Вариант сознания... ч. 94

    
 «Озонатор»:  кто знает настоящую правду.
  Из Киева прислали  девятый номер  журнала «Радуга» за  2006 год.  Большую  часть   номера  съел  роман   Андрея Недельского  «Озонатор: тьма над  бездной». Что  это такое?
      Писатель Павел Маслак  в этом  же номере  дал свое толкование  роману. Не новый  ли  это герой времени?  Не открывается ли тут библейская  «тьма над  бездною»?   Нет,  полагает Маслак, слишком   уж бытовое в  романе разрослось… Хитроумный рецензент нашел  параллель между  «Озонатором»  по фамилии Поленов  - и  поленовым по происхождению  персонажем по имени Буратино.
    Но буратиновая тема -  не римейк,  а  обертон. А сам герой, который  чувствует себя  «сверхчеловеком,  почти богом» - герой помешан на насилии,  которое якобы  что-то и решает в  этом мире.  Потому  герой  свободно сочетает в себе  изощренного наемного убийцу и борца за  справедливость, современного Робин Гуда, (или даже Дон-Кихота),   который  поочередно «наказывает»  то  наглых  рокеров,  то наглого шашлычника-азера, то наглого   валютного кидалу,   то наглого и развратного содержателя секс-рабов.  Образ двоится,  троится…
     Маслак  находит,  что это весьма тонкая,  весьма   замаскированная  пародия,  старательно обходя  содержание  главы  «Спор»,  где герой   раскрывает  свои идейные козыри.  Может,  это пародия,  или  пародия на пародию… Пародийно,  по крайней мере,  выглядит то, что герой  таскает с собой  «лэптопик» -   ноут-бук с  записями своих похождений.  Художник слова,  так сказать.  Поленов… Прирожденный филолог с  «береттой»  за поясом. Надо иметь в виду,  что  киллер саам про себя повествует – стало быть,  тут  должны быть особые средства  саморазоблачения героя,  если уж автор действительно  этого добивался.
    Я-то думаю,  главный пласт  в  образе  Поленова -  далеко не пародия  на Буратино… И  версия  «Буратино» подброшена специально потому, что редакция  убоялась  того пропагандистского эффекта,  который  несет в себе  герой. На Западе  (особенно в массовой   культуре США) уже прижились  супербойцы  против  негодяйства всех видов -  Супермены,  Бэтманы,  и прочие  Джеймсы  Бонды. Они,  конечно,  нашпигованы всякого рода идеологическими  приправами вроде  «защиты  свободы и демократии».  Роман  Недельского - заявка на  отечественную  традицию  такого  персонажа. Озонатор – украинский Терминатор. Чистильщик. Но - весьма  своеобразный.
    Появление такого героя  - закономерно. В  чем  главная  наша беда?  Общество изверилось, что суды, силовики и вообще правоохранители способны  навести в стране порядок. Доблестная  и неподкупная  милиция раздвоилась на   милицию и «другую милицию». Зреет протест  против   всеобщего коррупционного маразма.  Как сей  маразм преодолеть?  Самое простое и доступное  -  это своя   тайная война….  Купил   автомат,  списанные толовые шашки – и  вперед,  народный мститель! В стране масса людей,  которые прошли через  Афганистан и прочие «горячие  точки»,  они умеют  орудовать и  «береттой»,  и  «калашом»,  и  гранатометом.  Следуя  логике романа, надо  поставить монумент  ребятам в  Кондопоге,  которые   устроили погром  для  кавказцев, которые вели себя  точно так же, как  наглые  антиподы  Поленова. В  герои  следует записать и  отставного полковника КГБ Квачкова, который пытался   подстрелить злодея Чубайса  на подмосковной дороге.
   Не случайно постоянно возникают переклички с  Родионом Раскольниковым – роман  как  бы спорит с Достоевским, опровергает  классика,  который доказал неэффективность топора в  борьбе за светлое  будущее. Более  того, роман спорит с  Евангелием,  с его  идеей «не убий». По  словам  Поленова,  «христианство,  любовь к  ближнему» -  «слова,  и больше ничего».  «Бред чистейшей воды,  бред сивого мерина».  Свой  тезис он аргументирует   примерами из истории христианства. Христианство   в  его интерпретации  становится  «самым ранним, самым  хитрым и коварным заговором против   человечества»,  который пострашнее заговора Аль-Каеды против  башен-близнецов в  Нью-Йорке.  Дескать, в основе  христианства  лежит идея насилия:  надо вспомнить о том,  как распяли Христа,  как   уничтожали   младенцев из-за  Христа.   Апостолы  Христа  тоже  были убийцами:  Павел – он ведь поначалу был гонителем  христиан. Короче,   Поленов   «сомневается» в   Боге… Хотя – если следовать  его логике (христианство есть насилие) -  уж  он-то должен  быть суперхристианином, то  есть,   насильником  в  квадрате!   Тогда зачем   развенчивать  христианство? Нелогично…
  Мария,  его очередная подруга,  которую он вытаскивает из  лап  сутенеров,  не случайно  названа «Сонечкой  Мармеладовой». В  главе  «Спор» она произносит сакраментальную  фразу: «Но если Бога нет,  то все позволено!».
  В ответ начитанный  герой-филолог   заявляет:  «…так   сказать  мог  только тот,   кто совершенно  не верит в человека,  в его внутренние запасы  любви  и  гуманизма».  «Но  эти внутренние запасы  и есть Бог! Бог  -  это любовь!» -  восклицает «Сонечка». В ответ герой приводит  пример   из мира  животных:  есть такой  электрический скат,  у которого  источник электричества  находится внутри… И  не надо никаких  подзарядок от розетки, то есть,  от Бога… А  что касается  нашей современности,  то в ней всю власть заграбастали хамы. И бороться  с  этим можно только одним способом – насилием.
  Мария  говорит, что  такая  философия  смахивает на фашизм. В ответ  филолого-киллер (или  киллеро-филолог) соглашается:  да,  фашизм.  Но за фашизмом  - будущее… Это может  быть и фашизм,  и коммунизм, и любая  тоталитарна система. Главное,  что она избавит  мир от  «лишних  людей»… Странно,  что  писатель Маслак,  дотошно исследовавший   нос  Буратино,  слова  «фашизм»   будто и не приметил… 
    Поленов,  можете себе представить,   отыскивает  корни своей  идеологии в русской классике!  «По духовному родству, Гитлера  ведь вполне можно назвать  продолжателем идей Лермонтова,  Гончарова,  Тургенева, Чехова – он на практике пытался решить проблему  лишних  людей».  Их надо «выпалывать»… Избавляться от  этих  тварей,  «иначе  через пятьдесят лет  мы все просто захлебнемся в    жлобском  дерьме». Он  показывает,   как  русская литература  якобы  уже сотню  лет как воссоздала  красочный образ  фашиста. «Дуэль»  Чехов   читали? <…> Там гениально дан один из первых    законченных  фашистов  в мировой литературе. Фон Корен… Это правильный  фашист,  он внушает уважение и симпатию. И, заметьте, Чехов провидчески сделал его немцем. А какой  чудесный образец  фашиста  представлял из себя поэт революции В.В.Маяковский!  А каких  чудных,  невинно-чистых   фашистов описывает Платонов!» …
   В  чем  же разница  между классическим фашизмом и фашизмом  Поленова?  Только  в одном:  «На смену теориям расовой чистоте   придут теории просто  о чистоте и порядочности, обязательные  для всех».
     Это  мысли - не просто  экспромт героя.  Это его кредо. «Это тема всей моей жизни»... Хорошо  бы отыскать в тексте какие-то,  хотя  бы косвенные (ирония,  пародия, сатира) опровержения кредо  киллера. Увы -  нет их в  тексте! Кроме,  разумеется,  аллюзийно-иллюзорного  Буратино, которого  выискал  Маслак...
       Осмысливая  кредо  Озонатора, я мысленно рисую себе украинского супермена,  в голове которого,  к примеру,  завелась «теория» о  ненужности  целого пласта населения,  которое  «засоряет»  чистоту ридной  матки Украины   вредоносной   иноземной мовой… Творят,  выражаясь  словами патриотичных публицистов,  «лингвоцид». Почему  бы   не опробовать на них   «беретту»  или  гранатомет? 
    «Уж  не пародия  ли он?» - вослед  Маслаку возникает сакраментальный вопрос. Особенно после того,  как прочитаешь о роли Чехова в духовном  становлении Гитлера. Ведь у  Чехова  черным по белому прописано его кредо:  «против  лжи и силы,  в чем  бы  они не выражались».  Предполагать, что фон Корен – положительный   чеховский персонаж – просто  смешно. Может ли  в наше время,  среди  массы  прохожих на  Крещатике,   ходить человек в  такой философией  в голове? Можно ли  относиться  серьезно к   такого рода герою?
         Что можно сделать,  чтобы остановить зло? Коренной вопрос  всей русской литературы. Им  задавался  чеховский  герой, студент Васильев («Припадок»), которому довелось наблюдать унижение  женщин в публичных домах.  Размышлял об  «апостольстве» -  проповеди  нравственных начал… Пришел к   нервному срыву.  Еще  одна попытка найти выход из  ситуации – в пьесе  «Три сестры».  Глядя на  трех  тонко чувствующих,  переживающих чужую  боль как  свою сестер,  Вершинин говорит: сегодня   таких,  как вы,  всего три,  завтра  будет  шесть,  потом  двенадцать…   Пройдет  двести-триста лет,  и  какая  счастливая  жизнь наступит на земле!  Генерацию  людей,  способных  переживать чужую  боль   как свою,  Чехов возводит  к Иисусу…  В   том, что  когда-нибудь такие  люди станут большинством на земле,  и есть   спасение человечества.
   А  что  думает  Поленов?  Кстати,  если  взять первые  буквы  его имени,  отчества и фамилии,   мы получим  слово  «ТИП». Тип  «нового человека»? Поленов  фактически   прямо спорит с  Чеховым:  он не намерен  ждать  сто и двести лет. «Меня  это не устраивает». Но если бы  мировое зло  было сконцентрировано только в   бытовом  хамстве  и  наглости  «черножопых»!  Что делать  чистильщику против  сил,  которые  норовят  развязать военные конфликты?  Что он сможет сделать с   массовым отравлением   природы?  С  генетически модифицированными  продуктами? С тоталитарными сектами? Списки эти бесконечны… 
     Но  беда еще и в  том,  что  герой в борьбе  за  справедливость  эту несправедливость  плодит  многократно. Он  покупает услуги городских  чиновников, милиции,  спецслужб,  таможни,  даже иностранных посольств,  - шлейф  коррупции, словно пыль,  тянется за  Чистильщиком  на всем его победном  пути.  В  сущности,  именно  благодаря  всеобщей коррумпированности общества и может  существовать  герой. Он порожден коррупцией  -  и неутомимо  репродуцирует ее. 
     И  все-таки: не пародия ли  наш  герой  с  лэптопом подмышкой и «береттой» в  руке? Еще  раз внимательно читаю  концовку романа -  уж тут-то  авторская   «разоблачительная  тенденция»  должна проявиться! Увы,  нет и намека на  пародийность. Он вернулся  туда,  откуда, собственно, и пришел – на  Запад. С кучей денег,  с  нерастраченным  задором против «лишних  людей». Некоторые  из  нехороших американцев -  наглые  рокеры,  к примеру, - с  помощью  героя тут же оказались в болоте… Украинский  супермен начинает спасать Америку… Подумывает поехать в  Россию,  где для  Метлы работы  тоже навалом… И никакой иронии.
        У  Чехова  «Дуэль» кончается  словами:  «Никто не знает настоящей правды…». Недельскому,  судя по всему,  эта  правда ведома… Или  это та самая  тьма,  которая  носится над  бездной?   
                27 января 2007. 


Рецензии