Глава 5. Мои первые сотрудники

 Со временем я стал руководителем группы и у меня стали появляться помощники. Первым был лаборант Юра Подтёсов, завершивший срочную военную службу незадолго до поступления на работу в ЮО. В армии он был сержантом, командиром танка. Ему довелось принять участие в боевых действиях на улицах Будапешта в 1956 году. Был он начинающим радиолюбителем.

 Вторым стал Миша Целлер, потомственный рыбак, занявший должность механика. Миша выполнял несложные слесарные работы, ремонтировал подвесные моторы для имевшейся в лаборатории лодки, обеспечивал эксплуатацию дизель-генератора на понтоне-катамаране, речь о котором пойдёт ниже. 
 
 Но самым ценным моим кадром и одним из самых близких моих друзей стал Анатолий Жильцов, радиотехник по образованию, радиолюбитель по призванию и мастер на все руки. У Анатолия было весьма своеобразное чувство юмора. Не все и не сразу могли без раздражения воспринимать этот юмор. Анатолий раздражал даже такого смолоду чрезвычайно уверенного в себе человека, каким был Слава Ястребов, начавший работать в лаборатории Вершинского чуть позже меня.

 Через несколько лет, защитив кандидатскую, а затем и докторскую диссертации, Слава стал быстро подниматься по ступенькам должностной лестницы: старший научный сотрудник, заведующий лабораторией, заведующий отделом, заместитель директора, директор Института океанологии.

 А в те годы, о которых идёт речь, Ястребов был младшим научным сотрудником, занятым в Голубой бухте доводкой дистанционно управляемого подводного манипулятора, своего первого детища. Доводка аппарата поначалу шла трудно. И долго. Слава со своей группой работал на территории ЧЭНИС в ангаре с открытыми дверями.

 Проходя мимо этих дверей, Толя останавливался, некоторое время наблюдал за работой Сдавы и его помощников, потом, растягивая в своей манере слова, говорил: «Сла–а–вушка, гол-у–убчик, и долго ещё ты будешь возиться с этой ба–а-ла–а-лай-кой?» Впоследствии Слава говорил мне, что порой был готов убить Жильцова, едва заслышав его «анапский говорок».

 Для полноты картины добавлю, что со временем манипулятор был "доведён до ума" и, демонстрируя его возможности, Слава или кто-то из его помощников брали мощной железной рукой своего детища хрупкую стеклянную полулитровую бутылку водки и разливали её содержимое по стаканам.

 В большинстве моих экспедиций я работал вместе с Жильцовым. Многие из приборов для гидрооптических измерений, которыми я пользовался, были изготовлены его руками. Он был  моим другом многие годы вплоть до дня его неожиданной недавней смерти.

 Мне довелось принимать на работу в мою группу (позднее - в лабораторию) на различные должности довольно много людей, но такого надёжного, добросовестного и бескорыстного человека, как Анатолий Жильцов, я, пожалуй, больше не встречал.

На фото - коттедж, в котором размещалась геленджикская группа московской лаборатории морской электроники Института океанологии АН СССР. 1959 год. В этом здании я работал с марта 1956-го по апрель 2001-го.   
 
               






 


Рецензии
Владилен,
чувствуется, что Вас увлекали море, интересная работа, а не карьера.
С дружеским приветом,
Владимир

Владимир Врубель   22.07.2012 21:40     Заявить о нарушении
Совершенно верно, Владимир! Делать карьеру я не стремился, но к советам умных людей прислушивался. Таким умным советчиком был для меня мой московский шеф Н.В.Вершинский, тогда кандидат, а впоследствии доктор наук и профессор. Он настоятельно посоветовал мне поступить в заочную аспирантуру АН, что я и сделал. И через некоторое время "защитился", после чего моя карьера построилась сама. При этом мне удалось заниматься только такими видами деятельности, которые мне самому были интересны и не требовали "прыжков выше своей головы".
С дружеским приветом
Владилен.

Владилен Николаев   22.07.2012 23:10   Заявить о нарушении