Десять заповедей меонологии

В. П. Раков

МЕОНОЛОГИЯ: НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ И КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
               (Тезисы)


1. В нижеследующем наброске характеризуются ключевые слова и принципы меонологии, необходимость которой в нынешнем научном контексте осознается с особой остротой.


2. Меонология – наука, призванная изучать присутствие и трансформацию понятия меона (греч. – не-бытие, инаковость по отношению ко всякой определенности, гармонии, семантической ясности и структурной упорядоченности) как в реальности, так и в произведениях искусства и литературы.


3. Меон обладает двумя уровнями; высшая ступень– это собственно меон с порождающими импульсами; низшая стадия его существования лишена творческих потенций, но без неё невозможно размышлять и говорить о каком-либо творчестве. Имя этой стихии – укон. Выдающийся знаток античной культуры А. Ф. Лосев назвал термин «меон» - прекрасным, имея в виду его масштабную содержательность.


4. Инаковость как понятие эволюционирует в истории и находит своё воплощение в разнообразных научных и художественных контекстах. Что такое темнотность писаний Гераклита, как не иное ясного смысла? Известна реакция Сократа на произведения мыслителя: «Что я понял – прекрасно, чего не понял, наверное, тоже; только, право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком», то есть воспринимать написанное не поверхностно, а – из глубины смысла.


5. В культурном процессе мы, однако, наблюдаем своеобразную боязнь меональной сферы. Это трансформируется в зоны интеллектуальной деятельности, откуда изгнано непонятное – как нечто ценностно сниженное, как то, что должно быть преодолено на пути мыслительного движения к истине и конкретным результатам.

Забывается одно гносеологически важное качество, именно, то, что меональные области – это не только и не столько сфера негативностей, сколько ситуация или бытие проблем и вопросов.

Необходимо уяснить, что корневая система сущего располагает никогда неотменяемой способностью или алгоритмом порождений, а элементы меональности входят в составность феноменального и ноуменального миров. В русской философии Серебряного века и в современных трудах по гносеологии знания (Ж. Делёз, М. Фуко) данная тематика была удостоена пристального внимания.


6. В монографии «Меон и стиль» (2010) и других исследованиях мы подвергли специальному анализу художественные произведения классической парадигмы и новой – релятивистской – поэтики.

На фоне литературной традиции стали очевидными и особо убедительными эстетические открытия символистов, поэтов футуристического стиля и мастеров, свободных от какой-либо «направленческой» идеологии.

Речь идет, в частности, о В. Розанове и М. Цветаевой. Все они культивировали дотоле невиданный тип письма или формационно-эпистемологическую модель художественного творчества.


7. В соответствии с этой парадигмой, художественный текст включает в себя, кроме вербальной его части, до- и посттекстовое неструктурирован-ное пространство, а также лакуны, разбивающие традиционную сплош-ность стиля. Меональные сегменты выразительности – это те «бездны», которые М. Цветаева считала «резче и весче слов».


8. Слово и безмолвие, лексическая морфность и бесформенность соединены в эстетических речениях новой формации в нераздельное единство. Изучение последнего – актуальная проблема литературоведения, лингвистической поэтики и эстетики.


9. Чтобы понять специфику новаторский формы творчества, следует при-влечь в качестве инструментов анализа такие дефиниции, как меон и укон, спонтанность развития, языковой квант, гиле, фигурность эстети-ческого высказывания и т. п.

Терминологическое расширение мышления исследователей будет содействовать формированию более глубоких представлений о литературе начала ХХ века и её креативности.


10. Использование методов меонологии, например, в исторических, полито-логических и, что важно, в культурно-антропологических исследованиях в высшей степени плодотворно и сулит продвижение научной мысли к новым горизонтам познания.


Рецензии