Воспоминания об Агате ч. 2 Визит оленевода

Воспоминания об «Агате» ч.2 «Визит оленевода.»


            Стояла середина Чукотского лета. В том далёком году оно было тёплое. Настроение после тяжёлой, а для некоторых, просто ужасной зимы, было хорошим. Станция работала. К ноябрю светил дембель.  Командование не докучало своим вниманием, видимо решая свои, неведомые нам, проблемы. Дисциплина, и ранее не будучи строгой, потихоньку падала. Дневальный лениво швырял штык-нож, с которым положено было стоять у тумбочки, в деревянную  стену спортзала. Штык отскакивал от стены и падал на пол с удручающей регулярностью. Из десятка бросков только дважды его пришлось вытаскивать из досок. Проходивший мимо дембель лениво буркнул: «Сломаешь штык, придурок...» В курилке, как впрочем и во всём городке, было пусто.
Из тёмного прохода со стороны сушилки появился Брат-Кондрат. Увидев его, дневальный отчётливо, но коротко, уважительно, хохотнул. Да, там было на что посмотреть...
             Саня Кондрат был в своём любимом образе и, можно сказать, в неизменном одеянии....Он был в домашних тапочках на босу ногу и в чьей то шинели, как всегда не глядя, снятой им с вешалки...Он всегда так поступал, и всегда ему, как бы сама собой, попадалась шинель  самого большого  размера. Это при том, что его рост составлял один метр и шестьдесят  три сантиметра. Как правило он одевал шинель либо двухметрового водителя ГТТ Владика Ямскова, либо Коли–повара, рост которого был метр девяносто. Вообще Брат-Кондрат достоин отдельного и подробнейшего описания. Но это мы оставим на потом.....
           Саня подошёл к дневальному, заглянул в курилку и спросил: «Где все?»
      –    «Да на улице, курят..»
      –    «Пошли за грибами..»
      -    «Не....не могу, дежурный увидит пустую тумбочку......отымеет..»
      -    «А кто сегодня дежурит?»
      -    «Затульский...»
      -    «Да он сейчас только из дизельной в общагу спать пошёл..»
      -    «А чего это он...спать-то?»
      -    «А ты стакан не разведённого махни.....прямо тут и уснёшь..»
      -    «Ааа....Не....всё равно не пойду....вдруг чего?»
      -    «Ну служи, военный.....Вдруг чавоооо....», передразнил салагу Кондрат и вышел на улицу.
            Подставив лицо под тёплое солнышко и постояв минутку у входа, он повернул направо и обогнув кунг столовой увидел группу из пяти дембелей, которые стояли на пересечении тропинок,  соединяющих городок с техзданием, и офицерское общежитие с дизельной, и травили анекдоты лениво покуривая...
            Присоединившись к друзьям Саня стал и их подбивать в поход за грибами.....Но желающих не нашлось.....
– «Надоели твои грибы до посинения..»
– «Ладно пошли.....вечером старшина из посёлка горбуши или гольца привезёт, с икрой грибочков нажарим...пошли..» – канючил Кондрат. Неизвестно сколько бы это ещё продолжалось, но тут произошло событие, которое заставило всех напрочь забыть о Брате-Кондрате  и его грибах.
         На сопке появился абориген. Момент его появления ни кто не заметил. Первым его увидел Рожков, который всегда был очень внимателен ко всему происходящему вокруг и вообще жил как бы настороже...вероятно сказывался жизненный опыт детдомовца. Он глубоко затянулся сигаретой и тихо, но отчётливо, сказал: «Смотри, братва...»
         Все повернули головы в том направлении, куда смотрел Рожков......От края сопки к ним спокойно шёл чукча. И он прошёл уже половину пути....Откуда он взялся? А до этого он, что, был невидимкой? Он был одет в обычную кухлянку из оленьих шкур и выглядел, по сравнению с солдатами очень по зимнему, разве только что капюшон его был откинут на спину, да поверх кухлянки отсутствовала ситцевая пестроцветная рубаха, предохраняющая зимой мех от снега.
         Подойдя, чукча улыбнулся и сказал: «Ребята, дайте закурить». Ему протянули пачку,  он не спеша взял сигаретку и также не спеша прикурил...Помолчали.....Но любопытство пересилило дембельскую солидность! Посыпались вопросы: «Ты кто?», «Откуда взялся?», «На чём приехал?» Попыхтев сигареткой ещё минутку, гость, медленно подбирая слова, стал рассказывать: «Оленевод, я, однако..»...пауза.... «Стадо у меня там, за соседней сопкой...»..и махнул рукой в направлении Заячьей сопки.....пауза.... «Пришёл вот, однако......курить охота..»
    -«Ты пешком пришёл?!?»
    -«Да»
    -«Из за Заячьей?!?!»
    -«Да»
         Поражённые дембеля молча переглянулись.....Они в полной прострации смотрели друг на друга, а в головах у всех с треском работали механические калькуляторы «Феликс»: «До Заячьей – десять километров,....стадо за сопкой, это ещё два километра, всего двенадцать........и обратная дорога ещё столько же, итого двадцать четыре километра,.....мляяя, он покурить пришёл!»  Пока они выходили из ступора, оленевод докурил сигарету, улыбнулся и сказал: «Спасибо. Я пошёл.»
Эта фраза мгновенно сорвала оцепенение  с этого филиала музея восковых фигур мадам Тюссо в  Советской Армии. Все наперебой тянули чукче свои пачки, причём Брат-Кондрат протягивал пачку «Севера»....мля, где он только её взял! Оленевод в первый момент даже растерялся, он несколько раз сказал: «Спасибо....спасибо».
А потом он выдал такое, что навеки вписалось в анналы «Агата»!
Его оленеводческий перл сохранился в устных преданиях с того памятного лета одна тысяча девятьсот семьдесят второго года и до самого закрытия станции в позднеперестроечные годы.
Он сказал:
«Если я захочу покурить, я ещё приду.»


Рецензии
Не надо романа. Достаточно коротенького рассказа, чтобы подать портрет и характер оленевода. К слову и солдаты поданы правдиво. И все они замечательные ребята. Так было в том времени.

Иван Алтынник   12.11.2021 17:18     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.