Каждый ребёнок - звезда!
В отделение для необычных ребятишек ходит не так уж много деток. Всего 10 человек: обычно пять в утреннюю (дошколята) и пять в дневную смену. Занимается с ними штат талантливых педагогов СРЦ: логопед Ирина Леонидовна Сорокина, психолог Оксана Вячеславовна Аникина, социальный педагог Марина Владимировна Афонина, музыкальный руководитель Надежда Владимировна Илюхина и воспитатели – Татьяна Викторовна Курдуба и Галина Ивановна Юрченко. Заведующая отделением для детей с ограниченными возможностями Наталья Викторовна Мирошниченко называет цифру 69: столько ребят прошло через центр за два с половиной года.
В детях, обделённых от природы чем-то одним, педагоги находят скрытые ресурсы, таланты, возможности.
– Задача отделения для «особых» детей – в первую очередь их первичная социализация, умение адаптироваться в обществе. Есть тяжёлые случаи, но их немного, – рассказывает Татьяна Павловна Хохлова, директор СРЦ. – Гораздо чаще вопрос упирается в умение работать с учеником и особенно с родителями: им мы уделяем не меньшее внимание, чем детям. У нас подход один: каждый ребёнок – звезда.
Дать маленькому человеку возможность поверить в свои силы – для многих это шанс.
– Нам здесь помогли не только профессионально, но и советом, – делится переживаниями Людмила Кожадей, мама одного из ребятишек. – Ребёнок изменился. А ведь был замкнут, необщителен, прочитать стихи при ком-то стеснялся. А после занятий в СРЦ на праздновании Дня матери я с изумлением наблюдала, как он танцевал с ребятами. Педагоги нашли у него хореографические способности.
Центр был создан почти два года назад. Собрали коллектив, а недавно ещё и обновили «арсенал» педагогических приёмов, ввели новые развивающие и релаксационные методы.
«ВСЕМ ЛЕЧЬ НА ПОЛ!»
Мы поприсутствовали на одном из занятий, которое проводит психолог-педагог Оксана Аникина. Конечно, ребята человека с фотоаппаратом заметили сразу, но нисколько не стушевались – наоборот, с удовольствием позировали. Оксана Вячеславовна активно использует все наиболее эффективные методы работы, включая необычное оборудование. «Искусственный огонь», к которому дети протягивали руки, рассказывая о своём настроении – это «ноу-хау». Есть сказочные существа-сундучки, в которые ученики «складывают» свои страхи. Как ни странно, материальные предметы помогают «нематериальной» работе с детскими настроениями. В «сенсорной комнате», так называется кабинет психолога, есть, например, «сухой бассейн» – он наполнен шариками. При нас туда, правда, никто не «нырял», но заведующая Наталья Викторовна объяснила, что ребята его очень ценят.
– В занятиях мы используем разное оборудование, – говорит Оксана Аникина, – например, «волшебную нить» (гирлянда, упрятанная в прозрачную оболочку – ред.), а также мягкую перину и подушки с гранулами. Всё, что помогает ребёнку почувствовать себя комфортно. А цветные огоньки привлекают внимание. Используем в работе арт-терапию, «сказочные» сюжеты. На этом занятии мы отрабатывали коммуникативные навыки, эмоционально-волевое восприятие, познавательную сферу.
В комнате мягкий ковёр, диван, игрушки, телевизор – сразу после занятия ребята окружили Оксану Вячеславовну с просьбой показать им «мультик про Шрека». Способы релаксации стали настолько популярны, что команда «Ложимся на пол и представляем, что мы плывём» стала одним из эффективных средств наведения порядка. Спокойная музыка, пять минут тишины – и дети снова спокойны и собраны.
Помимо психологии, применяются ремёсла, ручная работа в мастерской. Это даёт не только практический навык, но и ощущение сопричастности делу. Выставка поделок малышей названа с любовью: «Нашими ручками».
– Для ребёнка главное – заявить о себе, – говорит Наталья Викторовна. – С какой гордостью они показывают мамам, что сделали за день!
Учреждение востребовано среди родителей. Прийти сюда для консультации могут все желающие, но заниматься стационарно – только дети-инвалиды и дети с хроническими заболеваниями, только по направлению медучреждения и только на 3-6 месяцев за один раз.
Но через время при необходимости и малейшей возможности мамы приходят снова.
На вопрос, нет ли перспектив расширения учреждения, ведь 10 ребят – это очень мало, Татьяна Павловна ответила отрицательно: в ближайшее время не предвидится. Помещений свободных нет, а штат рассчитан именно на то количество детей, которое есть. Занимаются в отделении орловчане и один маленький житель хутора Кундрюченского. Мама мальчика добирается на автобусах и попутных машинах, но привозит ребёнка на занятия.
фото автора
6 декабря 2011
Свидетельство о публикации №212022700709
Юрий Вшивцев 14.03.2012 20:50 Заявить о нарушении
Степные Зори Орловский Район 15.03.2012 08:47 Заявить о нарушении