Деньги. 20. Одиночество

   Мама на работе, сестра далеко, да и вообще ничего с ними общего давно нет. С мужем развод,а подруги..только для того,чтобы у неё взять,занять. Лийка сама  так и не научилась до конца дней своих к кому-то ходить, что-то просить, уничтожать "тоннами" своё время. Его по-прежнему ей не хватало. Тем более на руках остался ребёнок, для которого нужны были деньги и на садик, и на всё новое, ведь малышка росла, а работать приходилось ей одной. Попробовала устроится ещё на вторую работу, которая на языке музыкантов называлась "халтурой". Эта профессиональная "халтура," связана с тем, что музыкант должен сопровождать спортивные, хоровые, танцевальные или другие занятия. Не каждый человек, даже имеющий хорошую подготовку, способен там работать, но это был шанс, и Лийка решила начать эту  деятельность, хотя бы потому, что слыла не плохой пианисткой. Но приступив, она почувствовала себя не "в своей тарелке". Как-то думая о том, чтобы преодолеть свой страх, жуткое волнение, а он очень мешал в работе, Лийка вспомнила интересный эпизод, который произошёл тогда, когда она ещё была студенткой консерватории.

      Проходя по коридору как-то, она столкнулась со своим прошлым. У окна стоял её бывший учитель, который, как потом оказалось, ждал своего сына с урока по фортепиано, который занимался в студии при консерватории, так объяснил Валентин Григорьевич свой визит в храм искусства. Обрадовавшись такой "музыкальной" встрече со своим бывшим учителем физики в школе, Лийка стала выяснять, что, преподавателя, совсем не муыкального предмета, привело  в эти консерваторские стены. Объяснив своё ожидание, он вдруг выдал совершенно неожиданную мысль для Лийки: "Я вот занимаюсь с сыном музыкой и пришёл к выводу, что музыкальные предметы самые сложные из всех до сих пор мне известных". Лийка от изумления даже всплеснула руками: "Почему вы так считаете?"
"Да потому что  в этой профессии ты сам за себя в ответе, невзирая на то, сколько и с кем ты занимался, всё равно на сцене тебе никто не поможет."
"А Физики, математики?" спросила Лийка, зная, что Валентин Георгиевич был не только учителем в школе, но активно трудился а НИИ и лепту, которую он привносил в школу,была совсем не пустяковой. Он был увлекающейся, думающей, любознательной, эрудированной личностью, умеющей преподносить свои знания. Он любил свой предмет и ценил тех, кто им увлекался. Даже Лийка в школе принимала участие в техническом кружке, умудрившись создать свой телескоп. Правда, как позже она объясняла приёмной комиссии, которая выбирала экспонаты на выставку, что данный прибор не может рассматривать звёзды на небе, можно в этом телескопе  очень хорошо видны  хроматическая и сферическая аберрации, то есть, что кроме недостатков телескопа, в этой миниатюре увидеть ничего невозможно. И его пропустили на выставку. Лийка давно с физикой покончила всякие взаимоотношения, но её телескоп выставляли ещё много лет подряд. Поэтому  Лийку  интересовало его мнение.
"Шпаргалки, подсказки», ответил он.
"А художники, скульпторы?" не унималась Лийка.
"Да, им может помочь любой педагог дорисовать, долепить, а музыканту, если у него нет данных, никто не поможет ни в чём."
Поняв точку зрения Валентина Георгиевича, хоть и знала об этом, Лийка задумалась. Страх возникает от собственной беззащитности на сцене,отсутствия желания проявить своё "Я", отсутствие умения воздействовать на массы, публику т.е. нет уверенности в себе.  Это и есть беззащитное одиночество. Но как же воспринимать выступления, которые бывают просто потрясающими? Они, правда, происходят  после многократных проигрываний на публике. Обыгрывания? Да! Но как же те выступления, когда, обыграв многократно произведения, перед решающим каким-то экзаменом, конкурсом на нём всё просто заваливаешь из-за жуткого волнения? Психика?Да.И угадать состояние человека порой невозможно. Итак, выступления должны стать привычкой, и играть надо постоянно на людях и для людей. Так что новая работа на публике хоть и сложная по своей нагрузке, но это то, что называется борьбой с собой, с тем, что было раньше, чему тебя учили.  Не справишься - значит не место тебе на этом поприще и нечего мечтать о работе в этой области. Поэтому многие музыканты, получив профессиональное образование "сходили с дистанции", становясь после окончания консерватории парикмахерами, (девушки, а парни водителями, такстстами). Однако, в мире "халтурщиков" Лийка познакомилась с великим множеством чудесных музыкантов. Будучи виртуозами на своём инструменте, т.е. на скрипке,  баяне,  виолончели,  арфе и т.д., они прекрасно владели фортепиано. А, если говорить о человеческих качествах этих талантливых людей, то ей очень хочется подчеркнуть потрясающую простоту, скромность, желание всем помочь в любой создавшейся ситуации коллегам, в отличие от дрязг бездарностей, которые-то и сами ничего не могут, кроме как плести разные интриги. Это часто Лия впоследствии наблюдала во всех коллективах, в которых ей приходилось работать. Специалисты очень занятые и востребованные люди и им недосуг заниматься пустой болтовнёй и по своей сути они всегда одинокие. Но самым интересным наблюдением явилось то, что в отличие от других музыкантов тот, кто не умеет играть, никогда не будет играть, но много сквернословит. И часто встречаются "неумёхи" те, кто посвятил много лет этому искусству. Но чем талантливей человек, тем он проще и доступней. А "халтура" профессионального музыканта - это положительное понятие, резко отличающееся от "халтуры" в любой другой области, например сантехника. Музыкант халтурщик пригоден к любой работе музыкантов, взаимозаменяемый в отличии от нарицательного понятия халтурщика, делающего свою работу безобразно, т.е.халтурит, для того, чтобы лишний раз его позвали и дали заработать, видимо, даже не понимая своей тупой "башкой", что в его услугах больше не будут и не захотят нуждаться. Но, благодаря именно узколобым своим наклонностям,они не уважают других специалистов, не находя в них никаких интересов и пользы. И требовать от них качественного исполнения хотя бы своей работы, просто невозможно, не дано.

     Но такие примеры, как великие композиторы прошлого П. Бородин - профессор химии, Н. Римский-Корсаков- морской офицер, польский пианист Гофман придумал автомобильный дворник, известность С. Рахманинову  принесли средства с его концертов, вложенные в развитии русской авиации, говорят о мыслительных процессах  музыкантов. И вообще доказано, что человек занимающийся музыкой, но став профессиональным музыкантом намного лучше и плодотворней работает в любых других  производственных областях. И это не случайно. Даже в детских садиках предлагаются упражнения для пальчиков и для рук. А во время занятий музыкой развиваются все виды памяти: смысловая, слуховая, зрительная, тактильная, координационно-двигательная.И это не может не сказаться на личности. Не даром в древности римляне считали, что самыми необходимыми предметами в учёбе и становлении гражданина Римской империи были риторика, спорт и музыка. А теперь дело дошло до того, что искусство стало превращаться в шоу бизнес, т.е. в бизнес, который способствует разрушению психики человека, а гром метала, децибелы - в деньги и глухоту. И в 21-м веке явно увеличился раскол между прошлым и современным искусством.
Истинно: прогресс ведёт к регрессу. 
   




 








(исп.пр.)
    


Рецензии