, знаете, что "дуракам - везёт". Ведь в поисках работы я был как раз тем самым дураком: я не знал толком, что я хочу найти. Правда, я твёрдо знал, Чего я не хочу и где я не хочу работать: в исследовательском институте системы КГБ, в Вычислительном Центре МГУ. Если бы не было других вариантов, я, возможно, согласился бы работать в лаборатории спектроскопии московского института металлургии АН, но только при условии немедленного получения квартиры в Москве. Но квартиру в Москве никто мне не обещал (кроме КГБ). Но я хотел ехать в неведомую экспедицию в Антарктиду, но я готов был поехать в Тюмень, где создавался, как я впоследствии понял, будущий монстр ГАЗПРОМ, но я согласился стать помощником капитана нис Витязь (по науке) и ехать во Владивосток. Но - везёт дуракам! - по по мало зависящим от меня причинам я попал в черноморский филиал института океанологии в Геленджике. Вот так "выбирал" я свою дорогу.
С дружеским приветом
Владилен.

Владилен Николаев   01.08.2012 01:08   Заявить о нарушении