Пустота

.






























Вот так выглядит  первая страница рассказа «пустота» - пустой белый лист. Вы не представляете себе, сколько людей размышляло над этим словом в разные времена, сколько умозаключений оно вызывало. Пустота - это начало, пустота - это конец, пустота – это вакуум, пустоты не существует. Для писателей пустой белый лист - это всегда начало. Садишься за стол, смотришь на него и где-то там, в глубине его видишь начало произведения. Робко пишешь первые слова и понимаешь, что испортил что-то идеальное, но так как поток мыслей уже пошел, приходиться заканчивать то, что начал. Главное при этом не забывать основное правило, что пустоту можно заполнять всякой ерундой, но лучше наполнять ее словами, не лишенными смысла. А если получиться еще вложить в них чувства, то эти слова смогут растопить пустоту в душе читателя и поселить в ней то, что ты вложил в белый лист, пусть даже на несколько мгновений.

 По сути, этот первый пустой белый лист - вещь совершенная. Если закончить на нем этот рассказ, то «Пустота» - это самое лучшее название, полностью отражающее смысл этого произведения. Все, как и с черным квадратом Малевича – вроде бы обычный черный квадрат, а поднял вокруг себя столько шума. Может быть, и про белый лист когда-нибудь люди далекие от искусства скажут: «Что это за фигня? Пустой лист. Бред какой-то!». А кто-то скажет: «Это действительно гениально!» Либо как вариант: «Искусственно раздутый фетиш, в котором нет никакой тайны, кроме тайн психики самого писателя и стремления человечества к фетишам». А может, будет даже такой вариант: «Предвестие света (так как прямоугольник белый) и Россию ждет процветание и духовное возрождение!»

Эти комментарии лишь варианты заполнения белого листа. И если я оставлю просто белый лист, меня, как вариант, сразу обвинят в плагиате того же Малевича, а кто-то даже выпускал уже книгу с пустыми листами, и поэтому чтобы не сеять плагиат, я заполню этот лист. Но название придется поменять, чтобы оно более полно отражало смысл рассказа. И вот вам сразу одна из фишек рассказа. Редко авторы меняют название произведения в его тексте. Пустота непредсказуемая штука. Назову его так: «Однажды в пустоте…»







Однажды в пустоте…

- Знаете, я всегда представлял себе смерть именно так - абсолютная темнота или пустота. Не знаю, как правильно сказать. Скорее всего, пустота, так как слово темнота больше принадлежит нашему миру. И вот в этой пустоте звучит твой голос, если ты умер один, то ведешь беседу с Богом, а если как мы с вами, то беседа друг с другом. И видимо каждый из нас друг для друга судья. – Донесся из пустоты первый голос.

- Кто кого судит? Вы меня или я вас? И что после этой беседы происходит? – Спросил у него второй голос.

- Даже не знаю. Наверное, по очереди. А что после беседы? Я думаю, когда замолкает Бог, ты постепенно начинаешь стираться, потому что у тебя исчезают все ориентиры и пустота поглощает тебя. Как однажды она дала тебе жизнь, так же она ее и забирает. А в нашем случае мы будем живы, пока будем интересны друг другу, или пока не обсудим все на свете. Если честно, то хочется верить в Рай и Ад. Но есть ли они вообще? И как они выглядят?

- А я почему-то представляю себе смерть так – после того, как закрываешь глаза, ты оказываешься за пределами этого мира в пустыне. И перед тобой вечное странствие в поисках какого-нибудь оазиса.

- А для чего тогда, по-вашему, нужна была наша жизнь?

- Она очередной оазис в этой пустыне.

- Хм. Есть в этом какое-то разумное зерно. А почему мы тогда не помним своего полного путешествия?

- Не знаю. Видимо, чтобы интересней жилось. Вероятно, там, в пустыне и вспоминаешь все.

- А там у тебя есть физическое тело? Или только душа?

- Послушайте, - второй голос приобрел интонацию недовольства. - Я вам сказал свое видение, мне иногда так кажется, но я же не знаю деталей, как все есть на самом деле. Я думаю, на земле не найдется человека, который вам это скажет наверняка. По-моему, это будет просто шарлатан. Типа нашей церкви со своей Библией. Да кроме них найдется еще куча пророков и религий, которые дадут свое видение смерти. Но все равно мы должны им будем просто поверить. А я не религиозный лидер, так что не спрашивайте меня о деталях.

- Извините, - первый голос прозвучал виновато. - Просто вы с такой уверенностью говорили про пустыню, что я непроизвольно начал задавать вопросы. Вдруг что-нибудь интересное узнал бы. Мое видение-то никуда не приводит. Можно сказать все пустотой и заканчивается. И я постоянно ищу другие видения относительно жизни после смерти, чтобы хоть как-то себя успокоить.

- Вас сильно волнует этот вопрос?

- Конечно! А разве он не каждого человека волнует?

- Вы вокруг себя вообще часто смотрите? По-моему, людей кроме их проблем ничего больше не заботит.

- Ну, не знаю, неужели человек ни разу в жизни не задает себе этот вопрос?

- Наверное, задает. Особенно когда постепенно редеет список его знакомых и родственников. И ближе к концу своей жизни он обязательно себя об этом спрашивает. Поэтому и в церковь люди бегут. Некоторые даже не верят искренне, но надо же себе место в Раю заказать на всякий случай.

- Вы так говорите: «Заказать», как будто там действительно места заказываются.

-  Я когда слышу разговоры людей и читаю законы Божьи, то мне кажется, что заказываются. Делай то и делай это и путь в Рай тебе заказан. А если нет,  сгоришь в гиене огненной. Хотя, никто, по сути, в должной мере не описал ни Ад, ни Рай. По мне, так это утопические взгляды для глупцов.

- У вас какое-то предвзятое мнение, я знаю много неглупых людей, которые, тем не менее, верят в Бога. Вы сами во что верите?

- Я буддист.

- Я всегда считал, что буддисты - это монахи шаолинь. – Первый голос засмеялся.

- Это вы мне говорили про предвзятое мнение? – Второй голос явно звучал обиженно. – Буддизм распространен по всему миру, это третья по численности верующих религия! – Гордо закончил он.

- И про какой же Рай говориться у вас?

- В буддизме Рай – это нирвана.

- Нирвана? Я когда подростком был, группу такую слышал. Они наркоманами были. Я думал, что Нирвана это когда наркотиками обширяешься и в каматозе. Вот она, нирвана! – Ухмыльнулся первый голос.

- Опять ваше предвзятое мнение! – Уже рассерженно звучал второй голос. – Нирвана – это состояние освобождения от страданий! Это разрыв цепи перерождений или сансары, обретение вечного покоя.

- И как же достигается ваша нирвана?

- Необходимо идти  восьмеричным путем!

- Чем?

- Восьмеричным путем! Если бы было видно, я показал бы вам свой медальон «Восемь спиц колеса Дхармы». Для достижения Нирваны нужно взращивать в себе такие добродетели как: мудрость, нравственность и духовную дисциплину. И вот эти добродетели делятся на восемь спиц колеса Дхармы: мудрость на правильное воззрение и намерение; нравственность на правильную речь, поведение и образ жизни; духовная дисциплина на правильное усилие, памятование и сосредоточение.

- Стоп, стоп! Я уже начинаю не понимать то, о чем вы говорите. То есть вы хотите сказать, что нужно жить правильно, и ты достигнешь нирваны? Все как у христиан.

- Сначала надо достичь просветления, а потом уже достигается Нирвана! Христиане хотят попасть в Рай, а мы избавиться от страданий.

- По мне смерть это и есть избавление от страданий! Умер и все тут, никаких страданий, просто небытие! Вот как у нас с вами, сначала темнота и беседа, а  потом и голоса наши стихнут, и больше ничего не будет, Пустота всех поглотит!

- Смерть это всего лишь переход к следующей жизни, где вы опять будете страдать!

- А с чего вы взяли, что я страдаю? Я вовсе не страдаю, а живу себе спокойно!

- Не может такого быть! Все страдают!

- А чего это вы за всех говорите? Ну, бывают иногда сложности в жизни, но это не означает, что люди страдают.

Наступила тишина, два голоса немного устали от возникшей темы разговора.
Молчание прервал через некоторое время первый голос.

- Я вот сижу и думаю о нашем разговоре, и мне стало интересно, кем вы работали до этой пустоты?

- Я сочинял музыку, писал и озвучивал рекламные ролики для радио.

- Подождите! Так вы тот ди-джей с шестого этажа? – Возбужденно спросил первый голос.

- Да. – Ответил второй голос.

- Все понятно. – Сказал первый голос и начал потихоньку смеяться. – Я уж было уши развесил. Ха-ха-ха. – Начал заливаться он. – Мудрость, ха-ха-ха… нравственность… ой, не могу… и духовная дисциплина… - смех отдавал эхом как в закрытом помещении и от этого становился еще громче.

- Я не понимаю что здесь смешного? – Недовольно спросил второй голос.

- Что смешного? – Начиная успокаиваться, спросил первый голос. – А смешного тут вот что. Вы говорили про правильный путь, про духовную дисциплину, про правильный образ жизни. А я уже вернулся к своему первому мнению о нирване и наркоманах. Все ваши соседи знают, что вы законченный алкоголик, извините за прямоту. Я не имел чести общаться с вами, но слышал про вас одни гадости. Да и музыку вашу постоянно слышу после двенадцати ночи. Постоянные гости, застолья. Вы очень хорошо заполняете пустоту некоторых моих ночей.

- Это сугубо мое дело как достигать Нирваны! Я достигаю ее через радость!

- А на других вам абсолютно наплевать! Где же тут нравственность? Вы хоть себя не обманывайте, правильно он живет! Библия, например, учит любить ближнего своего. Вероятно и Будда ваш, или кто там у вас не знаю, учит любви к ближнему. Меня всегда отец учил рассуждать о правильности жизни по работе, которой человек занимается. Если ты приносишь пользу обществу, то ты правильно живешь. Полезных профессий не так уж и много в обществе и их очень легко определить. Нужно все рассматривать в разрезе: «А что если бы нагрянул кризис или началась война?» Во время кризиса и войны самыми первыми отмирают бесполезные профессии. Вот ваша профессия отпала бы сразу, кому нужны рекламные ролики во время кризиса? Тем более вы все время врете в рекламе! Да вообще, рекламщики продавцы иллюзий!

- Я нашел бы, чем заняться! А во время войны я был бы агитатором! Поднимал бы людей на бой. Ведь поддержание морального духа на войне – это первостепенная задача!

- Вы поднимали бы моральный дух? – Первый голос опять залился смехом. – Хотя смешить вы умеете, до слез! – Смех опять прокатился эхом. - Сколько всего я о вас слышал, вы бездушный алкоголик, с которым все ругаются после двенадцати часов из-за музыки. Я думаю, что душа у вас пустая и кроме веселья и пьянок у вас ничего в жизни нет. Не зря вы попали в эту пустоту! Вам здесь самое место!

- Опять у вас предвзятое мнение! – Печально произнес второй голос, - многие знают меня с хорошей стороны. Я веселый человек с хорошим чувством юмора, душа компании. А пустота в душе у меня действительно есть, потому что это одно из центральных понятий буддизма. Мне вдруг стало интересно, кем работаете вы?

- Я? – Первый голос осекся и, стесняясь, произнес. – Я работаю охранником в «Ашане», стою около эскалатора.

На этот раз пустоту заполнил смех второго голоса. Первому голосу показалось, что он длился бесконечно долго.

- Охранник около эскалатора, ха-ха-ха. - Не унимался второй голос. – Вы меня, конечно, извините, но у вас очень полезная для общества профессия, ха-ха-ха. Женщина достаньте ребенка из коляски, - комично произнес второй голос. – С этой тележкой на грузовой лифт, тележку разверните. Ха-ха-ха. Мне интересно кем же вы будете во время войны? На погрузке вагонов охранником? Эй, парень, не неси один мешок, надорвешься! Найди напарника!  Эй, ты! Ящик с минами не кантовать!!!

- Я буду просто воевать! – Обрезал первый голос  и замолчал.

Первый еще некоторое время посмеивался, а потом воцарилось молчание. Долгое время не было слышно ни звука. Сложно еще что-то сказать о пустоте…

- Согласитесь все-таки, что охранник - бесполезная профессия. – Наконец-то произнес второй голос. - По-моему, люди своруют в магазине на меньшую сумму, чем заплатишь зарплату охраннику. А в случае ограбления в банке, например, охранники вообще ничего не делают! Какая вообще ваша функция? Как у дворняжки какой-нибудь? Типа смотрите, у меня есть собака и она лает?

- Да я сам это прекрасно понимаю. – Ответил первый голос. – Думаете, легко стоят с важным видом у эскалатора, и давать людям указания? Иногда ненавижу свою работу!

- Почему же вы пошли работать охранником?

- Жизнь так сложилась. Отучился в ПТУ. Пошел в армию. Вернулся, а чем заняться? В милицию идти не хотелось. Ну, чтобы у родителей на шее не сидеть, пошел работать охранником. Хотелось чего-то большего, а не знал чего. Типа, лишь бы куда приткнуться.

- Я вас прекрасно понимаю. А сколько вам лет?

- Двадцать семь.

- Ооо, ну у тебя еще не все потеряно. – Услышав про возраст, второй голос перешел на «ты». - Мне уже тридцать семь. А в моем возрасте не иметь за плечами ничего, это намного тяжелее, чем тебе. У тебя хоть нет этих лишних десяти лет. Если говорить откровенно, то оглядываешься назад, а там ничего и нет, пустота. Все эти друзья, застолья постепенно тают, придет старость, а у меня даже жилья своего нет. Сдохну где-нибудь на помойке как собака. Так что в собачьем смысле мы с тобой похожи.

- Не такое уж это и преимущество мои десять лет. Годы тают очень быстро. Особенно после двадцати. Моя жизнь настолько же пустая. «Съемная квартира-работа» - это привычный маршрут. Еще иногда к родителям. Вся радость завалиться с пивом и креветками возле телека и смотреть футбол.

- После тридцати еще быстрей пойдет. – Добавил второй голос.

Опять наступила тишина. Казалось, что она была наполнена грустью.

- А дети у вас есть? – Прервал молчание первый голос. Ему упоминание о возрасте не позволило перейти на «ты».

- Нет. Я до сих пор не готов к ним. В моей жизни даже были женщины, которые хотели от меня детей. Но я так и не решился. В конечном итоге они все от меня уходили. Для них это был тупик в отношениях. Хотя нутром понимаю, что дети важны в жизни, они заполняют собой пустоту. Есть для чего работать и терпеть даже ненавистную работу. Появляется смысл. Видимо, мне страшно брать на себя эту ответственность. Иногда замечаю, что даже какие-нибудь законченные алкаши заводят детей. А я чем хуже? Но мне страшно их заводить, не имея материальной основы.

- А меня как девушка не дождалась из армии, так я больше никого и не любил.

- Охранник, ты меня удивляешь!!! – Опять засмеялся второй голос. – На дворе двадцать первый век! Не дождалась девушка из армии! Сейчас никто никого не ждет. Не подходит человек, уходишь, ищешь другого. Сейчас в сердцах людей какая-то пустота. Я когда рекламные тексты пишу, главной мотивацией в них делаю выгоду! Либо юмор. Духовные ценности уже не актуальны. Я вот недавно читал, что в Европе и Америке церковь уже начала себя рекламировать, потому что поток людей к ним уменьшается. Ты слышишь? Религия стала товаром! Религия нуждается в рекламе, а ты говоришь, что мы вымрем в кризис. Может, это они продают иллюзии, а не рекламщики? Ведь рекламщики всего лишь исполняют чужой заказ. Иногда так хочется душу вложить в текст, а потом думаешь для чего, для кого? Главное впарить клиенту какую-нибудь фигню, чтобы отработать свои деньги.

- Да уж. – Вздохнул первый голос.

И снова повисла тишина.

- Какая же, по мнению твоего отца, самая полезная профессия? – Спросил второй голос.

- Ну, ясно же какая! Это фермер. Первичен тот, кто нас всех кормит. Естественно нефтяники и энергетики. Без них в современном обществе тоже никуда. Ну и врачи, пожарные и спасатели. Если еще подумать, то можно кого-нибудь вспомнить. Вообще, общество в последние годы обросло кучей бесполезных профессий. Иногда страшно становиться, когда думаешь, что эти люди все как я, не нашли чем в жизни заниматься и поэтому занимаются чем придется!

- Да не парься ты! Главное чтобы человек видел смысл даже в бесполезном занятии. Я считаю, что каждый из нас сам заполняет пустоту вокруг нас. И от того, как хорошо у него это получается и зависит счастье в его жизни. А какая-нибудь очередная война или кризис все на места расставят!

Вдруг из пустоты раздался третий голос:
- Ну, как вы там, узники? Живы?

- Живы. – В унисон произнесли первый и второй голос. – Когда вы нас освободите?

- Мастер уже должен быть у вас. Он уже на месте.

- Жалко девушка, что вас с нами не было! – Сказал второй голос заигрывающим тоном.

- Жалко у пчелки! – Ответил третий голос безразличным тоном. – Мне и здесь хорошо. Удачного вам освобождения.

Внезапно в пустоте раздался металлический скрежет, и темноту разрезал луч света. Он стал расти и расти, до тех пор, пока двери лифта не открылись полностью. В образовавшемся проеме появилось улыбающееся лицо мастера.

- Доблестный рыцарь пришел освободить узников из темного царства. - Весело проговорил он. – Сейчас я вас вытащу, и внизу вас ждет психолог. Сорок пять минут в абсолютной темноте это серьезный удар для психики.

- Какой юморной нам достался мастер. – Сказал ди-джей (второй голос). – Вы всегда улыбаетесь, когда достаете людей из лифта?

- Практически да. Надо же сделать так, чтобы ваше возвращение в наш мир встречало что-то светлое. Я всегда представляю, что вы куда-то шли, может даже сильно спешили, а тут лифт все испортил. Представьте, сколько человек генерирует отрицательной энергии пока сидит тут. А у вас еще и свет вырубило. Естественно, вы, на чем свет материте мастера, как он долго едет к вам или наоборот, ждете его как Христа Спасителя. Хотя у нас нет машины с мигалкой, как у «Скорой», мы стоим в пробках и не можем очень быстро попасть к вам. А если учесть, что в этот момент восприятие времени у человека в лифте и у мастера очень сильно отличаются, то никогда не знаешь, что нас ждет, когда мы открываем двери лифта. Вот я улыбкой и встречаю людей. Да и к тому же вы такие смешные, когда дверь открываешь. Я мечтаю фотографировать в такие моменты и собирать эти фотографии, только руки не доходят.

- Тогда я вам скажу: «Огромное спасибо, что освободили нас! Огромное, огромное СПАСИБО!» Действительно не осознаешь роли вашей профессии в обществе, пока не попадешь в беду! Вас как будто не существует в этом мире, а тут бах! Оказывается, вы есть,  да и еще так необходимы. Необходимы даже больше, чем фермеры. – Ди-джей посмотрел на охранника (первый голос) и подмигнул ему, кивая головой в сторону мастера. – А кем вы будете на войне?

- Не понял? – Спросил мастер удивленно.

- Проехали! – Сказал ди-джей, пожимая руку мастеру. – Спасибо и до свидания! Хотя, лучше прощайте! Кстати, а какой это этаж?

- Четвертый.

- Пошли. – Ди-джей повернулся к охраннику. – Мне на шестой.

- Я знаю, я как раз под вами живу. Музыку после двенадцати слушаю.

- Вот тебе моя визитка, как только уровень шума будет превышать допустимые нормы, звони. Я понимающий человек, сразу все замолчит. Я люблю, когда все по-человечески. А не так, когда ты дверь открываешь, а тебе в лицо: «Ты урод, долго еще будем шуметь!» Автоматически хочется рогом упереться. Как будто нельзя все мирно и спокойно обсудить. Агрессия рождает агрессию, а мир рождает мир.

Они поднялись на пятый этаж, и охранник повернул с лестничной площадки.

- Послушай, может ко мне? Пива возьмем, посидим. Я жуть как не люблю одиночества. – Обратился к охраннику ди-джей.

- Я сегодня наобщался на неделю вперед. Я уж лучше пойду телевизор посмотрю. Я после работы люблю посидеть в одиночестве.

- Ну ладно. Приятно было провести с тобой эти 45 минут. Честно, Я всегда думал, что все охранники тупые. – Сказал ди-джей.

- Опять эти предвзятые мнения. – Ответил охранник…




P.S. Еще одна из фишек рассказа в том, что автор не с потолка взял фразу «…провести с тобой эти 45 минут…». Если прочитать этот рассказ вслух со средней скоростью 130 слов в минуту, то диалоги по продолжительности будут составлять 45 минут.

P.P.S. По статистике, ежегодно в России ломаются около 300 тыс. лифтов. При этом рушатся планы более 600 тыс. россиян. Фирмой OTIS, занимающей лидирующие позиции на рынке лифтостроения, неоднократно принимались попытки оборудовать лифты предметами для досуга, но, к сожалению, российский менталитет не готов принять что-то доброе в свою сторону. И пустота лифтов продолжает заполнятся неприятными запахами, черными следами от зажигалок и неприличными надписями.

P.P.P.S. А лифт мастер быстро починил, и он еще много лет становился то полным, то пустым, то полным, то пустым… Пока морально не устарел, и его не заменили новым, но пустота в нем сохранилась и существует по сей день…


16.10.2010


Рецензии